ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня

У.

«Самое длинное».Подростки составляют длинное предло­жение со словом «доброжелательный», затем «веселый», «при­ветливый». Затем они слушают друг друга и выбирают самое длинное предложение.

«Объясни значение».Подростки записывают в тетрадь ка чества человека (например: тактичный, отзывчивый) и по оче­реди пытаются как можно точнее объяснить их значение. За­тем говорят вслух и записывают в тетради, кому из ребят дан­ное качество присуще больше всего.

«Плюсы и минусы».Ведущий рассказывает ребятам о том, что в любом событии всегда можно найти «плюсы» и «минусы», например, полученная пятерка может заставить ученика еще больше стараться, а может привести к тому, что человек решит: можно уже ничего не делать. Все вместе они ищут «плюсы» и «минусы» полученной двойки. Затем каждый получает по карточке, на которой записано то или иное собы­тие, и должен найти в нем «плюсы» и «минусы». Ситуации могут быть, например, такими: «Все ребята из класса считают тебя виноватым в драке, не хотят с тобой играть»; «На уроке ты не успеваешь сделать задание, все над тобой смеются»; «Учитель сказал, что ты лучше всех выполнил задание»; «В играх тебя всегда выбирают ведущим» и т.п.

«Копилка трудных ситуаций».Ведущий говорит о том, что в любом возрасте человек может оказаться в трудной си­туации, и вместе с группой собирает «копилку трудных ситуа­ций пятиклассников» (получена двойка, сердятся родители и т.п.). Затем предлагает представить, что трудная ситуация — это урок, который должен чему-либо научить. Далее учащие­ся обсуждают и выводят обучающий эффект типичных труд­ных ситуаций пятиклассников.

Работа со сказкой.Ведущий читает и обсуждает с под­ростками сказку.

Сказка о Дрюпе Дрюпкине

В далекой-далекой Солнечной системе, на далекой-далекой планете Земля, в одном далеком и большом городе жил Дрю-па Дрюпкин. Как жил? Да по-разному. Но считал он себя не очень счастливым, слишком уж часто с ним что-то нехорошее само собой случалось. То в столовой его любимый суп с цвет­ной капустой прольется, то .на любимом уроке географии лю­бимая учительница «три» поставит, то любимый друг Пустель Пупкин с ним поругается. А то как-то сидел Дрюпа на стуле в своей комнате, просто сидел — и свалился на пол. Да боль­но так! Аж искры из глаз посыпались! Открыл Дрюпа глаза и вдруг голосок чей-то услышал:

— И не надоело тебе, Дрюпон, так жить?

— Ты кто? — испугался Дрюпа.

— Я — твоя шишка, — пропищал голосок.

Подскочил Дрюпа к зеркалу: синяк под глазом, царапина на шее и такой огромный «шишак» на затылке, что действитель­но глазками подмигивает.

— Тебе надо измениться, Дрюпыч!

— Да я уж изменился, куда больше! Увидишь в темноте —
испугаешься, — вздохнул Дрюпа.

— Нет, Дрюпа, не так. Тебе нужно почаще выполнять уро­
ки жизни.

— Да у меня и так жизни нет от школьных уроков!

— Слушай меня, Дрюпкин. Слушай и благодари. Тебе нуж­
но учиться у неприятных, трудных ситуаций. Тогда сразу по­
умнеешь, а иначе скоро из Дрюпы тебя переименуют в Боль­
шого Шишака.

ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru Дрюпа от такого нахальства собственной шишки дар речи потерял, а когда нашел — шишки уже не было. И синяка под глазом, и царапины на шее.

— Но появился зато резвый младший брат Купер-Персик. И не просто появился, а тут же Дрюпкину ручку сломал. Хотел Дрюпа ему двинуть, но остановился. Может, на Купер-Перси­ке жизни поучиться? Посидел и подумал: «А может, пожалеть Персика для разнообразия?» Тут мама пришла с работы и, как всегда, с претензиями: «Собаку не выгулял. Купера оби­жал». Хотел Дрюпа, как всегда, обидеться, а потом подумал: «Может быть, жизни поучиться и попробовать понять маму?»

— Не хочется длинно рассказывать о Дрюпе — вы ведь и так уже все поняли. Понравилось Дрюпе выполнять уроки жизни, понравилось ему изменять себя. Ну и жизнь его, конечно, из­менилась к лучшему. Какой она стала? Это вы тоже лучше меня знаете, какой должна быть жизнь у пятиклассника, что­бы он чувствовал себя счастливым. А каким стал Дрюпа, ког­да вырос, когда школу кончил — это вы мне сейчас и рас­скажете. ..

— Окончание придумывают подростки.

— Вопросы Эло обсуждения

— — Почему Дрюпа не считал себя счастливым?
■— Что значит «уроки жизни»?

— — Приходится ли вам иногда выполнять нетолько школь­
ные уроки, но и уроки жизни?

— ЗянятиЕ 15. В трупноп ситудиии я ишу силу

— ВНУТРи СЕБЯ, U ОНИ ОБЯЗЙТЕЛЬНО НРШПЕТСЯ

— «Самое длинное».Подросткам предлагается составить са­мое длинное предложение со словом «воля», затем со словом «терпение» и, наконец, со словом «сочувствие».

«Объясни значение».Подростки записывают в тетрадь ка­чества человека, например: сердечный, интеллигентный. Пос­ле чего по очереди пробуют как можно точнее объяснить зна­чение каждого и наиболее точное объяснение записывают в тетради. Затем обсуждают, кому из ребят больше всего прису­ще данное качество.

«Прикоснись к своим соседям».По команде ведущего нужно быстро успеть обеими руками прикоснуться к тем или иным деталям одежды у соседей слева и справа (пуговица, подошва кроссовок, часы и т.п.).

«Внутренняя сила».Ведущий говорит о том, что у каждо­го есть какие-то качества, которые составляют его внутреннюю силу, помогают справиться со сложной ситуацией. Правда, не все знают о своей внутренней силе. И поэтому в трудные мо­менты не используют ее. Ждут внешней помощи, которая мо­жет и не прийти. У кого-то внутренняя сила заключается в силе воли и терпении, у кого-то — в теплом отношении к дру­гим людям, у кого-то — в решительности. Далее подростки пишут в тетради заголовок «Моя внутренняя сила» и записы­вают под ним те качества, которые ее составляют. Если кому-то трудно это сделать, то помогает класс. Можно вывесить на доску плакат с возможными составляющими Внутренней силы.

Работа со сказкой.Ребята слушают сказку, рисуют к ней иллюстрации.

Сказка о волчишке Джоне

Жил в одном лесу волчишка Джон. Он был самым обыкно­венным волчишкой — таким, как все: ходил в звериную шко­лу, получал когда двойку, а когда четверку, любил каникулы и роликовые коньки. Но был он не очень счастливым. В шко­ле учителя часто ругали его за грубость, а дома родители — за двойки, да еще иногда и лупили его. А однажды с ним слу­чилось такое... Он сам не знает, как это пережил. Поделился с лучшим другом, но и тот его предал. Разве так можно жить?

«Всем на меня наплевать. Почему я не такой, как они, — думал волчишка. — Зачем я родился? Мне лучше совсем не жить, чем жить так. Отравлюсь таблетками!» — решил он. Но от таблеток волчишку только стошнило. А жизнь лучше не стала. Тогда посмотрел он на взрослых вокруг себя и решил подождать своей взрослости. «Вот вырасту я, вырастут мои зубы, вырастут когти, и я им всем отомщу!» Но потом посмот­рел на взрослых получше и увидел, что эти страшные взрос­лые совсем не счастливые, не радостные. А кричат на детей, унижают их от бессилия, от горя в душе. «Нет, не буду я мстить, не буду ненавидеть, не буду за ними повторять, — решил волчишка, — жалко мне их». И вдруг обратил внима­ние на свое отражение в зеркале. Увидел глаза усталые, но добрые, плечи крепкие, ноги сильные.

— А ведь я смогу, — сказал волчишка своему отражению. —
Смогу быть счастливым. Надо только очень постараться, на­
прячь все свои силы и перестать бояться, что с тобой что-то
случится, напрячь всю волю, пожалеть обидчиков, а еще обя­
зательно поверить в свое счастье, в людей вокруг тебя!

Сказал это сам себе волчишка, и радостно забилось его сердце. И твердо раскрыл он дневник и учебники. Вспомнил про школу и сам себе проговорил:

— Да, до победы еще далеко, и мне предстоит трудный
путь, но я его одолею, потому что я так решил, потому что я
чувствую в себе силы.

Вопросы Эля обсуждения t, ,

— Почему волчишка в начале сказки нечувствовал себя
счастливым?

— Что такое страшное могло с ним случиться?

— Почему он решил отомстить взрослым?

— Появляется ли у вас желание отомстить кому-то?

— Что увидел волчишка во взрослых, когда посмотрел на
них получше?

— Почему это придало ему радость?

— Темя 6. Я u Ты

— 11ель:

— обсудить проблемы подростковой дружбы.

— Занятое 16. Я u мои прузья

— «Самое длинное».Подросткам предлагается составить са­мое длинное предложение со словом «воспитанный», затем со словом «тактичный», затем — «приветливый». После этого определяется качество, которое нужнее всего для дружбы (от­веты могут быть разными).

— «Красивые поступки».Участники перебрасывают друг другу мяч. Тот, у кого он в руках, должен быстро ответить на вопросы «Кто сегодня был доброжелательным? В чем это про­являлось?». Ответы повторять нельзя. В обсуждении можно обратить внимание на самые необычные ответы.

— «Общая рука».Подростки распределяются по парам. Рука одного участника привязывается к руке другого. «Общей рукой» дети выполняют рисунок.

— Работа со сказкой.Учащиеся читают, рисуют, обсуждают сказку.

— Светлячок (А. Безотосов)

— На краю леса под пыльным листом подорожника жил да был Жучок. Был он такой маленький, что его никто никогда не замечал. Бывало, идет он с утра по тропинке к озеру — умываться и чистить зубы — и видит: навстречу госпожа Гу­сеница.

— — С добрым утром, госпожа Гусеница! — Жучок вежливо приподнимает берет. — Как ваш ревматизм? Не пошаливает ли печень?

ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru Но Гусеница, даже ухом не поведя, важно проплывает мимо. «Ну что ж, - вздыхает жучок, — я действительно очень на­зойлив. До меня ли таким важным дамам!» Жучок поправляет рюкзак с полотенцем и зубной щеткой, идет дальше. Видит — летит Бабочка.

— — Доброе утро, синьорита! — Жучок раскланивается и шаркает по очереди всеми ножками. — Какая сегодня чудес­ная погода, не правда ли? Так и хочется, знаете ли, взять и полететь! Скажите, пожалуйста, легко ли летать?

— Но Бабочка уже далеко — она слишком занята собой и сво­ими любимыми маргаритками и даже не слышала его слов.

— «Да, — грустно думает жучок, — опять не заметили!» Что уж говорить о сердитых и вечно занятых пчелах и шмелях, которые так грозно жужжали при приветствии жучка, что у того еще долго после такой встречи дрожали колени и коло­тилось сердце... После каждой такой прогулки жучок возвра­щался домой грустный и подавленный. Все чаще приходили к нему мысли о том, как все несправедливо на этом свете устро­ено — и угораздило же его родиться таким маленьким, серым и неприметным!

— Начались дожди. Солнца давно не было видно, под ногами все время хлюпало, лист подорожника начал протекать — в конце концов жучок простудился и заболел. Увы, никто не приходил навестить его, лишь иногда под лист подорожника заглядывали страшные дождевые черви, но уж с кем жучок не хотел водиться, так это с дождевыми червями. По их сло­вам выходило, что чем дольше будет идти дождь — тем луч­ше, а неприятности, которые дождь доставлял всем местным жителям, их как будто даже радовали. Но все когда-нибудь кончается. Кончился дождь, снова засветило солнце. Так ра­довался солнцу жучок, что забыл про свои горести и болезни и однажды ранним утром снова отправился на прогулку. Проходя по знакомой тропинке, он неожиданно увидел около старого пня необычайное скопление лесного народа. «Ого!» — подумал Жучок и начал пробираться поближе. То, что он был маленьким и незаметным, наконец-то помогло ему — очень быстро он оказался у самого подножия пня. Около пня стоял сверчок — в одной руке у него было ведро с клеем, в другой — большая кисть. За его спиной красовалась афиша следующего

содержания: «ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! Сегодня в 2 часа ночи на Большой Лесной Поляне состоится единственный концерт Великого и Неповторимого скрипача-виртуоза Мистера Цика-до! Такого Вы больше не услышите! Мы Ждем Вас, Друзья!» Столпившиеся изумленно читали объявление и покачивали го­ловами. Чтобы их лес посетила заезжая знаменитость — о та­ком они слышали впервые!

— Скажите, неужели все это правда? - спросила наконец
у Сверчка Гусеница.

— Истинная правда, мадам! — ответил, поклонившись,
Сверчок.

«Ой, ой, ой...» — подумал Жучок.

— Скажите, а какой он из себя, этот Мистер Цикадо? —
спросила Стрекоза.

— О! Он очень любезный и обходительный человек и талан­
тливый музыкант! — добродушно отвечал Сверчок, поправляя
очки.

«Мне очень хочется...» — подумал Жучок.

— А танцы будут? — томно повела ресницами Бабочка. —
Я так люблю танцевать! До самого утра!

— «Мне просто необходимо...» — подумал Жучок.

— А всем можно прийти? — прошептала одна пчелка.

— Конечно, всем! — удивился Сверчок. — Тут же написа­
но!

— «...туда попасть!» — решил Жучок.

— Ну и ты приходи! — Сверчок похлопал Жучка по пле­
чу. Тот присел от неожиданности - НА НЕГО В ПЕРВЫЙ
РАЗ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ!

— И... я? — только и смог пролепетать наш Жучок.

— Ну конечно. Будет весело! — И Сверчок, перекинув
кисть за плечо, пошел прочь.

Домой Жучок бежал в радостном волнении — ЕГО ЗАМЕ­ТИЛИ!!! Одно омрачало его радость — никто не захотел при­нять его в свою компанию, а поход через ночной лес — не са­мая приятная и спокойная прогулка для маленького Жучка. Так легко заплутать, потерять дорогу. Да мало ли что может случиться в темном лесу! Конечно, Жучок принял самое вер­ное решение — выйти засветло, чтобы успеть пройти через лес до темноты. Но даже самые верные решения и их осуще-

ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ствление — вещи разные. Устав от всех волнений дня, наш Жучок... просто-напросто проспал. И когда он проснулся, протер глаза, приподнял край листа подорожника — сумерки уже сгущались. От отчаяния он схватился за голову — как же можно было так бессовестно заснуть, когда его лично, лич­но пригласили на концерт! Спешно собравшись, Жучок вы­скочил из дома и побежал по тропинке в лес. В первый раз Жучок был в лесу ночью. Сказать по правде, он вообще в первый раз оказался ночью на улице. А если быть совсем чес­тным, то ночью, даже лежа в постели, он старался не откры­вать глаз. Не то чтобы он был трусом, наш Жучок, — нет, он просто... ну, не любил ночь, что ли. Да и что и порядочному Жучку делать ночью на улице?

Но теперь у него была цель — ему просто необходимо по­пасть на концерт. Ведь он обещал Сверчку, и тот уже давно ждет его и спрашивает у всех: «А не видали ли вы здесь ма­ленького, но очень смелого Жучка? Жаль, а ведь он обещал мне прийти!» Долго ли, коротко продолжалось его ночное пу­тешествие и много ли опасностей встретилось на его пути, до­подлинно нам не известно. Известно лишь, что когда вконец обессилевший, уставший и заблудившийся Жучок забрался на листок ландыша, лег на спину и стал смотреть на звезды — в голову его лезли самые невеселые мысли. «Да, я просто не­удачник, — думал он, — все наши веселятся сейчас, а я лежу здесь, замерзаю и не могу найти дорогу туда. Если бы в лесу было чуть-чуть посветлее!.. Хорошо бы одна из этих звездо­чек спустилась пониже — стало бы светлее, и я нашел бы до­рогу... — Глаза его потихоньку слипались. — Хорошо бы... я сам был такой звездочкой... Я умел бы светиться и летать, и вмиг бы оказался на Большой поляне...» И так понравилась ему мысль о том, что он — звездочка, что Жучок стал улы­баться во сне... И вдруг ему показалось, что где-то недалеко раздались звуки чудесной музыки... Жучок мигом открыл глаза. «Что это? — подумал он. — Стало гораздо светлей!.. Неужели утро?» Нет, звезды по-прежнему светились на своем месте. Снова донеслась музыка. «Ну конечно! Большая поля­на совсем недалеко!» Жучок даже подпрыгнул от радости на своем листике, подпрыгнул — и... полетел. Он летел на звук

скрипки, и темнота расступалась перед ним, и было совсем не страшно, а, наоборот, светло и весело.

— Ну что ж, — сказал Жучок сам себе, - так и должно
было быть. Я очень сильно этого захотел, и вот теперь я —
звездочка. Я умею летать и... — Он оглядел себя — Да, да!
И светиться я тоже умею! Значит, я — звездочка. Хотя при­
знаться, я даже жалею, что я теперь не Жучок: мне так было
хорошо под моим листом подорожника, я так любил гулять
по тропинке к прозрачному озеру! Теперь я буду жить на
небе — так положено нам, звездам. Нелегко будет к этому
привыкнуть...

Занятый такими мыслями, бывший Жучок не заметил, как вылетел прямо на Большую поляну. Сначала у нашего Жуч­ка (будем пока называть его так) просто закружилась голова от всего происходящего: играла музыка, в воздухе носились танцующие пары, на эстраде правил бал сам маэстро Цика-до — он умудрялся одновременно играть на скрипке, дири­жировать оркестром кузнечиков и посылать дамам воздушные поцелуи.

— Смотрите, светлячок! — вдруг сказал кто-то за его спи­
ной. — Не думала, что в нашем лесу есть светлячки!

Жучок завертел головой, стараясь разглядеть, о ком гово­рят. Вдруг откуда-то сверху спустилась Бабочка — та самая Бабочка, которая никогда не обращала на него внимания.

— Здравствуйте, Жучок-светлячок! — ласково пропела она. —
Странно, мы раньше вас никогда не видели. Что же вы не
танцуете?

«Вот здорово, — думал Жучок-светлячок, кружась в танце с Бабочкой, — что я остался жучком, а не стал звездочкой. И какое у меня теперь красивое имя — Светлячок!» Наступало утро. Бал постепенно затихал. Бабочка уже давно куда-то упорхнула, но Светлячок не стал ее искать. Он опустился на скамейку и оглядел себя. «При свете дня моего света совсем не видно, — подумал он. — Неужели меня опять никто не будет замечать?» И тут кто-то сзади похлопал его по плечу. Светлячок обернулся — это был Сверчок, а с ним большая веселая компания.

— Привет, малыш! — улыбнулся Сверчок. — Я рад, что ты
все-таки добрался! Пошли с нами — веселье продолжается

ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru Остальная компания приветливо замахала лапками. «Хоро­шо, конечно, уметь летать и светиться, хорошо называться . : таким красивым именем, но еще приятнее находиться среди друзей, которым ты нравишься даже обыкновенным малень-!бГ. ким жучком, — так думал наш герой, засыпая в своей уют­ной постели под листом подорожника. — А завтра Сверчок обещал прийти...» — проваливаясь в сон, успел подумать он.

Вопросы Зло обсуждения

*-М('— Что чувствовал Светлячок в начале сказки? ,г-, — Почему другие насекомые не обращали на него внима­ния?

— Какие усилия приложил Светлячок, чтобы ситуация из­
менилась?

— Как бы вы сформулировали основной смысл сказки?

У меня есть пруг

~Oti «Самое короткое».Подросткам предлагается составить са мое короткое предложение со словом «активный», «добрый», «воспитанный». Затем они размышляют над тем, какое из этих качеств есть у них самих, и записывают их в тетрадь.

«Загадайдруга». Каждый из учеников «загадывает» одно­го из членов группы, показывает характерное для него движе­ние, мимику. Остальным необходимо определить, кто был за­гадан.

«Если человек...»Подростки записывают в тетради каче­ства, предлагаемые ведущим (доброжелательный, волевой, со­страдающий), и устно рассказывают, как человек с этими ка­чествами проявляет себя на перемене, уроке, прогулке.

«Качества моего друга».Подростки размышляют над тем, какими качествами обладают их друзья, затем в тетради запи­сывают три наиболее важных качества. Можно предложить

сравнить записанные качества у разных учеников и найти под­ростков, у которых эти качества совпадают.

Работа со сказкой.Ученики слушают, рисуют, обсуждают сказку.

Волшебная роща (Н. Лумпова)

Жил-был мальчик. Как его звали? Да не все ли равно? Про­сто мальчик. Как и все дети, он ходил в школу, катался зи­мой на санках и на коньках. Летом ездил с бабушкой и де­душкой на дачу, ходил с ними в лес по грибы, купался в пру­ду. Но вот беда, что бы он ни делал — все получалось плохо. И его очень часто ругали, называли хулиганом. Например, на уроке родного языка учительница рассказывала ребятам об именах существительных. И вдруг солнечный лучик пробился из-за туч, скользнул через окно по стенам класса и заблестел золотом на волосах Юльки Степашиной, что сидела за партой прямо перед ним. И рыжие Юлькины волосы засверкали, за­искрились... У мальчика аж дух перехватило. Он резко выдер­нул один Юлькин волосок из золотой копны и завопил на весь класс: «Золото, продаю золото!» Что тут было! Шум, гвалт. Учительница рассердилась, сказала, что не может боль­ше терпеть такого безобразия: «...Устраивать торговлю как на базаре посреди урока, посвященного изучению "великого и могучего" русского языка! Языка, на котором писали такие великие поэты, как Пушкин и Лермонтов!..» В общем, «чаша ее терпения переполнилась», и она в очередной раз вызвала в школу родителей.

8 Троп!

Мальчик шел домой угрюмый и сердитый. Все было не мило. Яркий свет солнца раздражал. Как назло, все люди вокруг были почему-то счастливы, улыбались, радовались ранней весне, молодым листочкам, проклюнувшимся на от­таявших после зимы ветках деревьев. Мальчик вошел в не­большую рощицу, которая отделяла школу от его дома. Такие рощицы остались кое-где в городе от старых пригородных ле­сов, на месте которых возводились новые жилые микрорайо­ны. Мальчик споткнулся о сухую ветку, лежавшую поперек тропинки, протоптанной пешеходами. Он поднял ветку и рез­ко взмахнул ею. Раздался свист рассекаемого воздуха, и вет­ка сломалась. Мальчик совсем рассердился.

ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru Рядом рос большой куст орешника. Мальчик грубо обломил нависшую низко над землей ветку и стал размахивать ею вок­руг себя, представляя ее острой саблей, разящей всех его не­видимых врагов. Под ударом «сабли» поникли свежие побеги молодой травы и головки распустившихся утром желтеньких цветочков мать-и-мачехи, зазвенел, как натянутая струна, ствол юной березки. Вдруг мальчику показалось, что кто-то стонет, чуть слышно, но очень жалобно. Он остановился и стал прислушиваться. Стон исходил прямо от березки и от орешника, растущего возле нее. Вокруг было тихо-тихо, как будто и не было рядом большого города. И эту тишину про­низывал тихий шепот-стон орешника: «Больно!.. Как мне больно, сестрица Березка. Вот уже много лет живу я в той роще. Много людей ходят по этой тропинке мимо меня, и каждый норовит то ветку отломить, то ногой ударить. И этот вот мальчишка сломал мою лучшую ветку. Осенью на ней было бы больше всего орешков...» И орешник заплакал. Маль­чик сразу понял почему-то, что прозрачные капли влаги, ско­пившиеся на свежем изломе, — это слезы.

Березка зашевелила своими тонкими веточками, протянула их к орешнику и, как бы обнимая его ими, зашептала-застонала в ответ: «Да, милый братец, и мне очень больно. Посмотри, как изрезали мой ствол, обломали мои ветки. Что нам, деревьям, делать? Если бы были у нас ноги, как у лю­дей, ушли бы мы отсюда, куда глаза глядят. А так — за­сохнем раньше времени». И мальчик увидел, как по стволу березки из прорезов в коре тоже потекли тонкие струйки-слезы.

У мальчика перехватило дыхание. Говорящие деревья! Он подошел к березке совсем близко и потрогал рукой ее шерша­вую кору. Ему показалось, что по стволу пробежала дрожь. Тогда мальчик прошептал: «Не бойся, березка, я тебя больше не трону. Но ты и вправду живая, и тебе больно?» — «Ко­нечно, — ответила березка, — так же больно, как и тебе, ког­да ты поранишься. Мы все живые: деревья, кусты, цветы, трава... Мы рождаемся из семян, растем, по нашим каналам текут живительные соки, а когда приходит время, мы даем плоды, которые вам, людям, приносят радость. Яблони дарят

вам вкусные ароматные яблоки, орешник дает вам орехи, липа — прекрасный липовый цвет, помогающий от многих болезней, дуб защищает вас своей кроной от ветра и палящих лучей солнца, мы, березы, радуем глаз нежной зеленью ли­ствы. Обо всех сразу и не расскажешь. Нас ведь очень много. А приходит пора — и мы умираем, как люди. Умираем тихо и незаметно. Но и засохшие мы можем приносить пользу лю­дям. Засохшие деревья срубают и используют на дрова, и со­хранившаяся в нас энергия дает тепло. Добрые люди знают это, любят нас и берегут». — «Я тоже люблю вас, — сказал мальчик, — просто у меня сегодня неприятности. Я не хотел сделать вам больно, я не знал».

Тут заговорил молчавший до сих пор куст орешника: «Эх, Березка-сестрица, что ты с ним разговариваешь? Ведь этот мальчик любит только себя одного, только собственные беды его волнуют. Знаю я таких. Он делает только то, что ему хочется, не думая о последствиях. Я давно живу здесь, видел и этого мальчика, и многих других. Помню, как они подве­сили за хвост кота к соседнему дереву только потому, что им было скучно и хотелось посмотреть, как он будет выпутывать­ся из веревок. Ведь слабых обидеть легко. А сколько раз я слышал их разговоры о том, как они балуются на уроках, до­водят чуть не до слез своих учителей. Им кажется, что они герои, смельчаки. А на самом деле они просто лентяи, не вы­учившие урок. Они ничего не умеют, ничего не знают. И единственный способ обратить на себя внимание — это совер­шить что-либо необычное. Чаще — злое, так как тут особого ума не требуется, а для добрых дел надо иметь доброе сердце и ум». Сказав это, орешник подобрал свои ветки, брезгливо отворачиваясь от мальчика.

У мальчика от обиды горло сдавило. И он вновь было взмахнул веткой, чтобы обрушить удар на орешник.

Но тут зашелестела всеми своими листочками Березка и бы­стро-быстро зашептала: «Не делай этого, мальчик. Вначале подумай. Ведь для того и дали вам, людям, разум, чтобы вы думали». Мальчик застыл с поднятой рукой. А Березка про­должала: «Подойди ко мне, прижмись к моему стволу и по­слушай».

ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru Мальчик подошел к Березке, обхватил ее ствол руками, прижался к ней всем телом и стал слушать. Ему показалось, что он слышит, как дышит береза, как бегут но ее каналам живительные соки... И еще ему показалось, что сила этих со-о ков, тепло дыхания Березки передаются ему. Мальчику стало ох хорошо и спокойно, душу наполнила необъяснимая радость. -о: Мальчик не знал, сколько он так простоял, словно в забытьи. Очнувшись, он обнаружил, что стоит, обнимая березку, вокруг щебечут птички, шелестят листвой деревья, где-то за рощицей шумит город. Рядом орешник со сломанными ветка­ми. Мальчик чуть заметно помахал рукой своим неожиданным собеседникам и сказал: «Спасибо вам большое, деревья, я кое-что понял. Я не буду обижать слабых и очень постараюсь по­умнеть. А вы мне поможете?»

С тех пор мальчик часто приходил в рощицу, мысленно раз­говаривал со своими деревьями-друзьями, гладил их стволы, делился с ними радостями и горестями. Он больше не обижал слабых, и хотя мальчик теперь не дрался, не проказничал на уроках, его все знали и уважали, потому что он стал много rfj читать и хорошо учиться, а еще он со своими друзьями-маль-t" читками организовал дружину по охране природы.

Г..

Вопросы Элп обсужЗения

— Про каких людей можно сказать, что они любят только
себя, только собственные беды их волнуют?

— Что помогло измениться мальчику? *-.

— Как изменилась после этого его жизнь? г*

Зйняше 18. Я u мои «колючки»

«Из пяти слов».Подросткам нужно составить предложе­ние из пяти слов, одно из которых — «дружелюбный».

«Кто сколько запомнит».Ведущий называет десять ка­честв: любознательный, доброжелательный, воспитанный, волевой, терпеливый, добродушный, приветливый, друже-

любный, верный, общительный. Подростки стараются их за­помнить. Потом то, что удалось запомнить, записывают в тет­радь. Определяется участник, который сумел запомнить боль­ше качеств.

«Покажи ситуацию».Класс делится на подгруппы, каж­дая из которых получает карточку с описанием той или иной ситуации (мать сердится на ребенка за то, что он плохо ест; учитель стыдит ученика за то, что он списывает, и т.п.). Под­группы по очереди невербально показывают свои ситуации, остальные пробуют определить их содержание.

«Мои колючки».Ведущий говорит о том, что у каждого есть какие-то качества, которые мешают ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колюч­ки которого можно уколоться, если захочешь его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга. Да­лее учащиеся совместно составляют и записывают в тетради возможный список «колючек», например: невыдержанность, болтливость, предательство, стремление быть всегда первым и т.п. Затем каждый подчеркивает те «колючки», которые мо­жет найти у себя. Список «колючек» ведущий может подгото­вить заранее и раздать ребятам, чтобы вклеить его в тетради.

«Мои магнитики»Ведущий говорит ребятам, что если ка­чества-колючки отталкивают от нас людей, то качества-магни­тики — притягивают. Далее упражнение выполняется анало­гично предыдущему.

Работа со сказкой.Ученики слушают и обсуждают сказ­ку, рисуют иллюстрации к ней.

Шиповник (Е. Голованова)

Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе теп­лое лето, березовую рощу, а посреди рощи — большую сол­нечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зеле­ный кустик. Он не был похож на других: его стебель был по­крыт жесткой корой, а веточки — маленькими шипами.

— Какой противный колючий куст вырос на нашей поляне! —
говорили друг другу цветы. — Ему бы расти в дремучей
чаще, а не здесь, в солнечной березовой роще.

Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось поиграть с цветами, которые росли вокруг, и он протягивал к ним свои веточки, но цветы отворачивались от него.

— Он совсем на нас не похож, этот колючий урод, — пре-
;: небрежителыю говорили они. — Это же просто сорняк! Не
■,-, стоит обращать на него внимание.

,н Кустику было очень обидно, и от огорчения его шипы ста­новились все длиннее. Пролетавшие мимо бабочки перестали садиться на его веточки, так как боялись пораниться об ост­рые колючки. Над кустиком уже не смеялись, но и разгова­ривать с ним тоже перестали. Ему было грустно и одиноко. Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни.

— Смотрите, какой противный колючий сорняк! — закри­
чали они. — Давайте его сорвем, от него все равно нет ника­
кой пользы.

. Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и Л только оборвали зеленые листочки. Никто на поляне не пожа-. я лел бедный кустик.

— Лучше бы они тебя вырвали с корнем! — злорадно гово­
рили цветы.

«Почему все меня так не любят? — расстроенно думал кус­тик. — Я же никому не делал зла. Но мальчишки хотели меня погубить. Меня спасли только колючки». От этих мыс­лей он становился еще угрюмее, а его колючки — еще длин­нее.

Пришла зима, цветы увяли, а земля покрылась снегом. Кус­тик остался совсем один посреди пустой поляны. Ему было страшно, холодно и одиноко. «У меня нет друзей, я никому не нужен, — грустно думал он, — Лучше бы мне замерзнуть этой зимой».

Но он не замерз... Весеннее солнышко растопило снег и со­грело землю. На поляне снова стали появляться цветы. Но кустик оставался угрюмым и колючим... Однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался голодный зуба­стый волк. У бедного зайца уже не было сил бежать, и он

упал рядом с кустом. И тогда куст прикрыл его своими колю­чими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя:

— Если бы не ты, если бы не твои острые колючки, волк наверняка поймал бы меня. Как здорово, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг, как ты.

Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! «Оказывается, и я кому-то нужен, и со мной хотят дружить», — радостно думал он. И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы.

«Какой красавец», — прощебетала пролетавшая мимо лас­точка. «Настоящее украшение этой поляны», — прожужжала ей в ответ пчела. Цветы, появившиеся на поляне весной, гор­дились тем, что они растут рядом с таким отважным и краси­вым шиповником. А счастливый куст расцветал и становился все прекраснее. «Как хороша жизнь! — с восторгом думал он теперь. — Как приятно знать, что ты нужен другим, и чув­ствовать, что тебя любят».

Вопросы Эля обсужЭения

— Зачем кустику были нужны его колючки?

— Почему колючки кустика становились все больше с каж­
дым днем?

— Что сделало радостным кустик в конце сказки?

ЗЯНЯТ11Е I 9. ЧТО TflKOE O0UHO4ECTBO? >Й

■ «Запиши наоборот». Ведущий читает цепочку из несколь­ких качеств, подросткам нужно запомнить и записать их в об­ратном порядке: доброжелательность, воспитанность, привет­ливость, тактичность, вежливость, трудолюбие. Определяются Участники, которые сумели выполнить задание без ошибок.

ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня - student2.ru «Какого человека можно назвать...»Подростки записыва­ют в тетрадь какое-либо качество, затем рассуждают, что оно обозначает, о каком человеке можно сказать, что он обладает этим качеством. Качества могут быть такими: оптимизм, кон­тактность, целеустремленность.

«Закончи предложение».Участники заканчивают предло­
жения: и.>

Ы

«Для подростка одиночество — это...» <<Для мамы одиночество — это...» «Для учителя одиночество — это...»

, «Одиночество в классе».Ведущий говорит подросткам о том, что одиноким себя можно чувствовать, даже находясь среди людей, например, в классе. Он просит придумать ситу­ации, в которых один из учеников чувствует себя одиноким. Далее подростки по очереди «превращаются в одинокого», стараясь как можно ярче описать его мысли и чувства. Неко­торые чувства и мысли можно записать на доске. После все вместе определяют, кому удалось наиболее точно сыграть роль одинокого человека.

«Если я окажусь одиноким...»Подростки письменно за­канчивают это предложение. Затем вслух зачитывают и об­суждают с классом свое мнение.

«Кого я сделал одиноким».Ведущий предлагает подрост­кам подумать, были ли в их жизни ситуации, когда они кого-то сделали одинокими.

Работа со сказкой.Ученики слушают и обсуждают сказку.

Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море (Д. Лаврова)

В далекой Синей-Синей стране за синими-синими горами лежало синее-синее море. Это было самое красивое море на свете. Каждый, кто его видел, думал, что попал в сказку, — настолько оно очаровывало своим необыкновенно глубоким

синим цветом. При взгляде в его прозрачные голубые воды даже у самого злого и бессердечного человека начинало что-то стучать в груди и на глаза наворачивались слезы. Люди уходили от моря с необыкновенно легким сердцем, с хорошим настроением, а главное, с желанием сделать кому-нибудь что-то доброе и полезное. Поэтому жители Синей-Синей страны очень гордились и любили свое чудесное море.

Море было не только очень красивым, но и очень гостепри­имным. В нем жили миллионы существ, самых-самых разных и необыкновенных. Здесь были причудливые морские звезды, лежащие в задумчивости на ветвях кораллов, и забавные мор­ские коньки, и деловые крабы, вечно занятые какими-то свои­ми серьезными мыслями, и веселые морские ежики, и еще много-много других обитателей глубин. Всем им было очень хорошо в этом синем море, потому что это был их дом.

Но больше всего море любили рыбки, которых было здесь великое множество. Никто не знал море так хорошо, как они.

Рыбки целыми днями носились по бескрайним морским про­сторам, любуясь красотами дна и открывая все новые инте­ресные места. Только ночью они успокаивались и засыпали: кто-то зарывался в мелкий чистый песок, кто-то заплывал в холодные морские пещеры, кто-то прятался в цветных водо­рослях или кораллах. И морская жизнь как будто замирала.

Однако как только первые солнечные лучи пробивались сквозь толщу воды, всё опять оживало и все снова казались счастливыми и беззаботными...

Но жила в этом море одна маленькая рыбка, которая со­всем не чувствовала себя счастливой. Она считала себя самой неприметной и некрасивой среди других рыбок. У нее не было ни переливающегося хвостика, ни ажурных плавничков, даже ее чешуя в отличие от чешуи ее разноцветных подружек была обычного серого цвета.

Эта маленькая рыбка очень страдала от одиночества, пото­му что никто не дружил с ней, ее никогда не приглашали иг­рать и разговаривали с ней совсем мало. Вообще все вели себя так, как будто ее просто не существует. А ей так хотелось присоединиться к стайке веселых подружек, поиграть с ними в «прятки», поплавать наперегонки или просто попутешество­вать по морскому дну! Но ее просто не замечали... А она из-за

своей застенчивости боялась подойти и заговорить сама. Ей казалось, что раз она такая некрасивая, то ее обязательно прогонят. Представляете, как же было одиноко и тяжело ма­ленькой, маленькой рыбке в таком огромном, огромном море?

И вот однажды ей стало настолько тоскливо, что она вдруг перестала различать цвета, перестала видеть окружающую ее красоту. Ничто не радовало ее, ничто не интересовало. Даже великолепное синее-синее море стало казаться ей обычной большой серой лужей, в которой живут и плавают такие же серые и бледные стаи рыб. И меньше всего на свете ей хоте­лось с ними разговаривать...

И решила эта рыбка уплыть туда, где она ничего этого больше не увидит. Она плыла очень долго и увидела пещеру. Нырнув внутрь, рыбка оказалась в полной темноте, но поче­му-то ей совсем не стало от этого лучше, и от отчаяния она заплакала.

Вдруг она услышала чей-то ласковый голос.

— Почему ты плачешь? — спросил голос.

— Потому что мне одиноко, — ответила рыбка.

— А почему тебе одиноко?

— Потому что никто не хочет играть со мной и еще потому,
что я не могу смотреть на такое серое, некрасивое море. Луч­
ше уж не видеть его совсем.

— Серое, некрасивое море? — переспросил голос. — О ка­
ком море ты говоришь? Некрасивых морей не бывает, а наше
море вообще самое красивое на свете. По крайней мере мне
так кажется.

Тут наша рыбка вдруг подумала, что за последнее время это первое существо, которое с ней охотно разговаривает. Она сразу перестала плакать.

— А почему же ты тогда сидишь в этой пещере? — спроси­
ла рыбка.

— Потому что иногда просто хочется побыть одному. Но я
ни за что не останусь здесь навсегда. Жизнь слишком инте­
ресна и прекрасна, чтобы прятаться от нее. Ты говорила, что
с тобой никто не играет? Почему? — спросил голос.

Потому что я серая и некрасивая и никто меня не заме­
чает, — ответила рыбка.

— Но это неправда. На самом деле ты просто очарователь­
ная и с тобой очень интересно!

— Откуда ты знаешь? — удивилась рыбка.

— Не знаю, но именно такой ты мне кажешься. А давай с
тобой дружить? — вдруг спросил голос.

Рыбка растерялась от неожиданности — ей никто никогда не говорил таких слов.

— Давай... А ты кто? — спросила она.

— Я — такая же маленькая рыбка, как и ты.

— И ты счастлива?

— Да, очень, — отвечал новый знакомый. — Давай выплы-
м из пещеры?

— Давай, — согласилась рыбка.

Когда они выплыли из пещеры, то наконец увидели друг друга.

Новый знакомый нашей рыбки оказался серым сомиком, но он почему-то показался ей очень симпатичным. Ей и в голову не пришло бы назвать его обычным и неинтересным. Она с любопытством разглядывала его.

— Почему ты говорила, что некрасивая? — очень удивился
сомик. — Смотри!

Он подплыл к какому-то стеклянному кусочку на дне. Наша рыбка взглянула туда и не поверила своим глазам. Оттуда на нее смотрела чудесная, очень изящная рыбка с необыкновен­ной серебристой чешуей.

— Неужели... неужели это я? — не могла поверить рыбка.

— Конечно, ты. Просто раньше ты этого не замечала, не
хотела замечать. Природа не создает ничего серого и некраси­
вого. Главное — хотеть видеть эту красоту, и тогда ты обяза­
тельно ее увидишь, — отвечал сомик.

Наша рыбка счастливо улыбнулась, оглянулась и... замерла: море вдруг опять вспыхнуло всеми цветами радуги! Оно сия­ло и переливалось. Таким красивым рыбка его еще никогда не видела.

— Спасибо, спасибо тебе, сомик! — воскликнула она, —
Слушай, а давай пойдем гулять?! Я могу показать тебе много
интересного, чего ты еще точно не видел!

— Конечно, пойдем! — с радостью согласился сомик.

И они поплыли прочь от темной пещеры. И не было во всем огромном синем-синем море более счастливых существ, чем две эти маленькие рыбки.

Вопросы Зля обсужЭения

— Какая мысль в сказке показалась вам самой главной?

— Как вы понимаете фразу «главное — хотеть видеть кра­
соту»?

— В чем эта сказка могла бы быть вам полезной?

ЗянятиЕ 20. Я не опинок в этом mupe

«Какого человека можно назвать...»Подростки записы­вают в тетрадь качество, затем рассуждают о том, какого че­ловека можно назвать обладателем этого качества. Качества могут быть такими: добросовестность, общительность, спра­ведливость.

Работа с плакатом.На доску вывешивается плакат с пози­тивными качествами:

«Активность, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жиз­нелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любо­знательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, ро­мантичность, собранность, способность придумывать, трудо­любие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, уме­ние быть благодарным, умение понимать, умение слушать, упорство, уступчивость, честность, щедрость».

Подростки «цепочкой» (по очереди) читают качества, объясняя группе их смысл. Затем каждый выписывает по од­ному качеству, которое кажется ему самым необходимым для

того, чтобы избежать одиночества.

Работа со сказкой.Подростки слушают и обсуждают сказку.

И однажды утром... (И. Коротеева)

Каждый год с первыми лучами весеннего солнца на лесной поляне пробивались из-под снега тоненькие нежно-зеленые травинки, поднимали свои пестренькие головки многочислен­ные цветы, тянули к солнцу нераскрывшиеся бутоны и проси­ли солнечной ласки и тепла. Каждый день приносил свои ра­дости и беды, дарил жизнь новым цветам и травинкам.

Так проходил месяц, и лесная поляна превращалась в чудес­ную страну — страну Цветов. Ах! Как были прекрасны эти молодые цветы: высокие и низенькие, крупные и едва замет­ные на зеленом ковре, розовые и синие, белые и желтые — здесь были все цвета радуги, все цвета жизни. Все они такие разные, такие неповторимые: были здесь и свои гордецы и уп­рямцы, любознательные и безразличные ко всему, добрые и жестокие, нежные и заботливые. Да, это была их жизнь, и, казалось, ничто не могло нарушить ее привычный ход, но од­нажды на поляне появился цветок, которого прежде не виде­ли. Это был необычный поздний цветок. У него был высокий и толстый стебель, крупные изогнутые листья, а самое глав­ное — не было самого цветка. И другие цветы говорили: «По­смотрите на него, он же другой, он не похож на нас, даже пчелы летят мимо него, и птицы не дарят ему своих песен. Ах, как он неуклюж и некрасив!» Так шел день за днем, и j ранние цветы теряли свою красоту и блеск, с каждым днем все меньше жизни оставалось в них, и ничто уже не волнова­ло их крохотные сердца.

А тот неуклюжий и некрасивый цветок все больше тянулся к солнцу, прислушивался к дыханию уже почти осеннего вет­ра. Он знал, что нужен другим, знал многое, потому что умел лушать, слушать сердца. И многие рассказывали ему о своей

>ли. Он плакал вместе с ними утренней росой. Его толстый тебель был опорой безжизненных травинок, а опаленные

арким солнцем цветы находили приют под его большими листьями. А порой, страдая от сильной жажды, он отдавал последние капли животворящей влаги умиравшим травинкам, он радовался их красоте, забывая о себе, он радовался жиз-

ни, забывая, что его отвергли. И однажды утром на уже осен­ней поляне расцвел цветок неповторимой красоты. И все уз­нали в нем тот некрасивый, неуклюжий цветок. Да! Это был он! Он расцвел красотой своей души, силой своей веры, не­умирающей надежды и огромной любовью, которую хранил в своем сердце.

Вопросы Эля обсужЭениа

— Какая мысль сказки вам показалась самой интересной
Запишите ее в тетрадь.

— Какую мысль хотелось бы запомнить надолго?

•«Коллективный рисунок».Класс делится на две коман­ды, каждая из которых выполняет коллективный рисунок на тему «Счастье». Рисунки обсуждаются.

Наши рекомендации