Задача семинарских занятий

  • проверка усвоения лекционного материала,
  • контроль за самостоятельной работой студентов,
  • выработка навыков и систематизация приемов анализа текста,
  • формирование активного профессионально-терминологического словаря,
  • развитие устной речи.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Эстетика Бальзака и формирование его реалистического метода.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.421-450.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.53-87.

Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961.

Эпштейн М. О стилевых началах реализма (поэтика Стендаля и Бальзака) // Вопросы литературы 1977 №8 С. 106-134.

2. Традиции и новации в художественно-социальном раскрытии проблемы смысла жизни в социально-философском романе О.Бальзака «Шагреневая кожа».

Читать:

Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.15-77.

3. Трагический путь конфликтов и компромиссов личности с обществом в романе О.Бальзака «Утраченные иллюзии».

Читать:

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.77-165.

Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» М., 1982.

4. Эстетические взгляды Стендаля, особенности его художественного психологизма.

Читать:

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.20-53.

Забабурова Н. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов-на-Дону, 1982.

Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

5. Изображение социально-психологических коллизий современности в романе Стендаля «Красное и черное».

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.388-408.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 64-186.

6. «Пармская обитель» Стендаля как «роман-поэма» о свободной личности.

Читать:

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 329-396.

7. Творчество Мериме.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.408-421.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.87-102.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.

Виппер Ю. Проспер Мериме – романист и новеллист. – В кн.: Виппер Ю. Творческие судьбы и история. – М., 1990.

8. Поэтическая группа «Парнас». Творчество Т.Готье и Леконт де Лиля.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.129-136.

Столбов В. Теофиль Готье. Очерк жизни и творчества. // Теофиль Готье Избр. произведения. М., 1972. С.3-42.

Гарин И. Теофиль Готье // Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.117-157.

Зенкин С. Теофиль Готье и «Искусство для искусства»// Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 170-200.

Леконт

Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.169-205

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 136-140.

9. Поэзия Шарля Бодлера. Сборник стихотворений «Цветы Зла».

Балашов Н. И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. С. 233-287.

Нольман М. Шарль Бодлер. – М., 1979.

Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.207-529

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 142-157.

10.Характеристика французской литературы 1850-60-х годов.

Реизов Б.Г. «Искренний реализм». Шанфлери. //Французский роман ХIX века. М., 1977. С. 142-209.

Аникст А. «Хорошо сделанная драма» во Франции // Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.11-42.

11. Философско-эстетические взгляды Г. Флобера и его литературное новаторство.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.450-464.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.102-122.

Реизов Б. Творчество Флобера. – М., 1955.

Пузиков А. Идейные и художественные искания Флобера. // Пузиков А. Рыцари истины. Портреты французских писателей. М., 1986. С. 279-321.

Зенкин С.Н. «Госпожа Бовари». Под гнетом реализма. // Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 6-133.

12.Художественный мир Ч. Диккенса.

Читать:

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.238-261.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.156-181.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 192-219.

Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. М., 1987.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.124-181

Потанина Н.Л. К вопросу о своеобразии творческого метода позднего Диккенса: (Роман «Большие надежды») // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1983. С. 105-117.

Урнов Д. Гоголь и Диккенс // Изв. АН СССР Сер. Лит. И яз. М., 1985. Т.44, №1, с. 38-47. Или: Урнов Д.М. «Живое описание»: (Гоголь и Диккенс) // Гоголь и мировая литература. М., 1988. С.18-49.

13.Человек и общество в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия», как смеховом и историко-философском «эпосе» о современности.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.181-197.

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.293-319.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.219-235.

Вахрушев В. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.181-250.

14.«Теккереевская линия» в английской литературе. Творчество Д.Элиот, Э.Троллопа и Г.Джеймса.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.233-248.

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С. 337-367.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 180-192.

Кузмин Б. Творчество Джордж Элиот // Кузмин Б. Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М., 1977. С. 76-133.

Сноу Ч. Троллоп М., 1981.

Шерешевская М.А. Генри Джеймс и его «Женский портрет»// Г.Джеймс Женский портрет» М., 1984. С.532-577.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.341-429

15. Характеристика литературы Германии 1830-40-х годов.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.86-89; 120-129 (Бюхнер).

16.Поэзия Гейне 1830-40-х годов.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.93-115.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.294-304.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 300-322.

Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. // Дейч А. Судьбы поэтов. – М., 1987. С.113-573.

Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983.

Стадников Г. Генрих Гейне. Биография писателя.- М., 1984.

17.Драматургия Ф.Геббеля: взгляд через вечное, культурно-мифологическое, на нравственно-философские противоречия человека и мира.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.129-135.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.304-308.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 286-300.

Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.42-62.

18.Поиск нравственно-философской основы истории в романе Готорна «Алая буква».

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С. 512-522.

М.М. Коренева Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность. М., 1982. С.160-205

Стэнли Т. Уильямс Натаниел Готорн //Литературная история Соединенных Штатов Америки М., 1977. Т.1 с.489-515.

Ковалев Ю. Творчество Натаниеля Готорна // Готорн Н. Избр. соч.: В 2 т. Л., 1982. С. 3-38.

Наши рекомендации