Глобальный контрапункт: лок — ... €

Эта формула естественно используется для обобщения нескольких частных моментов; здесь важно не перегнуть палку и закончить обобщение вовремя — не раньше (иначе оно будет неубедительным) и не позже (иначе есть риск надоесть партнеру).

Примеры:

— У меня с утра чесалось в носу. (лок) Самый кончик. (лок) А днем свербило где-то подмышкой. (лок) И еще вступило в поясницу справа. (лок) Я — старая развалина. (глоб)

— У меня уже есть двойка по математике. (лок) И тройка по русскому. (лок) И плохо написал контрольную по биологии вчера. (лок) Четверть началась отвратительно. (глоб)

Упражнение 19. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле «глобальный контрапункт».

1. Нагоняй сыну, плохо ведущему себя дома.

2. Тост в честь престарелого родственника.

3. Критика подчиненного, справившегося с заданием с большими огрехами.

4. Похвала дочери, принесшей хорошие годовые отметки из школы.

5. Хвастовство мальчишки перед приятелями.

Ответ.

1. — Ты, Климентий, почему не вымыл пол на кухне? (лок) И зачем кошке бант на шее? (лок) И почему котлета на тарелке не съедена? (лок) И тарелка не помыта? (лок) Ну, невозможный мальчишка! (глоб)

2. — Я хочу поднять этот бокал не за кого-нибудь еще, а за нашего почтенного Поликарпа Спиридоныча! (лок) За ваш ум, дорогой вы наш, и за ваш острый глаз! (лок) Будьте здоровы и счастливы! (глоб)

3. — Капитон, вы привезли крокодила с плохими зубами! (лок) И хвост у него только вправо загибается! (лок) И одной лапы не хватает, между нами говоря. (лок) На троечку, в общем, крокодильчик приехал. (глоб)

4. — (рассматривая дневник) Русский язык — пять! (лок) И литература — пять! (лок) И физкультура четыре — ура! (лок) Очень хорошо, доченька! (глоб)

5. — У меня теперь самокат есть! (лок) И коньки отец подарил! (лок) Вот так вот! (гордо вскидывает голову) (глоб)

Локальный контрапункт: глоб — ... — глоб — лок.

Эта формула может дать большую силу последней (локальной) части трансляции, если начальные общие утверждения подготовят для нее должную почву:

— Все в этом мире идет по воле Божьей. (глоб) И даже если человеку кажется, что он свободен в своем выборе, он все равно делает то, что нужно Всевышнему. (глоб) Поэтому с неизбежным лучше смиряться сразу. (глоб) Мы завтра идем слушать оперу, Харитон. (лок)

— Собака — друг человека. (глоб) А дружба — это лучшее, что есть на свете. (глоб) Вот тебе, Шустрик, твой суп. (лок)

Упражнение 20. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле «локальный контрапункт».

1. Похвала сыну, поддержавшему отца в трудную минуту.

2. Предложение услуги знакомому, старшему по возрасту.

3. Жалоба кукле на старшую сестру.

4. Увещевание попугая, говорящего все не к месту.

5. Замечание домашнему коту.

Ответ.

1. — Хороший ребенок — это внимательный ребенок. (глоб) Человек всегда должен слушать, что ему другие говорят. (глоб) Спасибо, сын, за вчерашний совет — ты был прав.

2. — Довмонт Дормидонтович, я бы хотел вам помочь. (глоб) С возрастом все труднее беречь свои сокровища. (глоб) Хотите, я присмотрю за вашей дочерью Флорой? (лок)

3. — Она такая жестокая! (глоб) И бессердечная! (глоб) И за косу меня опять таскала, у! (лок)

4. — Всякая тварь должна знать свое место. (глоб) А говорящая — тем более. (глоб) Еще раз скажешь при гостях «хрен вам» — и сразу в суп! (лок)

5. — Мягкость и пушистость — достойные качества. (глоб) И широта мышления — тоже. (глоб) Но если ты меня еще раз укусишь за руку — хвост узлом завяжу! (лок)

Упражнение 21. Подумайте самостоятельно о диалектических контрапунктах. Какие из них могут быть уместными и эффективными, и в каких ситуациях? Приведите примеры.

Глава 6 ТРИАДИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ

Триадическая семья

Универсальная триадическая семья модальностей состоит из трех модальностей: синтетической, качественной и предметной (см. книгу «Покрывало майи, или Сказки для невротиков»)

Синтетическая модальность (син) свойственна трансляциям, рассматривающим объект в целом, когда его качества и составные части отходят на задний план или вовсе игнорируются. Типичным для синтетической модальности является обозначение объекта по его уникальному (в данном контексте) имени, местоимению или иной ссылке, которая воспринимается автором трансляции как эквивалентная персональному имени. Примеры использования синтетической модальности приведены в диалогах ниже:

— Как тебя зовут, мальчик?

— Евстафий. (син)

— Кто с тобой был? Онисифор?

— Он самый. (син)

— Кто это?

— О! Это — Большой Начальник! (син)

Качественная модальность предполагает акцент на аспектах (свойствах, качествах, действиях) рассматриваемого объекта. Примеры трансляций в качественной модальности приведены ниже:

— Ну, как тебе, Алевтина, мой новый кактус?

— Великолепен! Но колюч, колюч... (кач)

— Ну что, отправляешься в Японию, Гермоген?

— Еду, и скоро еду. (кач)

Предметная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим отдельные части или элементы глобального объекта или общей картины. Этот объект или картина могут не обозначаться в трансляции прямо, но обязательно подразумеваются ее автором.

— Что у вас болит?

— Голова, особенно по утрам. (пред)

— Мама, где мой портфель?

— Там, где ты его оставил, Виля: под ванной. (пред)

Триадические маркеры

Синтетические маркеры

Распространенный когнитивный синтетический маркер — это акцентированное имя собственное, кличка или местоимение, указывающее на то или иное четко определенное существо или уникальный объект, рассматриваемый протагонистом сам по себе, но не как элемент общей картины:

— (представляя) Знакомься, Алевтина: это — (со значением) Кока! (син)

— (подзывая сына) Виля! (син)

— Где вы живете?

— (гордо) В Москве! (син)

— Кто хочет мороженого?

— (громко) Я! (син)

Неявным синтетическим маркером является краткость (в частности, односложность) трансляции. В случае отсутствия качественных и предметных маркеров краткая трансляция обычно является синтетической:

— Ты согласен со мной, Варсонофий?

— Да. (син)

— Что еще ты мне хочешь сказать, Созон?

— (энергично мотает головой в знак отказа) (син)

К синтетической модальности относится жанр афоризма и к ней же тяготеет народная мудрость, выраженная в пословицах, поговорках и т. п.:

— Мал, да удал (син).

— Хоть стой, хоть падай (син).

В синтетической модальности находится любой единый образ, в частности, используемый в метафорах:

— Ты что — дикобраз? (син)

— Я теперь — вьючное животное. (син)

Жесты, акцентирующие синтетическую модальность — энергичные движения головой или телом как единым целым (прыжки в воздух) , собирательные округлые движения руками (как будто вы лепите снежный шар или собираете в горку рассыпавшиеся орехи), жесты рисования в воздухе замкнутых фигур, например, кругов или овалов. Типичный синтетический жест — поднятый торжественно вверх указательный палец.

Синтетические интонации нередко повышающиеся, например:

— Мне нужны клубника, малина, ежевика — словом (поднимая тон голоса) ягоды! (син)

Упражнение 1. Подумайте, какие еще вам известны явные и неявные когнитивные и стилистические синтетические маркеры.

Качественные маркеры

К числу качественных маркеров относятся акцентированные в речи прилагательные, наречия, причастия, деепричастия и глаголы:

— Я сегодня добрый, очень добрый! (кач)

— Бегу, спешу, тороплюсь! (кач)

— Тебе у меня понравилось?

— Отлично! (кач)

Качественную модальность часто имеют сравнения, акцентирующие то или иное явно обозначенное свойство объекта, например:

— Что ты сегодня такой злой ходишь — точно голодный тигр? (кач)

— О, я такой быстрый — как ветер, буквально! (кач)

Жесты, акцентирующие качественную модальность — плавные движения, рисующие округлые, но не замкнутые фигуры (типа скобок или волнистых линий)

Интонации, символизирующие качественную модальность — ровные или волнообразные, особенно напевные:

— (напевно) Она таакаяаа... краасиваяаа... высоокаяаа... страастнаяааа... (кач)

Упражнение 2. Подумайте, какие еще вам известны явные и неявные когнитивные и стилистические качественные маркеры.

Предметные маркеры

К числу предметных маркеров в первую очередь относятся акцентированные в речи названия предметов, не являющиеся именами:

— Хочешь грушу? (пред)

— А я купил себе видео! (пред)

Имена собственные получают предметную модальность в случае предъявления их как элементов или частей общей картины:

— Бывал я и на Канарах, и на Гибралтаре, и на мысе Огненной Земли. (пред)

— Мои главные подружки — Анфиса и Манефа, ну и Прасковья с Ангелиной тоже. (пред)

Жесты, акцентирующие предметную модальность — движения кистями, отдельными пальцами, нередко завершающиеся резкой остановкой руки в воздухе или на материальном предмете (хлопанье ладонью по столу, по плечу партнера или своему бедру, прижимание руки к сердцу). Характерный «предметный» жест — последовательное сгибание пальцев при счете «раз, два, три...».

Предметные интонации — часто отрывистые и понижающиеся, конкретные, «приземленные»:

— Мне нужны ягоды: (тоном ниже) черешня, клубника, малина. (пред)

— Принеси мне, пожалуйста, (опуская тон голоса) нож. (пред)

Упражнение 3. Подумайте, какие еще вам известны явные и неявные когнитивные и стилистические предметные маркеры.

Наши рекомендации