Низкие» упражнения: работа с нормами и правилами
Работу с нормами и правилами в ходе групподинамического тренинга лучше всего рассмотреть на примере «низких» упражнений веревочного курса (low course elements). «Низкие» упражненияпредставляют собой ипю сформулированную задачу на преодоление препятствий, которую 11 редлагается решить группе. Обычно задание формулируется следующим образом: между пунктами А и Б располагается некоторое препятствие, участники находятся в пункте А, им необходимо попасть в пункт Б. «Низкие» упражнения называются так потому, что не предусматривают подъема участников на высоту более двух метров над землей. Некоторые из подобных упражнений требуют специального реквизита, другие нет. В значительном объеме страховку на «низких» упражнениях обеспечивают сами участники тренинга, иногда — тренер (инструктор). Выполнение каждого из упражнений занимает от 20 минут до часа.
«Низким» упражнениям, технике их проведения и обеспечению безопасности, а также многим другим специфическим вопросам посвящена специальная литература для инструкторов веревочного курса (см. биб-.|| иографический список к главе), здесь же достаточно самого общего описания. Типичные примеры подобных упражнений приведены в приложении 7. Здесь можно представить одно из них, которое будет прокомментировано чуть ниже.
Упражнение «Болото»
Два бревна представляют собой «берега болота» (границы пунктов А и Б соответственно). В «болоте» лежат 2-3 «кочки». В распоряжении участников имеются две жерди. Задание: переправиться из пункта А в пункт Б, перемещаясь только по жердям и кочкам.
«Низкие» упражнения предполагают физическое преодоление командой препятствий, однако похожие групподинамические эффекты могут быть достигнуты и на материале других задач, в которых совместными усилиями может быть получен объединенный результат. Схожими будут требование в той или иной форме (параллельно или последовательно) решить задачу всей командой, необходимость совместных скоординированных усилий, а также специфическое нормативное управление группой.
Каких групподинамических эффектов и за счет каких механизмов позволяют достичь «низкие» упражнения? Выполнение «низких» упражнений дает группе возможность пережить сильный опыт в связи со следующими основными темами: лидерство, персональная и групповая ответственность, доверие, уровень притязаний, честность, эмоциональные отношения в группе, эффективность и скоординированность совместных действий в новых условиях, предпочтение планирования или реализации, выбор очевидных или неочевидных путей решения, ценности командной работы и др. Тренинг командной сыгровки может быть направлен на любую из этих тем и на любом подобном материале могут строиться промежуточные и финальные обсуждения. В зависимости от целей тренинга, исходной и текущей ситуации в команде могут подбираться различные упражнения, с большей или меньшей яркостью актуализирующие тот или иной контекст.
В таблице 9 перечислены параметры, по которым различаются «низкие» упражнения [подробнее см.: Зверев, 1993-2005; Rohnke, Wall, Tait, Rogers, 2002]. Одним из мощнейших средств управления групповой динамикой в ходе «низких» упражнений является принятие перед началом их выполнения определенных правил. Если упражнения связаны с физическими действиями, правила прежде всего регулируют безопасность.
Таблица 9