Quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм).

«Лягушатником» называлось кафе на воде, которое размещалось на понтоне, пришвартованном к одному из берегов французской реки Сены. Два живописца Ренуар и Моне в 1869 году начинают работу над картинами с идентичными сюжетами. Стили были невероятно близки. Кафе было изображено на обеих картинах с одной точки. Ренуар, оптимист по натуре, через все творчество пронес любовь к изображению праздника жизни, гуляющих или отдыхающих дам и кавалеров. Он считал, что искусство должно дарить наслаждение, а не служить назиданием или скучным поучением. Здесь нет выверенной композиции, поэтому он кажется эскизом, а не законченным произведением. Ренуар преследовал другую цель- успеть передать атмосферу беззаботности и веселья теплого летнего дня, поймать блике на воде, солнечные рефлексы на светлых платьях дам. Живописец писал быстро, они с Моне выработали свою технику письма широкими быстрыми мазками, обозначавшими фигуры людей и окружающую обстановку, но не выписывали детали. Эта небрежность ужасно не нравилось публике и вызывала осуждение.

Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности, О.Ренуар заимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Кроме того, многочисленные зарисовки с натуры привели к созданию великолепных пейзажей, органически включающих в себя человеческие фигуры. Художник смело вводит цветные тени, используя свободный живой мазок, и достигает определенного мастерства в передаче световоздушной атмосферы летнего дня.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru "Качели", 1876, Музей Орсэ, Париж;

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru "Тропинка в высокой траве", 1874

После скандальной выставки импрессионистов в 1874 г. в ателье Надара, на которой творчество молодых художников было буквально уничтожено презрительными и гневными откликами критиков и зрителей, О.Ренуар вынужден вести более чем скромный образ жизни. Но тем не менее им с К.Моне удается раздобыть немного денег и снять мастерскую. Успех к художнику приходит с его знаменитой "Бал в Мулен де ла Галетт" (1876, Музей Орсэ, Париж), радостной и ликующей, пронизанной солнечным светом, любовью и беззаботным весельем. Праздник жизни.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

Это одно из популярнейших мест Парижа конца 19 века. Сюда стекались молодые и беспечные люди и придавались веселью: танцы, напитки, знакомства. Новаторство в этом полотне состоит в том, что выполнено оно в весьма необычном стиле. Солнечный свет, который проникает на танцплощадку сквозь деревья. Вот именно это сначала некоторых раздражало, а потом страсти улеглись и все поняли, как это оживляет картину. Создаётся такое впечатление, что всё двигается: пары танцуют, сидящие за столом разговаривают, курят. Но самое интересное в картине то, что некоторые её участники, скорее всего специально позировали художнику, особенно одна из танцующих пар. Живописец вовсе не стремился давать характеристику большой глубины своих персонажей. Он не пытался раскрывать их психологию и внутренний мир.Но именно он повествовал о совершенно неизвестных людях с невероятной теплотой, чарующей мягкостью и задушевностью. Он показывал, насколько очаровательна молодость, красив и грациозен любой человек, насколько естественны его вполне обычные движения. Ренуар умел подметить мимолетные выражения лица, полный живости блеск глаз, малейшие оттенки настроений, которые им владеют.

Скорее всего Ренуар писал это полотно, находясь на этом балу.И кстати, эскизы он практически никогда не рисовал, то есть работал сразу, без поисков и размышлений.

Театр привлекал многих художников. Здесь можно было найти различные сюжеты, здесь собираются тысячи людей, за которыми можно наблюдать. Интересна публика, интересны и актеры. На выставке в ателье Надара, Ренуар представил свою работу "Ложа".

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

("Ложа", 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон)

Основу произведения составляет двойной портрет дамы и кавалера, сидящих в театральной ложе. дама спокойно и прямо смотрит на зрителя, а ее кавалер, чуть откинувшийся назад, смотрит в бинокль. Женщина немного грустна, а мужчина, кажется, забыл о ее присутствии. Она изображена ближе к переднему краю картины, ее лицо ярко освещено, а ее кавалер отстранен от зрителя и свей спутнице в полумраке ложи.

Примечательно то, что в качестве мужской модели для этой картины Ренуару позировал Эдмон – родной брат художника.

"Завтрак гребцов" (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника. Сзади нее стоит мужчина в соломенной шляпе, сам Ренуар.

Легкая и беззаботная. Люди отдыхают и веселятся, наслаждаются жизнью.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

Картина создавалась в течение нескольких месяцев. Каждого из изображенных персонажей Ренуар приглашал позировать отдельно. В итоге получился большой групповой портрет. В целом, картина получилась легкой, солнечной, наполненной красками. Герои застыли как бы в случайных естественных позах.

Портреты О.Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего.("Портрет Клода Моне", 1872, частное собрание; "Портрет Клода Моне за чтением", 1872, Музей Мармоттан, Париж)Моне читает, поясной портрет художника в профиль, выполненный в темных тонах, почти монохромный. Очень живой образ, Ренуар показал Моне таким, каким сам видел его в повседневной жизни: в шляпе, с дымящейся трубкой в зубах и свежей газетой. Художник изучает эффекты освещения, обыгрывает освещенные и затененные участки лица Моне, газеты в его руках. Разбавляет общий темный колорит картины теплыми оттенками кистей рук, лица, спинки стула и белым цветом газеты. Добивается гармоничной композиции, которую строит цветом: ткань костюма сливается с темным фоном, это нужно для передачи атмосферы позднего чтения в слабо освещенном помещении.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

"Обнаженная" 1876 г. (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве).Ренуар, истинный ценитель женской красоты, любуется своей натурщицей. Картину уверенно именуют портретом, ведь главным в этом изображении нагой молодой женщины является ее лицо, отражающее индивидуальность натуры. Натурщицей для полотна Ренуара была молодая женщина Анна. Она не раз позировала художникам для создания их шедевров, поэтому в ее облике чувствуется уверенность и спокойствие. Анна прекрасна созревшей красотой, ее полноватые формы гармоничны и приятны взгляду. Сидящая вполоборота, она бросает взгляд на зрителей. Лицо озарено здоровым румянцем; алые губы выделяются ярким бантом на фоне белеющей кожи; светлые большие глаза обрамлены пышными ресницами. Прическа из темных волос высокая, локоны убраны назад, оголяя изгиб спины. Сидит девушка на белой простыне, лежащей на кресле. Фоном для изображения натурщицы служит хаотичное ассорти из широких мазков фиолетовых тонов.

Художник нарочно пишет фон размытым, грубым в сравнении с фигурой дамы – тонко проработанной, светлой, объемной. В этом приеме новаторство смелого мастера. Благодаря искусно созданному контрасту между материальным фоном и одушевленным объектом на нем чувствуется динамичность картины, без которой не обходится ни одно творение импрессионистов.

Простота сюжета таит в себе небывалую глубину и сложность. Сияющие переливы жемчужных и розоватых тонов сливаются на коже молодой Анны. Художник вдохновляет нас любоваться женственными формами и естественной красотой лица натурщицы.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

Отдельное место в творческом наследии Ренуара занимает портрет актрисы театра Комедии Франсез Жанны Самари.Художник был очарован красотой актрисы, ее светлой кожей и рыжими волосами. Всего было написано 4 портрета Жанны Самари.

Погрудный портрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос , внимательно, с чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины.Благодаря позе- молодая актриса опирается рукой о подбородок, как в доверительно беседе, ее прямым открытым взглядом, обращенным прямо на зрителя, и максимальному приближению изображения к краю картины, задается близкий контакт модели и зрителя. Невозможно остаться к этому равнодушным.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

Все портреты, хотя на них изображена одна и та же женщина, отличаются друг от друга композицией, колоритом и размерами. На них нужно смотреть с дальнего расстояния, как и на многие произведения импрессионистов, чтобы мазки слились воедино и создали тот образ, который хотел передать для нас художник.

В 1878 г. Ренуар создает третий, самый значимый и большой портрет актрисы, портрет в полный рост в роскошном белом платье со шлейфом, сильно обтягивающем стройную фигуру. И даже здесь, в парадном портрете, модель вступает в диалог со зрителем- чуть наклонившись к нему, пожертвовав картинно расправленными плечами и гордой осанкой, слегка приоткрыв губы. И снова- прямой открытый взгляд, не отпускающий зрителя.

В определенной степени переходной можно назвать его картину "Девушка с веером" (ок. 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанную в более холодной и изысканно формальной красочной гамме, характерной для позднего, так называемого "энгровского" периода творчества О.Ренуара. С этим обстоятельством связаны и резко очерченный контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка цвета, и тонкая игра с ритмическими повторами (полукружие веера перекликается с полукруглой спинкой кресла и покатыми плечами девушки). Нежное задумчивое лицо девушки с падающими на лоб прядями темных волос выписано гладко и тщательно, а детали туалета, кисти рук, веер и он- более мягко, с размытыми контурами. Непроработанный фон служит лишь обрамлением прекрасного лица. Хитрость живописца: нежный цвет лица акцентируется чередованием белых и темных пятен: белые участки веера и темная ткань на груди платья, белый воротничок и темные волосы модели.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной Шариго уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров.

Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой ("Сидящая купальщица", 1882, частное собрание; "Большие купальщицы", 1884-1887, Музей искусств, Филадельфия).Большие купальщицы- свидетельство влияния великих мастеров прошлого. Контурный рисунок, тонко выписанные обнаженные тела с нежной кожей, классические драпировки и компоновка фигур в пространстве представляют пирамидальную композицию в форме треугольника.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Он смог достичь приличного дохода, среди его заказчиков немало представителей новой буржуазии, его картины выставляются в Брюсселе, Лондоне, Париже. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Ренуара всегда отличала высокая работоспособность, он испытывал настоящее удовольствие от живописи и отдавался делу сполна.

В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым». Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта.

«Перламутровый» период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики»(1886) были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.

quot;Лягушатник", 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). - student2.ru

Работа была начата в конце 1881 года и закончена только в 1886 году.

Дождь. Париж. Зонтики. С одной стороны – это суета, толкотня, скопление зонтиков, а с другой шарм и очарование сюжета. Эта работа была начата в расцвет импрессионистического периода его творчества, а закончена через пять лет, уже после знакомства художника с искусством мастеров Возрождения и переосмысления собственного живописного пути. В левой части холста женские фигуры написаны мягко, а в правой появляется четкая контурная линия. На первый взгляд, кажется, что картина лишена композиции, и прохожие стоят хаотично. Однако прослеживается диагональное построение композиции: первая диагональ проходит от головы девочки в правой части полотна, подчеркивается тростью наклоненного зонта и завершается головами девушки и стоящего за ней мужчины в левой части. Вторая диагональ намечена линией трости зонтика в руках дамы, сопровождающей девочек. Последняя большая картина посвященная жизни современного художнику города.

2 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Литература:

1. Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934.

2. Ренуар Ж. О.Ренуар. Пер. с франц. М., 1970.

3. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Пер. с франц. М., 1979.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил

4. Википедия

5. Великие художники. Пьер Огюст Ренуар. 2009.

Наши рекомендации