Селекция иррациональных убеждений
Консультантам следует показать клиентам, как можно отличать иррациональные убеждения от рациональных. Консультанты также могут научить клиентов показывать самим себе, как иррациональные убеждения ведут к возникновению неадекватных чувств и формированию пагубного поведения, а рациональные убеждения — к достижению положительных результатов. Для того чтобы развить этот навык, можно воспользоваться отчетами, которые клиенты составляют в процессе выполнения домашнего задания. Вернемся к рассмотренному выше примеру «Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил работу». Клиентам можно предложить перечислить рациональные убеждения (рУ), основанные на предпочитающем мышлении (на стремлениях и желаниях) на одном листе, а иррациональные убеждения (иУ), основанные на требованиях или командах, — на другом листе. Затем клиентов можно попросить перечислить желательные последствия, возникающие на базе рациональных убеждений, а также нежелательные последствия, возникающие на базе иррациональных убеждений. Выше я перечислил иррациональные убеждения и их последствия для активизирующего события «не смог получить работу». Поэтому сейчас, я перечислю только рациональные убеждения и их последствия (Ellis, 1976, 1988).
А Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил
работу.
рУ «Как тяжело получать отказ!» «Я не люблю получать отказы». «Мне хотелось бы, чтобы меня приняли на работу». «Как это раздражает!»
«Похоже, мне будет трудно получить ту работу, которую я хочу».
П Желательные эмоциональные последствия: печаль и сожаление, фрустрация и раздражение, намерение продолжать пробовать. Желательные поведенческие последствия: длительный поиск работы; попытка развить соответствующие навыки.
Дискутирована: эмотивные техники
Энергичное дискутирована
Энергичное (решительное) оспаривание могут применять и консультанты в отношении клиентов, и клиенты в отношении самих себя (Ellis, 1993e). Так как многие иррациональные убеждения подразумевают «горячие» когниции, которые включают в себя сильно выраженный эмоциональный компонент, требуется убедительное и решительное оспаривание. Консультантам часто приходится аргументировать, убеждать, а также указывать клиентам на слабые, нелогичные места в их убеждениях. Мягкого или не слишком энергичного дискутирования может оказаться недостаточно. Эллис показал программисту Роджеру, как можно создавать сильные антитревожные утверждения, касающиеся публичных выступлений, и убежденно повторять их себе. Например, в данном случае Роджеру было бы полезно часто повторять утверждение: «Я НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не должен говорить во время публичных выступлений хорошо и спокойно, хотя было бы хорошо, если бы мне это удавалось!» (Ellis, 1991e, р. 454). Кроме того, Эллис разработал вместе с Роджером диалог, который ему следовало вести с самим собой. В этот диалог были включены некоторые наиболее глубокие иррациональные убеждения Роджера, такие как: «Я — нервный недотепа, которому лучше быть немым, чем выставлять себя дураком на публике!». В этом диалоге Роджер решительно, убедительно и горячо оспаривал подобные иррациональные утверждения. Клиенты могут записывать такие кассеты для себя, выполняя домашнее задание, причем переделывать записи так, чтобы они получались еще более яркими. Эти записи клиенты могут проигрывать для себя, для своих консультантов, а при групповом консультировании — для других членов группы.
Обратное разыгрывание ролей — другой вид энергичного оспаривания, использующийся в РЭПК. Например, Эллис играл роль Роджера, стойко придерживаясь некоторых его иррациональных убеждений, чтобы Роджер мог на практике научиться энергично нападать на них (Ellis, 1993e).