Алгоритм выполнения задания

Задание по психологии на производственную практику

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»

Для 4 курса бакалавриата психолого-педагогического направления

Цели и задачи выполнения задания по психологии

Цель:

Овладеть технологиями просветительского и коррекционно-развивающего направлений работы психолога образования и анализа их эффективности

Задачи:

1. Сформировать умение качественно анализировать результаты, полученные в результате диагностической работы.

2. Научиться формулировать возможные варианты коррекционно-развивающей и профилактической работы в связи с выявленными в ходе диагностики отклонениями.

3. Овладеть алгоритмом составления коррекционно-развивающих программ, направленных на изменение различных компетенций учащихся в познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферах.

4. Приобрести опыт проведения /реализации разработанных коррекционно-развивающих мероприятий.

5. Приобрести опыт просветительской работы в ОО.

6. Научиться анализировать эффективность разработанных коррекционно-развивающих программ с целью их совершенствования.

Алгоритм выполнения задания

1) Провести беседу с психологом образовательной организации (в случае его отсутствия – с воспитателем, учителем, родителями) с целью определения детей в группе (классе), имеющих различные психолого-педагогические проблемы с целью проведения с ними коррекционно-развивающей работы. В ходе беседы уточнить характер проблемы (в сфере индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностей личности). Основанием для выделения «коррекционной группы» могут послужить результаты диагностики, проведённой ранее. Необходимо обосновать выбор детей для коррекционно-развивающей работы, ссылаясь на подробный анализ результатов диагностики (при необходимости провести дополнительные диагностические процедуры).

2) Приступить к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы по следующему плану:

I подготовительный этап;

II первичная диагностика;

III коррекция типового плана и содержания работы;

IV реализация коррекционно-развивающих мероприятий;

V заключительная диагностика и ее анализ;

VI оформление результатов работы.

I подготовительный этап. Важная составляющая подготовительного этапа - подробное изучение обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос взрослого /родителя, воспитателя, учителя и жалобы ребенка, условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных особенностей, имеющиеся трудности и ограничения и т. д.). Такой анализ исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую, но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения.

II первичная диагностика. Основное назначение первичной диагностики - получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программу целесообразно включить полный список методов диагностического сбора информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования и составлению диагностического заключения.

III коррекция типового плана и содержания работы. Уточнение плана и содержания занятий происходит в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития. Перед началом проведения коррекционной программы (особенно на этапе освоения данного вида работы) важно иметь чётко структурированные конспекты каждого занятия с хронометражем. На основе текущей обратной связи о ходе работы с группой в программу могут быть внесены коррективы.

IV реализация коррекционно-развивающих мероприятий. При описании работы необходимо указать форму, в которой она велась: индивидуальная, групповая или смешанная. Зафиксировать изменения программы, внесённые по ходу проведения занятий.

V заключительная диагностика. По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель - получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Данный этап завершается написанием диагностического заключения об изменениях изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий и прогнозе будущих изменений с рекомендациями возможных форм дальнейшей работы с детьми.

Наши рекомендации