К государственному экзамену по литературе
ВОПРОСЫ
на 2010/2011 учебный год
О/О; 3/О
1. Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Русский народный эпос: жанровый состав, идейно-художественное своеобразие. Принципы построения программ по литературе в средних классах.
2. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник русской и мировой литературы. Идейное содержание и художественная структура. Учебно-методический комплекс по литературе.
3. Творчество У. Шекспира в контексте художественной литературы Ренессанса. «Шекспировский вопрос». Новаторство Шекспира-сонетиста. Великие трагедии («Ромео и Джульетта», «Гамлет»). Особенности шекспировского реализма. Цели и задачи литературного образования средней школе.
4. Эстетика классицизма. Поэтика жанра оды в художественном сознании М.В. Ломоносова. Художественное новаторство Г.Р. Державина. Лекция на уроках литературы как активная форма преподавания.
5. Русская комедия на рубеже XVIII - XIX веков. Д.М. Фонвизин и его роль в развитии русской драматургии. Идейно-художественный анализ комедии «Недоросль». Современный урок литературы. Традиции и новаторство.
6. «Горе от ума» А.С. Грибоедова как новый этап в развитии русской драматургии. Новаторские принципы (проблематика, жанр, конфликт художественная речь, система образов). Специфика изучения драматических произведений в школе.
7. Особенности романтического типа художественного сознания XIX века. Философская трагедия И.В. Гете «Фауст». Лирика Дж. Г. Байрона. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Поэтика русского романтизма. Факультатив, элективный курс по литературе (соотношение с основные курсом, цели, структура, технологическая специфика).
8. Художественный мир А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» как первый русский роман. Болдинский период творчества А.С. Пушкина как идейно-художественное единство. Основные аспекты современной пушкинистики. Система уроков при изучении монографической темы в школе.
9. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Ведущие темы и жанры поэзии, её стилевые доминанты. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как философско-психологический роман. Структурирование программ иразделов учебника по истории литературы (9-11 классы).
10. Творческий путь Н.В. Гоголя. Идейно-художественное новаторство комедии «Ревизор», её значение для русской драматургии и театра. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», ее замысел, проблематика, поэтика. Изучение теории литературы в школе.
11. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. Концепция русской литературы в критических программах К.С. Аксакова, Н.А. Добролюбова, Н.Н. Страхова и др. Использование литературно-критического наследия при изучении художественных произведений.
12. Типологические особенности русского социально-психологического романа середины XIX века (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е Салтыков-Щедрин). Этапы изучения литературного произведения школе.
13. Драматургия А.Н. Островского. Особенности мастерства в жанре комедии («Свои люди - сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты» и др.) Новаторские драмы «Гроза», «Бесприданница». Островский и русский театр. Организация чтения произведения, виды чтения.
14. Творческий путь Ф.М. Достоевского. Актуальные проблемы изучения творчества писателя. Художественное мастерство в романах «Идиот», «Братья Карамазовы». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление наказание», его социально-философская проблематика, образная система. Своеобразие творческого метода («реализм в высшем смысле», реализм «фантастический»). Основные методы и приемы анализа литературного произведения.
15. Творческий путь и эволюция Л.Н. Толстого. Специфика художественного мировоззрения писателя. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея. Принципы и средства раскрытия «диалектики души». Особенности поэтики романа «Анна Каренина». Актуальные проблемы современного толстоведения. Особенности изучения жизненного и творческого пути писателя.
16. Творческий путь А.П. Чехова. Художественные искания. Чехов как мастер юмористического и лирико-психологического рассказа. Идейно-художественное новаторство драматургии А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»). Творчество Чехова в современном литературоведении. Особенности изучения крупных эпических произведений в старших классах.
17. «Серебряный век» как мировоззрение и стиль. Поэзия Серебряного века: родство художественных исканий различных творческих направлений (символизм, акмеизм, футуризм). Вступительные занятия в средних и старших классах.
18. Основные этапы творческой судьбы А.Блока. Мир Прекрасной Дамы и «страшный мир» в творчестве поэта. Поэма «Двенадцать» (история создания, проблематика, поэтика, образы, мастерство стиха). Обзорные темы в старших классах.
19. Жизненная и творческая судьба А.М. Горького. Романтическое и реалистическое в рассказах М.Горького. Христианская образность в формировании внутренней формы романа «Мать». М.Горький-драматург. Нетрадиционный урок литературы, структура, содержание, организация учебной деятельности.
20. Символизм как мировоззрение и стиль. Старшие и младшие символисты. Религиозные искания в творчестве Д.Мережковского и 3. Гиппиус. В.Я.Брюсов – вождь и теоретик символизма. Лирика К.Бальмонта. Краеведение на уроках литературы.
21. Творческий путь М.Шолохова. Проблематика и поэтика романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Тема Великой Отечественной войны («Они сражались за Родину», «Судьба человека»). Интегрированный урок литературы. Теория и практика.
22. Поэзия С.Есенина. Художественное мастерство. Пушкинские мотивы и образы в лирике С.Есенина. Особенности изучения лирики в средних классах.
23. Поэтические миры М.Цветаевой и А.Ахматовой. Основные темы и жанры их поэзии. Сочинения различных видов – основной вид письменных работ по литературе.
24. Этапы русской литературной эмиграции. Художественные открытия в поэзии и прозе (И.Шмелев, В.Набоков, Б.Зайцев и др.). Проза И.А.Бунина. Рассказы и повести «деревенского цикла». Философские рассказы. «Темные аллеи». Заключительные занятия по изучению литературного произведения.
25. Пути развития русского романа XX века (М.Шолохов, Л.Леонов, В.Астафьев, А.Солженицын и др.). Творчество М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»: проблематика и поэтика. Развитие устной речи учащихся в средних и старших классах.
26. «Человек на войне» - стержневая тема поэзии и прозы 2-й половины ХХ века. Лирика 1940-х гг. Фронтовая лирическая повесть. Роль проблемных вопросов и заданий в совершенствовании школьного анализа произведений.
27. Пути развития русской поэзии XX века (Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Рубцов, К.Симонов и др.). Философская и нравственно-патриотическая лирика Н.Рубцова. Особенности изучения лирики в старших классах.
28. Основные тенденции развития русской драматургии XX века (А.Арбузов, В.Розов, А.Володин и др.). Творческая судьба А.Вампилова. Нравственно-философская проблематика и жанровые особенности пьес. Драма «Утиная охота». Использование сценической истории пьесы, наглядности и ТСО на уроках по изучению драмы.
29. Основные тенденции развития русской прозы второй половины XX века (В.Шукшин, В.Белов, В.Астафьев, Ю.Трифонов и др.). Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой»: проблематика и поэтика. Внеклассное чтение на уроках литературы. Цели, задачи, методика проведения.