Селекция иррациональных убеждений

Консультантам следует показать клиентам, как можно отличать иррациональные убеж­дения от рациональных. Консультанты также могут научить клиентов показывать са­мим себе, как иррациональные убеждения ведут к возникновению неадекватных чувств и формированию пагубного поведения, а рациональные убеждения — к достижению положительных результатов. Для того чтобы развить этот навык, можно воспользо­ваться отчетами, которые клиенты составляют в процессе выполнения домашнего за­дания. Вернемся к рассмотренному выше примеру «Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил работу». Клиентам можно предложить пе­речислить рациональные убеждения (рУ), основанные на предпочитающем мышле­нии (на стремлениях и желаниях) на одном листе, а иррациональные убеждения (иУ), основанные на требованиях или командах, — на другом листе. Затем клиентов мож­но попросить перечислить желательные последствия, возникающие на базе рацио­нальных убеждений, а также нежелательные последствия, возникающие на базе ир­рациональных убеждений. Выше я перечислил иррациональные убеждения и их по­следствия для активизирующего события «не смог получить работу». Поэтому сей­час, я перечислю только рациональные убеждения и их последствия (Ellis, 1976, 1988).

А Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил

работу.

рУ «Как тяжело получать отказ!» «Я не люблю получать отказы». «Мне хотелось бы, чтобы меня приняли на работу». «Как это раздражает!»

«Похоже, мне будет трудно получить ту работу, которую я хочу».

П Желательные эмоциональные последствия: печаль и сожаление, фрустра­ция и раздражение, намерение продолжать пробовать. Желательные поведенческие последствия: длительный поиск работы; по­пытка развить соответствующие навыки.

Дискутирована: эмотивные техники

Энергичное дискутирована

Энергичное (решительное) оспаривание могут применять и консультанты в отноше­нии клиентов, и клиенты в отношении самих себя (Ellis, 1993e). Так как многие ирраци­ональные убеждения подразумевают «горячие» когниции, которые включают в себя сильно выраженный эмоциональный компонент, требуется убедительное и решитель­ное оспаривание. Консультантам часто приходится аргументировать, убеждать, а так­же указывать клиентам на слабые, нелогичные места в их убеждениях. Мягкого или не слишком энергичного дискутирования может оказаться недостаточно. Эллис показал программисту Роджеру, как можно создавать сильные антитревожные утверждения, касающиеся публичных выступлений, и убежденно повторять их себе. Например, в данном случае Роджеру было бы полезно часто повторять утверждение: «Я НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не должен говорить во время публичных выступлений хорошо и спокойно, хотя было бы хорошо, если бы мне это удавалось!» (Ellis, 1991e, р. 454). Кроме того, Эллис разработал вместе с Роджером диалог, который ему следовало вести с самим собой. В этот диалог были включены некоторые наиболее глубокие иррацио­нальные убеждения Роджера, такие как: «Я — нервный недотепа, которому лучше быть немым, чем выставлять себя дураком на публике!». В этом диалоге Роджер решитель­но, убедительно и горячо оспаривал подобные иррациональные утверждения. Клиенты могут записывать такие кассеты для себя, выполняя домашнее задание, причем переде­лывать записи так, чтобы они получались еще более яркими. Эти записи клиенты мо­гут проигрывать для себя, для своих консультантов, а при групповом консультирова­нии — для других членов группы.

Обратное разыгрывание ролей — другой вид энергичного оспаривания, использу­ющийся в РЭПК. Например, Эллис играл роль Роджера, стойко придерживаясь некото­рых его иррациональных убеждений, чтобы Роджер мог на практике научиться энер­гично нападать на них (Ellis, 1993e).

Наши рекомендации