Виды психиатрического обслуживания 4 страница
В-четвертых, в других местах эксперименты не удавались столь регулярно, как в Университете Дьюк. Британское общество психических исследований, стремившееся объективно подойти к идеям доктора Райна, но критиковавшее его методы, не сумело найти субъектов, которые убедительно бы свидетельствовали о телепатии или ясновидении при испытаниях его методом.
Рассматривая все опыты Райна и всю их критику в целом, трудно избежать вывода, что либо перед нами метод, доказывающий сверхчувственное восприятие, либо законы случая не таковы, как мы думаем. Многие заинтересованные лица полагают, впрочем, что математика – не лучший способ изучения этой проблемы, что телепатия и ясновидение существуют, но изучать их надо другими методами. Если вы верите, что сверхчувственное восприятие возможно, то наиболее интересная проблема состоит, разумеется, в том, как оно осуществляется, и представляется сомнительным, чтобы математика могла когда-нибудь ответить на этот вопрос.
Доктор Райн работал также над другой проблемой, интересующей многих людей, а именно, может ли бросающий кость влиять на выпадение очков? По-видимому, ответ его на сей день положителен. Люди, просто бросающие кость, ни о чем не заботясь, по-видимому, достигают успеха реже, чем бросающие ее "с превеликим желанием". Пользуясь механическим бросателем, доктор Райн исключил всякую возможность "воспитания" кости. Проблему эту не так трудно изучать в повседневной жизни, как проблемы ясновидения и телепатии. В любой группе игроков в кости всегда найдется кто-нибудь, выигрывающий с поразительной регулярностью, и кто-нибудь другой, не выигрывающий почти никогда.
5. Как действует сверхчувственное восприятие?
Мы можем отчетливо объясняться с самим собою и другими лишь при помощи слов, но можем знать разные вещи, и не пользуясь словами. Обычное знание основано на чувственных восприятиях, которые мы можем описать словами. Мы знаем, что у девушки в шкафу висит красное пальто, потому что "распознаем" в ней тип девушки, которому нравится красное пальто. Однако то, что называют ясновидением или психической телепатией, основывается на чем-то другом. Вдруг по непонятной причине мы начинаем подозревать, что у старшей сестры этой девушки есть два красных пальто.
Явления, напоминающие ясновидение и психическую телепатию, сильнее всего привлекают внимание, когда они касаются чисел. Когда мы вдруг безошибочно осознаем, сколько зубов у совершенно незнакомой встречной женщины, или точно угадываем, на какую улицу Нью-Йорка она направляется, мы просто вынуждены заключить, что знание этого рода получается иным способом, чем использование органов чувств.
Почти наверняка можно принять, что мы способны приобретать знания о нашем окружении тремя способами; что эти способы не отделены резко друг от друга, но нечувствительно переходят друг в друга, и что все они вносят свой вклад в оценку ситуации. Первый способ – это упорядоченное знание, получаемое взрослым состоянием Я из практического опыта; второй – интуитивное знание, развивающееся в раннем возрасте с целью выживания и остающееся в ведении детского состояния Я; третий – это сверхчувственное восприятие, получаемое неизвестными средствами связи.
Мы не знаем, как действует сверхчувственное восприятие, если оно существует. Психоаналитики немало писали о психической телепатии. Она появляется у них обычно в виде "сверхчувственных восприятий", которые должны быть интерпретированы методами психоанализа, без чего нельзя уяснить себе воспринятый предмет. Это свидетельствует о том, что сверхчувственное восприятие, может быть, является функцией более глубоких психических слоев.
Примечания к главам
Глава I
Физическое строение
Идеи, излагаемые в этом параграфе, заимствованы с видоизменениями у Шелдона:
The Varieties of Human Physique / W.H.Sheldon and others; Hafner, 1940.
W.H.Sheldon, S.S.Stevens. The Varieties of Temperament. Harper & Row, 1942.
Хотя эти представления, по-видимому, полезны в применении к нормальным людям, в отношении психотиков их преимущество по сравнению с классификацией Кречмера (Kretschmer) еще не доказано.
Эндокринные железы
Изложенное в тексте относится к мозговому веществу надпочечников, не различаемому здесь от их коры. Для ясности и простоты допущены и другие обобщения и пробелы. Мощное действие химических веществ, извлеченных из коры надпочечников, так называемых кортикостероидов, теперь уже хорошо известно. Историю их открытия можно найти в книге:
Hans Selye. The Stress of Life. Longmans, 1966.
Вот две наиболее интересных книги, содержащие надежную информацию об эндокринных железах:
Ruth Crosby Noble. The Nature of the Beast. New York: Doubleday, Doran, 1945.
Sex and Behaviour / ed. F.A.Beach. John Wiley & Sons, 1965.
См. также статью Hormones and Behaviour в книге The Encyclopaedia of Mental Health / ed. Albert Deutsch. Vol. 3, New York: Franklin Watts, 1963.
Мозг
Концепция мозга как органа ожидания полезна в дидактических целях. Законно поставить вопрос о способе хранения психической энергии. О функциях мозга можно прочесть в книгах:
Charles S. Sherrington. Man on his Nature. 2nd edn; Cambridge University Press, 1951.
W.R.Ashby. Design for a Brain. 2nd edn; Chapman & Hall, 1959 (см. русский перевод: Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. Изд. 2-е. М.: Мир, 1964).
Образы
Изложенная здесь концепция образов взята с видоизменениями у Фрейда, Юнга, Шильдера и Берроу (Freud, Jung, Schilder and Burrow). Сравните:
С.G.Jung. Psychological Types. New York: Pantheon Books, 1959.
Представления
Наше истолкование образов, зарядов и представлений основано на фрейдовской концепции представления и катексиса. Мысли Фрейда по этим вопросам рассеяны в его собрании сочинений. Интересное изложение, с некоторыми замечаниями о всемогуществе мысли, содержится в работе Totem and Taboo в книге The Basic Writings of Sigmund Freud / ed. by A.A.Brill. New York: The Modern Library, 1938, pp. 865 – 77 (см. русский перевод: Фрейд З. Тотем и табу. М.; Пг.: 1923).
Развитие этих понятий приводит к графическому методу изображения метапсихологических идей, аналогичному методу аналитической геометрии.
Образ может быть представлен кривой интенсивности катексиса в его различных точках, а не его объективной формой. Как раз это и изображается в некотором смысле на детских рисунках.
Ганс Вайхингер (Hans Vaihinger) излагает "Философию как если бы" ("Philosophy of As If"). См. его книгу под тем же названием, выпущенную издательством Routledge & Kegan Paul, 1966.
Индивидуальные различия
Гипотеза, согласно которой мозг отчасти подвергается эндокринному влиянию, при всей кажущейся правоте еще должна быть доказана. В этом смысле представляет интерес применение лития для лечения маниакально-депрессивных психозов. Представление о сильно "заторможенном" типе в противоположность сильно "репрессивному" есть полезная в клиническом и дидактическом отношении переформулировка концепции интроверсии и экстраверсии (скорее в смысле Фрейда, чем Юнга). Подразделение интеллекта на три области можно найти у Торндайка в работе:
Adult Learning / E.L.Thorndike et al.; New York: MacMillan Company, 1928.
По поводу общего изучения интеллекта см.:
David Wechsler. The Measurement and Appraisal of Adult Intelligence. Baltimore: Williams & Wilkins Company, 1958.
Факторы, упоминаемые в этом параграфе, могут быть сведены в полезную структурную классификацию личности в виде таблицы. Классификация Юджина Кана (Eugen Kahn), на которой частично основывается только что упомянутая, изложена в книге:
Н.W.Haggard, С.С.Fry. The Anatomy of Personality. New York: Harper & Brothers, 1936.
Многие скептически относятся к связи между физической конституцией и личностью; эта связь, однако, удивительно хорошо оправдывается на людях, не являющихся скептиками. Многосложные прилагательные так или иначе имеют сомнительный смысл; конституционные прилагательные также не менее сомнительны, чем психодинамические. Висцеротоник, вероятно, дает в смысле предсказания не меньше, чем пассивная зависимая личность и немногим более обескураживает в смысле терапии. Конечно, первый термин представляет гораздо более объективную оценку, чем последний, автоматически толкающий наблюдателя к определенным выводам.
Глава II
В этой главе мы вступили в спорные области современной психиатрии. Наша дидактическая цель не позволяет сколько-нибудь подробно изложить противоречивые мнения. Избранная точка зрения открывает сравнительно простой подход к теории инстинктов.
Напряжения
Интересно было бы рассмотреть динамику психических процессов с точки зрения различных формулировок второго закона термодинамики совершенно независимо от модного в настоящее время увлечения кибернетикой, теорией информации и системным анализом. Сюда относится представление о том, что все системы стремятся приблизиться к положению равновесия, что изменение энтропии не зависит от предыдущей истории системы и от частного характера процесса и, наконец, самые уравнения энтропии с принципом Ле Шателье. После выхода первого издания книги некоторые идеи, упомянутые в этом примечании, были развиты Колби (Colby, 1955), К. А. Меннингером (К. A. Menninger, 1954), Остоу (Ostow, 1951), Сасом (Szasz, 1955) и другими. Наиболее подробное изложение проблем, связанных с психической энергией, можно найти в книге:
Kenneth M.Colby. Energy and Structure in Psychoanalysis. New York: Ronald Press Company, 1955.
Беспокойство
Сравните:
Sigmund Freud. The Problem of Anxiety. New York: W.W.Norton, 1936.
Или, для более легкого чтения:
Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis. New York: W.W.Norton, 1966 (см. русский перевод: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989).
Инстинкты
Вопрос о том, является ли уничтожительное стремление первичным или же оно вторично по отношению к созидательному, занимает в психиатрической практике примерно такое же положение, как и родственная проблема "наследственность versus77 среда". Для проверки объективности можно рассмотреть противоположную гипотезу, что либидо возникает лишь вследствие фрустрации мортидо в виде замены стремления к убийству. Многие люди производят впечатление, будто они медленно умирают, а не живут. Из построений такого рода ясно, что в этом предмете равно открыты обе возможности. Для психотерапии важно не знание особенностей, с которыми ребенок является на свет, а пределы, в которых они могут быть изменены.
Дальнейшие сведения об инстинкте см. в работах:
Sigmund Freud. Beyond the Pleasure Principle. London: Hogart Press, 1961.
Karl A.Menninger. Man Against Himself. Rupert Hart Davis, 1961.
Критическое обсуждение:
Karen Horney. New Ways in Psychoanalysis, Chapter VII. Routledge &. Kegan Paul, 1939.
Термин "мортидо" заимствован у Поула Федерна (Paul Federn) и обсуждается в книгах:
Paul Federn. Ego Psychology and the Psychoses. Hogart Press, 1953.
Edoardo Weiss. Principles of Psychodynamics. New York: Grune & Stratton, 1950.
Вейсс пользуется термином "деструдо".
Механизмы психики
Сравните:
Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, Chapter XXIII (см. русский перевод: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989).
Термины активный и пассивный никогда не имели в психиатрическом мышлении достаточно ясного смысла. Я принял здесь простую точку зрения, обходящую ряд имеющихся недоразумений. В действительности ситуация сложнее и представляет собой нечто вроде инфекции, внесенной греческим глаголом.
Выражение инстинктов и Я
Обсуждение относящихся сюда вопросов см. в книгах:
S.I.Hayakawa. Language in Thought and Action. Alien & Unwin, 1952.
Alfred Korzybski. Science and Sanity. Lakevill, Conn.: Institute of General Semantics, 1958.
Интимная анатомия половой деятельности описана в книге
W.H.Masters and V.I.Johnson. The Human Sexual Response. London: J. & A.Churchill, 1966.
Психический рост
Сравните:
Sigmund Freud. Three Contributions to the Theory of Sex. New York: Dutton Paperbacks, 1962.
Сверх-Я
Сравните:
Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, Chapter XXXI (см. русский перевод: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989).
Physis
"Тележка, запряженная ослом", о которой говорила наша пациентка, напоминает "лошадь и всадника" в изложении Фрейда. Концепция состояний Я, развиваемая дальше в главе о транзакционном анализе, устраняет путаницу, связанную с явлением самонаблюдения. Используемое здесь представление о фюзисе или физисе заимствовано у Джилберта Мерри, см.:
Gilbert Murray. Five Stages of Greek Religion. Garden City, N.Y.: Doubleday Anchor Books, 1955.
Наиболее известный из авторов, писавших о творческом росте, – Бергсон:
Henry Bergson. Creative Evolution. MacMillan, 1965.
Среди других авторов, хорошо объясняющих эту проблему, упомянем Шопенгауэра. Фрейд в работе "По ту сторону принципа удовольствия" выразил свое неверие в существование универсальной творческой силы такого рода, назвав ее "приятной иллюзией". Но и он одно время не был уверен, что нечто вроде физиса не содействует Ананке78 в качестве движущей силы эволюции. "Эта оценка неизбежных потребностей жизни, – говорил он, – не обязательно служит косвенным аргументом против важности "внутренних тенденций к развитию", если будет установлено их существование" (The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, p. 355). По-видимому, вначале он был гораздо более уверен в отношении инстинкта смерти, впоследствии же приписывал Эросу и Танатосу равное значение. Проницательный взгляд некоторых шизофреников способен ясно видеть процессы распада в жизни окружающих людей, и эти их наблюдения поддерживают предположение об инстинкте смерти.
Глава III
Взрослый и ребенок
Особенности поведения, которые могут наблюдаться у ребенка в процессе его роста, описаны в ряде книг Джезелом и его сотрудниками из Йельской клиники развития ребенка; см., например:
Arnold L.Gesell. Infant and Child in the Culture of Today. Hamish Hamilton, 1965.
Труды Пиаже отличаются своим галльским очарованием; они в настоящее время легко доступны, например:
Jean Piaget. The Language and Thought of the Child. 3rd edn.; Routledge and Kegan Paul, 1959.
Есть превосходный сборник работ, отражающий различные точки зрения и открытия в области развития человека:
М.L.Haimowitz, N.R.Haimowitz. Human Development: Selected Readings. 2nd edn.; New York: Thomas Y.Crowell, 1966.