Теории З. Фрейда и К. Юнга относятся к психодинамическому (или психоаналитическому) направлению, ведущим принципом которого является понимание личности через конфликт.
Термины «психодинамический» и «психоаналитический» сегодня являются синонимичными, взаимозаменяемыми на основании их единого понятийного значения. По данным теоретического анализа А.Ф. Бондаренко, термин «психодинамика» был введен в 1918 г. Р. Вудвортсом, однако «в современной психологии объем и содержание соответствующего понятия в основном определяются психоаналитическими концепциями и индивидуальной психологией А. Адлера»; в центре данного подхода – психодинамического, «находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики – мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я» [1].
По результатам теоретического анализа Л. Хьелла и Д. Зиглера, термин «психодинамический» указывает на конфликт (или «борьбу») между разными аспектами личности [15, с. 105-106]. Авторы указывают: «Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда» [16, с. 106].
Именно такое понимание характерно психоаналитическим теориям, в частности теории основателя данного направления – З. Фрейда, который «охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания» [16, с. 105].
Особое значение в формировании и функционировании личности З. Фрейд определял в области бессознательного. В своей работе «О психоанализе» ученый, интерпретируя отношения социального и биологического в личности, подчеркивает: «Известная часть вытесненных эротических стремлений имеет право на прямое удовлетворение и должна найти его в жизни. Наши культурные требования делают жизнь слишком тяжелой для большинства человеческих организмов; эти требования способствуют отстранению от действительности и возникновению неврозов, причем слишком большим вытеснением вовсе еще не достигается какой-либо чрезвычайно большой выигрыш в культурном отношении. Мы не должны возвышать себя до такой степени ,чтобы не обращать никакого внимания на животное начало нашей природы, и мы не должны забывать, что счастье каждого отдельного индивидуума также должно входить в цели нашей культуры»; потому нельзя «слишком уж сильно подавлять сексуальное чувство» [14, с. 361].
Итак, основателем психоанализа, и, вместе с тем, психодинамического направления психологии личности стал З. Фрейд. Однако, как уточняют Л. Хьелл и Д. Зиглер: «Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его» [16, с. 161].
Одной из таких теорий стала глубинная или аналитическая психология К.Г. Юнга. Переработанная К.Г. Юнгом версия психоанализа подняла вопросы цельности психики, личностного роста, влияние на личность «здесь-и-сей-час» фактора устремления в будущее и фактора прошлого опыта, необходимости интеграции «разнонаправленных тенденций» личности в согласованное целое для достижения ее психического здоровья. Соответственно, ученый критиковал З. Фрейда «за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным сексуальным побуждениям» [16, с. 162].
Соответственно, несмотря на общее направление – психоаналитическое (или психодинамическое), определяющее единый принцип в рассмотрении структуры личности, и некоторые характерные сходства теорий З. Фрейда и К. Юнга, понимание структуры личности и специфики отношений ее составляющих в данных теориях отличается рядом принципиальных различий.