Понятие о психологии. Общая психология

Психология для всех

Библиографический указатель

Выполнила:

Смелова Е.С., ИДбд-11

Приняла:

Веркова М.В

Ульяновск, 2012

В данном библиографическом указателе отобраны в основном научно-популярные книги, написанные профессиональными психологами, их отличает научная достоверность, полнота и глубина охвата рассматриваемых вопросов, доступное изложение материала. Они будут интересны практикующим психологам, ведущим психотренинги, школьным психологам, студентам и преподавателям профильных вузов и колледжей, молодым родителям, всем, интересующимся психологической наукой.

Весь массив представленных в работе книг сгруппирован в соответствии с основными разделами психологической науки:

Общее понятие о психологии.

История психологии. Классики психологической науки.

Психология личности.

Социальная психология. Общее понятие о социальной психологии. Межличностное общение.

Возрастная и педагогическая психология.

Внутри разделов и подразделов книги представлены в алфавитном порядке. Описание книг сопровождается аннотациями, которые помогут составить представление о ее содержании, достоинствах и недостатках. В данном указателе представлены учебники, учебные пособия, избранные труды, лекции, тренинги, сборники

Библиографическое описание соответствует межгосударственному стандарту ГОСТ 7.1-2003.

Учебники и учебные пособия

Понятие о психологии. Общая психология

1. Боно де Э. Шесть фигур мышления [Текст] : учебник / Эдвард де Боно. – СПб. : Питер, 2010. – 111 с. : ил. – (Сам себе психолог).

Эдвард де Боно – специалист в области когнитивной психологии, доктор медицины и философии, преподаватель Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов. Его называют «отцом мышления о мышлении». Им написано более 70 книг, переведенных на 40 языков. Инструменты мышления, разработанные ученым, используются в крупных компаниях, изучаются в университетах и колледжах во многих странах мира. В данной книге он знакомит читателя с созданным им и апробированным методом активации мышления «Шесть фигур мышления». Шесть фигур, шесть фреймов – это шесть уникальных инструментов для работы с информацией, которые обеспечивают всестороннее изучение предмета за счет оптимизации процессов восприятия и анализа переработки материалов. Этот метод предлагает эффективные способы вычленения из потока информации конкретно то, что нужно человеку в данный момент. Он поможет справиться с информационной перенасыщенностью, научит фильтровать, правильно оценивать и усваивать необходимые сведения. Впоследствии это позволяет более эффективно использовать уже имеющуюся информацию. Поэтому метод де Боно так нужен и актуален в наши дни. Кроме того, ценность метода «Шести фигур» еще в том, что он может использоваться независимо от пола и возраста людей.

2. Роллс Дж. Классические случаи в психологии [Текст] : учебное пособие / Дж. Роллс; пер. с англ. В. Кузина ; под ред. Е. П. Ильина. – СПб. : Питер, 2010. – 251 с.: ил.

В издании собраны шестнадцать случаев, изученных психологами. В нем рассказано о человеке с феноменальной памятью и человеке, потерявшем память, причем и тот и другой испытывали большой дискомфорт; о человеке, которому врачи вернули зрение, от чего он испытал разочарование; о детях, оказавшихся в течении многих лет в изоляции от общества; о мальчике-гении, испытывавшем большие трудности в адаптации к обществу и др. Описание каждой истории заканчивается либо рассмотрением различных психологических теорий, связанных с конкретным случаем, либо обсуждением эффективности применяемых тогда методов коррекции. Подробное описание интересных психологических историй на деле является поводом для разговора о важных, а подчас и глобальных, научных и практических проблемах психологии. Например, поднимается вопрос о соотношении биологического (врожденного) и социального (воспитание, требования социума) в развитии личности и ее идентификации; рассматривается и оценивается экспериментальный метод изучения психики и т. д.

Книга, несомненно, будет полезна психологам, особенно начинающим, а также всем читателям, интересующимся психологией.

3. Чутко Л. С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом [Текст] : учебное пособие / Леонид Чутко. – СПб. : Речь, 2010. – 94 с.

Книга посвящена синдрому эмоционального выгорания – психологическому феномену, который в последнее время часто поражает людей «горящих» на работе. Рассмотрены предпосылки его возникновения (стресс, переутомление, астеническое состояние), симптомы и последствия (неврастения, психовегетативные расстройства и пр.).

Значительное внимание уделено методам коррекции, лечения и профилактики этих расстройств, проведение которых возможно на индивидуальном, межличностном и организационном уровне.

В конце книги имеются приложения: «Шкала уровней социальной реадаптации», «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания А. В. Бойко», и «Субъективная шкала оценки астении».

4. Филлипс Ч. Быстрое и нестандартное мышление. 50+50 задач для тренировки навыков успешного человека [Текст] : учебное пособие / Чарльз Филлипс; пер. с англ. Д. Куликова. – М : Эксмо, 2010. – 184 с. : ил. табл. – (Мозговой штурм).

Чарльз Филлипс – автор более двадцати книг по развитию мышления и интеллекта, все предлагаемые им методики проверены на практике. Автор убежден, что наше мышление поддается тренировке, в частности скорость мыслительных процессов можно и нужно увеличить, а также можно научиться видеть нестандартные решения задач. Это позволит человеку не теряться в трудных ситуациях в условиях дефицита времени.

В книге два больших раздела: «Быстрое мышление» и «Нестандартное мышление». В них собраны упражнения, которые призваны научить мыслить быстро и действовать эффективно в сложных положениях, кризисных ситуациях, не терять самообладания, справляться с нестандартными сложными делами. Внутри каждого раздела приведенные задачи подразделяются на три уровня сложности, на выполнение каждой из них отводится определенный период времени.

В конце книги предлагается главное задание, предназначенное для серьезной тренировки ранее приобретенных навыков быстрого мышления.

5. Филлипс Ч. Логика и тактическое мышление. 50+50 задач для тренировки навыков успешного человека [Текст] : учебное пособие / Чарльз Филлипс; пер. с англ. Д. Куликова. – М.: Эксмо, 2010. – 189 с. : ил. – (Мозговой штурм).

Во второй книге, написанной по образу и подобию первой, представлены задачи и упражнения на развитие логического мышления и задания, тренирующие умение мыслить тактически.

6. Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир [Текст] : учебник / Крис Фрит ; пер. а англ. П. Петрова. – М. : Астрель: Corpus, 2010. – 355 с. : ил. – (Элементы).

Крис Фрит – крупный британский нейрофизиолог и психолог, один из основоположников использования методов нейровизуализации в исследованиях психики. Книга представляет собой отлично написанное введение в биологию психических процессов. В ней на достаточно высоком научном уровне и, в тоже время, необычайно живо и увлекательно освещается, как в нашем мозгу воссоздается картина окружающего мира. Раскрываются механизмы познавательных процессов: ощущений, восприятия, мышления, воображения, памяти.

О широте рассматриваемых автором проблем можно судить по названиям глав: «Что говорит нам о мире здоровый мозг», «Как мозг моделирует внутренний мир», «Когда мозг говорит неправду», «Что стоит за иллюзиями нашего мозга», «Общение – это не только разговоры», «Откуда мы знаем, что реально, а что нет», «Что наш мозг говорит нам о нашем теле» и др.

Книга хорошо проиллюстрирована, теоретические положения в ней подкрепляются практическими примерами, результатами реальных исследований. В конце издания приведен список использованных первоисточников и предметный указатель.

7. Берри Р. Фрейд. Путеводитель для начинающих: жизнь и учение основателя психоанализа [Текст] : учебник / Рут Берри ; пер. с англ. О. Скоркина. – М. : HIPPO, 2010. – 115 с. : ил.

Автор излагает биографию ученого, показывая атмосферу и обстоятельства, в которых рождалась теория бессознательного. Рассказывается о ранних годах жизни Фрейда, дано описание его учебы, первых и последующих лет работы. Дана характеристика общества, в котором жил выдающийся психоаналитик, и в котором проходило его становление как ученого. Сложные идеи и понятия психоанализа Фрейда автор излагает ясно и доступно. Он анализирует ранние работы Фрейда и выявляет в них первые идеи о бессознательном, затем последовательно освещает основные положения теории психоанализа: поиск идентичности, Эдипов комплекс, подавление сексуальных идей, толкование сновидений, исследование бессознательного, детская сексуальность и др.

В книге рассказывается о зарождении и развитии психоаналитического движения в разных странах, о последователях Фрейда, о возникавших разногласиях среди них, о психоанализе сегодня. Автор рассматривает также влияние теории Фрейда на общественную жизнь: искусство, литературы, религию. В конце книги имеются: словарь терминов, библиография, алфавитный указатель.

8. Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия [Текст] : учебное пособие / В. М. Бехтерев. – М. : Книжный Клуб Книговек ; СПб. : Северо-Запад, 2010. – 413 с. портр. – (Золотая библиотека российской медицины).

В данное издание вошли работы, посвященные методам воздействия на личность и толпу, рассмотрены особенности феномена внушаемости во время бодрствования и в гипнотическом состоянии. Ученый поднимает также вопросы деятельности религиозных сект и анализирует их приемы обработки людей. Предваряет труды Бехтерева его автобиография.

9. Леонов Н. И. Психология делового общения [Текст] : учеб пособие / Н. И. Леонов. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 254 с. : ил. табл. – (Библиотека психолога).

Данная книга адресована не только специалистам: психологам, менеджерам, руководителям разного ранга, но и «всем тем, кто заинтересован в повышении своей компетенции в области психологии». В ней рассматривается общение как психологическая категория, выделяются особенности делового общения. Подробно освещены психологические аспекты проведения бесед, переговоров, совещаний. Значительное внимание уделено психологии публичного выступления. Показаны причины возникновения различного рода конфликтов в деловом общении и намечены возможные пути их разрешения и профилактики. Изложены основные принципы делового этикета.

10. Почебут Л. Г. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. – СПб. : Питер, 2010. – 665 с. : ил. , портр. – (Мастера психологии).

В издании дан обзор научных достижений американской, западноевропейской и российской социальной психологии. Авторы стремились дать целостное представление о системе мировой социальной психологии, как единой науки, объединяющей различные научные школы и подходы. Они показывают наиболее крупные достижения в области социально-психологического знания, а также излагают собственный взгляд на социальную психологию.

Пособие основано на двух методологических подходах: эволюционном и кросс-культурном. Освещена история отечественной и зарубежной социальной психологии, ее естественнонаучные основы, проанализированы парадигмы и предмет. Подробно рассмотрена социальная психология личности, дана характеристика культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, рассказывается о становлении Я-концепции, формировании идентичности, о системах ценностей личности, особенностях социального познания, представлений и установок. Большая глава посвящена психологии отношений. В ней описаны социальные, деловые, личные и прочие отношения. Значительное внимание в книге уделено психологии малых и больших групп. Динамика малых групп рассмотрена с точки зрения групповых процессов, состояний и эффектов влияния группы на человека. Изучение больших групп сосредоточено на этносах, кросс-культурных различиях и сходстве, на психологии толпы.

11. Соснин В. А. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – М. : ФОРУМ, 2010. – 33 с. : ил. табл. – (Профессиональное образование). – (Psychology).

Издание является учебным пособие, поэтому в ней на достаточно высоком научном уровне представлены все основные разделы базового курса социальной психологии: предмет, объект, структура и методы социальной психологии, история ее становления, психология личности, межличностные взаимодействия, социальные сообщества (группы малые и большие). Его достоинством является то, что авторы значительное внимание уделяют прикладным отраслям психологии. Отдельные главы посвящены основным практическим проблемам социальной психологии конфликта, этнической психологии, психологии управления, психологии предпринимательства.

Книга написана хорошим понятным языком и будет полезна всем, интересующимся психологией.

12. Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] : учебное пособие / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – М. : Владос, 2010. – 285 с. : ил. – (Библиотека психолога)

Основное внимание в книге уделено профилактической, коррекционной и реабилитационной работе с детьми и подростками, отличающимися девиантным поведением. Каждому из этих направлений деятельности посвящена отдельная глава, в которой показаны особенности этой деятельности, участие в ней различных социальных институтов: семьи, школы, медицинских и правовых органов, психологических центров.

Книга будет интересна и полезна не только специалистам, но и заинтересованным родителям, которым она поможет понять поведение трудного ребенка и правильно организовать свое взаимодействие с ним.

1.2. Избранные психологические труды

13. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] : избр. психол. Труды / В. М. Бехтерев ; под. ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. – М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 415 с. : ил – (Психологи России).

В книге представлены основные труды выдающегося ученого, посвященные проблемам развития и воспитания личности. Это следующие работы: «Обоснования объективной психологии», «Личность и условия ее развития и здоровья», «Объективное исследование нервно-психической сферы в младенческом возрасте», «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении», «Охрана детского здоровья», «Алкогольная политика или алкогольное оздоровление», «Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии», «Что такое внушение?», «Внушение и воспитание», «Роль внушения в общественной жизни».

14. Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой [Текст] : избр. психол. труды / Гонзаг Масколье ; пер. с фр. Т. Велента. – М. : Боргес, 2010. – 131 с. : ил, табл.

На страницах его книги доступным для понимания широкими кругами читателей языком излагаются теоретические конструкты, на которых базируется гештальт-терапия. Показывается, каким инструментом, в отличии от других направлений психотерапии, располагает гештальт-подход и какие практические задачи он позволяет решать.

В первой части книги представлены история рождения и развития гештальт-подхода, рассказывается о его основателях – Фрице и Лауре Перлз, Поле Гудмене и др. Во второй части рассмотрены основные понятия, используемые в Гештальте, их философские основания и психологическое значение. Третья часть посвящена различным областям применения Гештальта, здесь показано его значение для групповой и индивидуальной терапии, образования, коучинга и пр. В этой же части рассказывается о развитии гештальт-подхода во Франции.

В конце книги приведены библиография, глоссарий и приложения: «Полезные адреса», «Профессиональная этика», «Международная лексика».

15. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве [Текст] : избранные психологические труды / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Г. Барышниковой, Р. Додельцева, М. Попова. – М. : Эксмо , 2010. – 605 с., портр. – (Зарубежная классика).

В настоящий сборник включены работы, связанные общей темой – психоанализом художественного творчества. Фрейд даѐт оригинальные трактовки шедевров творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевского, выявляет в них ключевые фигуры авторского бессознательного, подлежащего научно-философскому осмыслению.

16. Фред З. Малое собрание сочинений [Текст] : избр. психол. труды / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Г. Барышниковой и др. – СПб. : Азбука-Классика, 2010. – 989 с.

В данный сборник создателя психоанализа вошли самые яркие его произведения, в свое время шокировавшие общественность и встреченные многими враждебно. Сборник содержит следующие работы: «Психопатология обыденной жизни», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу», «По ту сторону принципа наслаждения», «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Я и Оно», «Неудовлетворенность культурой».

Выйдя за рамки привычной его современникам медицинской психологии, Фрейд в этих работах объясняет человеческое поведение сексуальным влечением, представление о котором в то время оскорбляло взгляды общественности. До сих пор не затихают споры об основных положениях теории Фрейда, изложенных в этих трудах.

17. Фрейд З. Неудобства культуры [Текст] : избр. психол. труды / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Р. Додельцева. – СПб. : Азбука-класика, 2010. – 187 с.

«Неудобства культуры» – одна из основных работ выдающегося создателя психоанализа по психологии культуры.

В ней он развивает свои мысли об антагонизме Эроса и Танатоса – стремления к жизни и стремления к смерти внутри живого в целом и в его конкретных сферах: человеческой культуре, индивидуальной психике. Культура, полагает Фрейд, накладывает ограничения на сексуальные и агрессивные влечения человека. В ходе культурного развития в индивиде формируется новая инстанция – «Сверх-Я», которая обращает эти склонности человека внутрь. Чем выше культура, тем мощнее «Сверх-Я», которое вызывает угрызения совести, чувство вины у человека. Фрейд ставит вопрос о путях снижения этого конфликта, о сглаживании неудобств культуры.

18. Фрейд З. Общая теория неврозов: введение в психоанализ [Текст] : избр. психол. труды / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2010. – 254 с. – (Психология).

В книге представлена как самостоятельная работа «Общая теория неврозов», которая впервые была изложена Фрейдом в его лекциях по введению в психоанализ (лекции с 16 по 28), которые были написаны им в 1933 году.

Это не просто одна из знаковых работ ученого, но и произведение, ставшее классикой психологии и философии ХХ века и имевшая огромное значение для развития современного психоанализа и психотерапии. Работа представляет собой своеобразную квинтэссенцию того, что принято считать «классическим фрейдизмом». В ней представлены симптомы неврозов от самой начальной стадии заболевания, их смысл и значение, рассмотрены основные понятия психоанализа: вытеснение, сопротивление, перенесение, либидо и др.

19. Фрейд З. Психология бессознательного [Текст] : избр. психол. труды / Зигмунд Фрейд; пер с нем. Г. В. Барышниковой. – М. : АСТ : Астрель , 2010. – 605 с. – (Philosophy).

В издание вошли семь работ знаменитого психоаналитика, тематически объединенные в три группы.

Первая группа получила название «Психоанализ детских неврозов». Она включает в себя «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и «Три очерка по теории сексуальности». Вторая группа «Психопатология обыденной жизни» состоит из одноименной работы Фрейда и работы «О сновидении». Третья группа «Проблемы метапсихологии» включает работы: «О психоанализе», «По ту сторону принципа удовольствия» и «Я и Оно».

Предваряет все эти работы предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону удовольствия», написанное выдающимися отечественными психологами Л.С. Выгодским и А.С. Лурия, в котором анализируется данное произведение и дается оценка психоанализа в целом.

20. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни [Текст] : избр. психол. труды / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. О. Медем. – СПб. : Азбука-классика, 2010. – 220 с. – (Азбука-классика).

«Психопатология обыденной жизни» — одно из основных произведений австрийского учѐного, заложивших фундамент его теории психоанализа наряду с его «Толкованиями сновидений», «Введением в психоанализ», «Я и Оно». Книга считается научной классикой XX века.

Изучая различные отклонения от стереотипов обычного поведения, учѐный приходит к выводу, что они часто свидетельствуют о глубинных нарушениях психики, являются симптомами психоневроза. Поэтому Фрейд утверждает, что «граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны…».

21. Фрейд З. Статьи о кокаине [Текст] : избр. психол. труды / Зигмунд Фрейд ; пер. с англ. Ю. Донца. под общ. ред. В. Зеленского. – СПб. : Азбука-классика, 2010. – 155 с. – (Азбука-классика).

В издании представлено пять статей великого австрийского психолога о кокаине и кокаинизме. В свое время он потратил немало времени на изучение медицинских свойств кокаина и даже считал его антидепрессантом, как в психологическом, так и в соматическом отношении. И то и другое воздействие ученый испытал на себе. Позднее он объявил кокаин опасным наркотиком и прекратил исследования в этой сфере.

В сборник вошли статьи: «О коке», «Исследование воздействия кокаина», «Об общем воздействии кокаина», «Экспертное заключение о препарате кокаина фирмы «Парк, Дэвис и К°», «Кокаинизм и болезнь кокаина». Они довольно редко публикуются, их основное значение в том, что они свидетельствуют о пробуждении у молодого ученого интереса к бессознательному, ставшему впоследствии основной темой его исследований.

Завершает издание значительная по своему объему статья известного специалиста по психоанализу В. Зеленского «Фрейд и кокаин».

22. Фромм Э. Искусство любить [Текст] : избр. психол. труды / Эрих Фромм. – М. : АСТ , 2010. – 220 с. – (Philosophy).

Книга «Искусство любить» пользуется заслуженной известностью и признанием во всѐм мире. Она переведена на десятки языков, выходила миллионными тиражами.

В данной книге основателя гуманистического психоанализа собраны его работы, посвящѐнные ключевым вопросам человеческого существования — природе человека, любви, ответственности за свою жизнь. В неѐ вошли «Человеческая ситуация — ключ к гуманистическому психоанализу», «Искусство любить», «Кредо». Эти работы часто называют квинтэссенцией гуманистического мировоззрения Фромма и его концепции человека. Эта книга о любви, но не о любви, понимаемой как симфония эмоциональных переживаний и вершина межличностных отношений, а как высшая зрелая форма человеческого отношения к человеку, как духовная способность, которой наделены не все люди и которая может проявляться в различных видах отношений — между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, и даже между человеком и богом.

23. Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом [Текст] : избр. психол. труды / Эрих Фромм; пер. с англ. Т. В. Панфиловой, Э. А. Гроссман. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2010. – 314 с.– (Психология).

В издании представлены две его основополагающие работы. Первая – «По ту сторону порабощающих иллюзий» – работа, в которой ученый исследует генезис, мифологию и основные философские аспекты двух крупнейших учений, оказавших значительное влияние на формирование мышления многих интеллигентных людей прошлого века – марксизма и фрейдизма. Ранее эта работы выходила на русском языке под названием «Из плена иллюзий». Вторая работа «Цзен-буддизм и психоанализ» представляет собой оригинальную попытку сопоставления наиболее интересных и распространенных философских систем Востока и Запада. Фромм демонстрирует, что они, в полной мере отражая специфику европейского и азиатского менталитетов, в то же время, имеют между собой гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

24. Фромм Э. Психоанализ и религия [Текст] : избр. психол. труды / Эрих Фромм; пер. с англ. А. Дванова. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2010. – 153 с. – (Философия. Психология).

Сам Фромм считал эту работу продолжением размышлений, изложенных им в «Человеке для самого себя» – исследовании психологии религии. Этика и религия на его взгляд тесно связаны друг с другом, поэтому «частично темы этих двух книг совпадают». Но в этой публикации автор уделяет основное внимание психологии религии, излагая собственную позицию по отношению к вере и верующим. Ученый считал, что его взгляды, выраженные в данной работе «ни в коем случае не являются общепринятыми для психоанализа». Фромм не принимает положение Фрейда, рассматривавшего религию в качестве коллективного невроза человечества, он дает ей другую трактовку. Под религией он понимает «любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения».Фромм выделяет и анализирует разные виды религии: гуманистические, к которым он причисляет буддизм, даосизм, дзен-буддизм, раннее христианство, и авторитарные, которыми считает все остальные мировые религии.

25. Юнг К. Г. Символическая жизнь [Текст] : избр. психол. труды / К. Г. Юнг; пер. с англ. и предисл. В. В. Зеленского. – М. : Когито-Центр, 2010. – 324 с. : ил.

В издание вошли работы Юнга, составляющие «золотой фонд» его учения: «Тавикстокские лекции», «Символы и толкование сновидений» и «Символическая жизнь».

Первая работа – это устные доклады, впоследствии опубликованные. Они содержат изложение основных положений созданной Юнгом аналитической психологии. В них разбираются психологические типы, рассмотрен тест словесных ассоциаций, дан анализ сновидений и освещена концепция переноса. Лекции демонстрируют ораторское мастерство ученого.

Вторая работа «Символы и толкование сновидений писалась Юнгом в последние годы жизни, когда его коллеги и друзья убедили его выпустить популярную работу для неспециалистов. В ней фундаментальные идеи аналитической психологии представлены в новом необычном ракурсе.

«Символическая жизнь» – название семинара, который Юнг провел в 1939 году. В издании впервые предлагаются его тексты, прежде на русском языке не публиковавшиеся. На этом семинаре обсуждались вопросы взаимосвязи религиозности и невротических проблем.

1.3. Психологические тренинги

26. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учебник психологический тренинг / Александр Асмолов. – 4-е изд., испр. – М. : Смысл: Академия, 2010. – 447 с. : ил., порт., табл. – (Психология для студента).

Центральной задачей данной книги он считает «изложение представлений о психологии личности как целостной системе знаний». Психология личности представлена Асмоловым как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире с привлечением разрозненных ранее факторов из эволюционной биологии, культурной антропологии, истории, социологии, филологии и медицины.

27. Вемъ А. Застенчивость и как с ней бороться [Текст] : психологический тренинг / А. Вемъ. – СПб. : Питер, 2010. – 249 с. : ил., табл. – (Сам себе психолог).

В издании с разных сторон рассматривается феномен застенчивости, выявляются возможные причины формирования этого качества личности, его проявления и последствия. Проанализирован внутренний мир застенчивых людей. Показано, какое значение имеет детский опыт для развития застенчивости. В книге также рассмотрена тревожность, как качество, способствующее возникновению застенчивости, и намечены способы борьбы с ней. Отдельная глава посвящена обучению общению. В ней приведены правила межличностной коммуникации, усвоив которые, любому будет легче преодолеть собственную застенчивость. Книга написана живым доступным языком, с приведением ярких примеров.

28. Голубева М. В. Учебник для волшебницы [Текст] : психологический тренинг / Марина Голубева. – М. : Эксмо, 2010. – 299 с. : ил., табл. – (Позитивная психология).

В данной книге автор объясняет природу творческого мышления, показывает его роль в жизни человека. Она справедливо утверждает, что творческая деятельность обладает огромной психотерапевтической силой, поэтому человеку полезно творить. Значительное место в своей книге Голубева отводит материалам о том, как развить образное мышление, воображение и творческое мышление. Дается характеристика основных видов творчества, показана необходимость учета индивидуальных особенностей личности при выборе того или иного вида творческой деятельности. Освещены особенности научного творчества и изобретательской деятельности.

Отдельный раздел посвящен методам развития воображения и привлечения к творчеству в детском возрасте. Приводится ряд тренингов, упражнений, способствующих творческому развитию ребенка.

29. Леви В. Л. Не только депрессия: охота за настроением [Текст] : психологический тренинг / Владимир Леви. – М. : Торобоан, 2010. – 346 с. : ил. – (Конкретная психология).

Посвящена исследованию одного из самых распространѐнных сегодня душевных недугов — депрессии.

Каковы причины депрессии? Как связаны депрессия и зависимости? В чѐм особенности детских и юношеских депрессий? Бывает ли депрессия от любви? Можно ли справиться с депрессией, возникшей на почве жизненных потерь, утраты смысла жизни, серьѐзных душевных травм? На все эти вопросы даются ответы в книге. Автор объясняет, как можно выйти из депрессии, поняв еѐ причины, как научиться предупреждать падение настроения и управлять им в самых неблагоприятных условиях.

Как и все остальные книги В. Леви, эта книга отличается не только профессионализмом, но и увлекательным, проникновенным и живым изложением и несѐт заряд юмора и оптимизма.

30. Сидорская Н. В. Развитие интуиции. Теория и практика [Текст] : психологический треннинг/ Н. В. Сидорская. – СПб. : Речь, 2010. – 95 с.

Н.В. Сидорская – практический психолог, автор тренингов развития интуиции и ряда работ по индивидуальному и семейному консультированию. Она убеждена, что интуиция чрезвычайно важный психологический феномен, способный сохранить человеку здоровье, благополучие, а иногда даже жизнь, поэтому ее нужно развивать. В данной книге Сидорская объясняет, как можно тренировать интуицию, стараться сделать ее таким же рабочим инструментом, как память, внимание, речь. В основу книги лег авторский базовый курс тренингов по развитию интуиции. Каждый представленный тренинг состоит из чередующихся блоков теории и практики. Среди практических упражнений имеются направленные на развитие как телесной, так и пространственной интуиции.

Курс был апробирован автором, и в книге приводятся цитаты из анкет и листов обратной связи его участников.

31. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций [Текст] : психологический треннинг / В. Б. Шапарь. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2010. – 452 с. – (Психологический факультет).

В книге рассмотрены различные кризисные ситуации, возникающие на разных этапах жизни человека. Все материалы делятся на две большие части: «Кризисные ситуации в жизни взрослых людей» и «Кризисные ситуации в жизни детей». В первой части освещены семейные кризисные ситуации, спровоцированные супружеской изменой, непониманием между детьми и родителями, сексуальными нарушениями и пр.; а также профессиональные кризисные ситуации; кризисы, вызванные болезнью или смертью близких, посттравматическим стрессовым состоянием и т. п. Во второй части проанализированы: детская агрессивность, как кризисная составляющая в жизни ребенка; кризисы, вызванные насилием над детьми; кризисы, вызванные смертью или болезнью близких им людей и др.

32. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Текст] : психологический треннинг / Пол Экман. – СПб. : Питер, 2010. – 33 с. : ил., портр. – (Сам себе психолог).

Большую часть своей научной деятельности Экман посветил изучению вопроса, с помощью каких мышц лица выражаются различные эмоции человека. Его труды нашли отражение в разработанной им методике обучения дифференцированию различных эмоций.

В данной книге значительное место уделено психологическим механизмам эмоциональных реакций, врожденных или приобретенных. Рассмотрены разные типы эмоций, воздействие эмоций на человека, особенности переживания и выражения эмоций в разных культурах. Подробно описываются такие человеческие эмоции, как: печаль и горе, удивление и страх, отвращение и презрение, эмоции удовольствия (к которым он относит и радость).

Главным достоинством книги является ее практическая направленность. Описанные в книге сведения о выражении разных эмоций на лице будут полезны как широким кругам читателей для оптимизации межличностного общения, так и представителям ряда профессий: врачам, психотерапевтам, художникам, актерам и пр. для более успешной работы.

33. Энтони Р. Главные секреты абсолютной уверенности в себе [Текст] : психологический тренинг / Роберт Энтони. – СПб. : Питер, 2010. – 223 с. : ил. – (Сам себе психолог).

Особенность данной книги в том, что автор дает конкретные рекомендации, которые помогут добиться развития сильной мотивации, создания положительных установок и повышения самооценки. Например, чтобы избавиться от чувства вины, мешающего развить нужную для успеха активность, Энтони предлагает вести «дневник вины», который наглядно покажет, что часто окружающие используют обвинения для снижения вашей самооценки и развития установок на неудачу, с тем, чтобы вами было легче манипулировать. Автор особенно подчеркивает, что нельзя «зацикливаться» на неудачах, поскольку тем самым «вы сами себя толкаете к провалу». Надо настраиваться на успех, на удачу, тогда найдутся силы для выполнения задуманного. Большое внимание в книге уделяется подключению подсознания, которое является «автоматическим творческим механизмом, который может разрешить проблемы и изменить вашу жизнь быстрее, чем сознание в одиночку». Для его активизации предлагается «рисовать конечный результат». Это поможет поверить, «что вы сможете осуществить желаемое». Автор рекомендует завести блокнот «Мой план судьбы», в котором надо рисовать или наклеивать изображение вещей и явлений, к которым вы стремитесь, мест, которые мечтаете посетить.

Книга написана хорошим живым языком, содержит много интересных советов и рекомендаций. Она буквально заражает оптимизмом и вдохновляет на успешную работу над собой.

34. Хавьер О. Интеллектуальная гимнастика: полная фитнес-программа для интеллекта [Текст] : психологический тренинг / Олидэн Хавьер; пер А. А. Зубарева. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 175 с. : ил.

Книга испанского специалиста представляет собой практическое пособие для

совершенствования умственных способностей.

По мнению автора для успешного выполнения этой задачи необходима тренировка памяти, внимания, воображения, креативности, критического мышления и эмоционального интеллекта. В книге представлены разнообразные, специально подобранные автором упражнения, развивающие все эти свойства. Сам автор во введении предлагает рассматривать содержание своей книги в качестве материалов для интеллектуальной гимнастики. Она призывает читателей: «так же, как

многие другие люди два или три раза в неделю делают зарядку, занимаются ходьбой или играют в футбол, вы можете выделить два или три дня в неделю заниматься гимнастикой для ума».

Социальная психология.

Сборники статей

Наши рекомендации