Тема 13. Психология судебного процесса
Характеристика судебного процесса. Психологические особенности состояния подсудимого. Личность свидетеля и психологические аспекты лжесвидетельства. Суд присяжных. Введение диалога в судебном процессе. Техники и методы аргументации.
Судебное разбирательство – самостоятельная стадия уголовного процесса, в ходе которой суд, проанализировав версию предварительного следствия, все возможные взаимосвязи событий и обстоятельства дела, всесторонне и полно изучив доказательства, представленные по делу, выносит окончательный приговор. Именно суд призван решить дело по существу – это его основная и исключительная функция.
Подсудимый никогда не находится в спокойном состоянии. Естественное волнение после долгих недель заключения, страх перед приговором, то, что он чувствует себя выставленным перед любопытными глазами публики, - все это действует подавляющим образом на психологическое состояние подсудимого.
Характеристика подсудимого должна быть обстоятельной, объективной и соответствовать этическим требованиям.
Некоторые важные признаки характеризуют личность свидетеля:
· темперамент;
· пол;
· возраст;
· поведение;
· физические недостатки.
В зависимости от всех этих признаков показания свидетеля могут обладать большей или меньшей достоверностью.
Судебная речь тесным образом связана с результатами судебного следствия и полученными в ходе его доказательствами. Речь оратора должна быть ясной и грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия.
Литература по теме.
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2003. стр.591-626
2. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект. Москва, 2003. стр.427-438
Тема 14. Исправительно – трудовая психология
Предмет и задачи исправительно – трудовой психологии. Исторический анализ проблемы наказания и исправления преступников. Изменение личности осужденного в результате воздействия в целях раскаяния и ресоциализации. Психологические аспекты воспитательного процесса. Психологические особенности групп и среды осужденного в местах лишения свободы. Адаптация освобожденного к условиям жизни на свободе.
Исправительно-трудовая психология – отрасль психологической науки, изучающая психологические факторы, а также механизмы функционирования личности и групп осужденных в условиях отбывания ими наказания.
Основы были заложены еще в 19 веке, когда в обществе стали впервые широко обсуждаться идеи гуманизации тюремного наказания.
Предмет пенитенциарной психологии:
1) психологическое перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщение их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде:
2) динамика личности осужденного.
У осужденных в процессе пребывания в местах лишения свободы формируется особая психология. Она проявляется в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы.
Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит сложная задача – воспитать человека, создать условия для формирования социально адаптированного поведения личности конкретного осужденного.
Главная цель воспитательного процесса – сделать так, чтобы труд стал необходимой потребностью осужденного. Завершающим этапом и наиболее ответственным является приспособление к жизни на свободе, что требует от освобожденного значительных душевных усилий и терпения.
Заключение. Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к зачету.
Литература по теме.
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2003. стр.627-652
2. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. – М., 1974.
3. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект. Москва, 2003. стр.439-456
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Для направления «Психология» 030300.62
(очная форма обучения – 4 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Сам. работа | |||
лекции | семинары | ||||||
7 семестр – 72 часа | |||||||
1. | Предмет и система юридической психологии | -- | |||||
2. | История развития юридической психологии | -- | |||||
3. | Методы юридической психологии | ||||||
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | -- | |||||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | -- | |||||
6. | Психология юридического труда | - | |||||
7. | Криминальная психология | -- | |||||
8. | Психология терроризма | ||||||
9. | Психология потерпевшего | -- | |||||
10. | Психология несовершеннолетних | -- | |||||
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | -- | |||||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | -- | |||||
Психология судебного процесса | -- | ||||||
14. | Исполнительно – трудовая психология | -- | |||||
Зачет | |||||||
Всего: | |||||||
(очно-заочная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Сам. работа | |
лекции | семинары | ||||
1. | Предмет и система юридической психологии | -- | |||
2. | История развития юридической психологии | -- | |||
3. | Методы юридической психологии | ||||
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | - | -- | ||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | -- | |||
6. | Психология юридического труда | ||||
7. | Криминальная психология | -- | |||
8. | Психология терроризма | ||||
9. | Психология потерпевшего | -- | |||
10. | Психология несовершеннолетних | -- | |||
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | -- | |||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | -- | |||
Психология судебного процесса | -- | ||||
14. | Исполнительно – трудовая психология | -- | |||
Зачет | |||||
Всего: |
(заочная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Сам. работа | |
лекции | семин | ||||
1. | Предмет и система юридической психологии | 0.5 | -- | 3.5 | |
2. | История развития юридической психологии | - | -- | ||
3. | Методы юридической психологии | 0.5 | - | 7.5 | |
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | - | -- | ||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | - | -- | ||
6. | Психология юридического труда | 0.5 | 6.5 | ||
7. | Криминальная психология | 0.5 | -- | 1.5 | |
8. | Психология терроризма | - | |||
9. | Психология потерпевшего | 0.5 | -- | 3.5 | |
10. | Психология несовершеннолетних | 0.5 | -- | 3.5 | |
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | - | -- | ||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | 0.5 | -- | 7.5 | |
Психология судебного процесса | - | -- | |||
14. | Исполнительно – трудовая психология | 0.5 | -- | 7.5 | |
Зачет | |||||
Всего: |
Для специальности «Психология» 030301.65
(очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост работа | ||||||
лекции | семинары | практич. занятия | ||||||||
9 семестр – 72 часа | ||||||||||
1. | Предмет и система юридической психологии | -- | ||||||||
2. | История развития юридической психологии | -- | ||||||||
3. | Методы юридической психологии | |||||||||
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | -- | ||||||||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | - | -- | |||||||
6. | Психология юридического труда | - | ||||||||
7. | Криминальная психология | -- | ||||||||
8. | Психология терроризма | |||||||||
9. | Психология потерпевшего | -- | ||||||||
10. | Психология несовершеннолетних | -- | ||||||||
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | -- | ||||||||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | -- | ||||||||
Психология судебного процесса | -- | |||||||||
14. | Исполнительно – трудовая психология | -- | ||||||||
Зачет | ||||||||||
Всего: | ||||||||||
(очно-заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Самост. работа | |
лекции | семин | ||||
7 семестр - 72 часа | |||||
1. | Предмет и система юридической психологии | -- | |||
2. | История развития юридической психологии | - | -- | ||
3. | Методы юридической психологии | - | |||
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | - | -- | ||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | - | -- | ||
6. | Психология юридического труда | ||||
7. | Криминальная психология | -- | |||
8. | Психология терроризма | ||||
9. | Психология потерпевшего | -- | |||
10. | Психология несовершеннолетних | -- | |||
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | -- | |||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | -- | |||
Психология судебного процесса | - | -- | |||
14. | Исполнительно – трудовая психология | -- | |||
Зачет | |||||
Всего: |
(заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Самост. работа | |
лекции | семин | ||||
5 семестр – 72 часа | |||||
1. | Предмет и система юридической психологии | 0.5 | -- | 3.5 | |
2. | История развития юридической психологии | - | -- | ||
3. | Методы юридической психологии | 0.5 | - | 5.5 | |
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | - | -- | ||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | - | -- | ||
6. | Психология юридического труда | ||||
7. | Криминальная психология | 0.5 | -- | 3.5 | |
8. | Психология терроризма | 0.5 | 6.5 | ||
9. | Психология потерпевшего | 0.5 | -- | 3.5 | |
10. | Психология несовершеннолетних | -- | |||
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | - | -- | ||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | 0.5 | -- | 7.5 | |
Психология судебного процесса | 0.5 | -- | 3.5 | ||
14. | Исполнительно – трудовая психология | 0.5 | -- | 7.5 | |
Зачет | |||||
Всего: |
Для специализации «Юриспруденция» 030501.65
(очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Сам. работа | ||
лекции | семин | прак.зан. | ||||
8 семестр – 112 часов | ||||||
1. | Предмет и система юридической психологии | - | ||||
2. | История развития юридической психологии | - | ||||
3. | Методы юридической психологии | |||||
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | - | ||||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | - | ||||
6. | Психология юридического труда | |||||
7. | Криминальная психология | - | ||||
8. | Психология терроризма | |||||
9. | Психология потерпевшего | - | ||||
10. | Психология несовершеннолетних | - | - | |||
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | - | ||||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | - | - | |||
Психология судебного процесса | - | |||||
14. | Исполнительно – трудовая психология | - | ||||
Зачет | ||||||
Всего: |
(очно – заочная форма – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Распределение часов | Самост. работа | ||
лекции | семин | практич.зан. | ||||
7 семестр – 112 часов | ||||||
1. | Предмет и система юридической психологии | - | ||||
2. | История развития юридической психологии | - | - | |||
3. | Методы юридической психологии | - | ||||
4. | Личностно-деятельностный подход и социализация личности | - | ||||
5. | Этика и психология отношений в сфере предпринимательской деятельности | - | - | |||
6. | Психология юридического труда | |||||
7. | Криминальная психология | - | ||||
8. | Психология терроризма | |||||
9. | Психология потерпевшего | - | ||||
10. | Психология несовершеннолетних | - | ||||
11. | Психологические характеристики предварительного следствия | - | ||||
12. | Судебно – психологическая экспертиза | - | ||||
Психология судебного процесса | - | - | ||||
14. | Исполнительно – трудовая психология | - | ||||
Зачет | ||||||
Всего: |
(заочная форма – 6 лет)