Общий терминологический словарь 3 страница
ИНДУКТИВНОЕ РАССУЖДЕНИЕ (индукция) - такое рассуждение, при котором, на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод).
ИНИЦИАТИВНОСТЬ - способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.
ИНСАИТ (англ. insight - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека внезапное понимание, нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
ИНСТИНКТЫ (лат. instinctus - побуждение) - сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - относящиеся к способам действия.
ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus) -1) в широком смысле - глобальная, интегральная, биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности адаптации (Штерн, Пиаже). Это способность решать новые мыслительные задачи без проб и переносить найденные способы на другие ситуации; 2) в узком смысле - общее название познавательных способностей. Интеллект включает мышление, скорость восприятия, объем памяти, время удержания информации и т.п. Однако интеллект нельзя считать лишь простой суммой, этих познавательных процессов, ими он не исчерпывается, так же как интеллектуальная деятельность не может быть заменена мышлением.
ИНТЕЛЛЕКТ АКАДЕМИЧЕСКИЙ - способность к учению в регламентированных условиях (школа, университет). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта.
ИНТЕЛЛЕКТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ - врожденная составляющая общего интеллекта. В основе лежат особенности биохимических, нейро-психологических процессов переработки информации центральной нервной системой.
ИНТЕЛЛЕКТ ВЕРБАЛЬНЫЙ - способность к словесному анализу и синтезу, к решению вербальных задач. Выделяется как относительно самостоятельная составляющая структуры интеллекта в ряде моделей. Вербальный интеллект включает запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное.
ИНТЕЛЛЕКТ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ (связный) - система интеллектуальных навыков, зависящая от приобретенного опыта (Р. Кэттелл).
ИНТЕЛЛЕКТ ОБЩИЙ (генеральный фактор) - умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности. Эта способность проявляется в качестве, скорости я точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровне социальной адапти-рованности. Концепция общего интеллекта принадлежит Ч. Спир-мену.
ИНТЕЛЛЕКТ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ (связный) - система интеллектуальных навыков, зависящая от приобретенного опыта (Р. Кэт-телл).
ИНТЕЛЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИЙ - способность манипулировать объектами, умение адаптироваться в окружающей обстановке (адекватное восприятие и понимание происходящих событий, адекватная самооценка, способность рационально действовать в новой обстановке).
ИНТЕЛЛЕКТ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ - способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности. Включает два фактора: 1) скорость и точность распознания двухмерных объектов; 2) мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве.
ИНТЕЛЛЕКТ РАССУДОЧНЫЙ - способность ориентироваться в знакомой ситуации. Это процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.
ИНТЕЛЛЕКТ СЕНСОМОТОРНЫЙ - тип мышления, характеризующий доречевой период жизни ребенка (Ж. Пиаже).
ИНТЕЛЛЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ - способность, определяющая успешность оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Термин предложен Дж. Гилфордом.
ИНТЕЛЛЕКТ ФЛЮИДНЫЙ (свободный, текучий) - врожденная интеллектуальная способность приспосабливаться к новым ситуациям, овладевать новыми знаниями. Характеризуется гибкостью и скоростью мышления, входит в состав общего интеллекта. Уровень снижается в процессе старения. Термин предложен Р.Б. Кэт-теллом.
ИНТЕЛЛЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - способность воспринимать, выражать и понимать эмоции других людей.
ИНТЕЛЛЕКТА МОДЕЛЬ (Дж. Гилфорда) - многомерное явление, некоторое свойство, которое можно оценивать по трем измерениям:
характеру, продукту и содержанию. Модель включает 120 различных интеллектуальных процессов, частных способностей. Они, в свою очередь, сводятся к 15 факторам: 5 операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности. К операциям относятся познание, память, оценивание, дивергентное и конвергентное мышление.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение животных, характеризующееся «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта и т.п.
ИНТЕР - составная часть сложных терминов, означающая «между, среди» или «взаимный».
ИНТЕРАКЦИЯ - акт между кем-то.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.
ИНТЕРЕС - 1) эмоциональная реакция на новое, источник мотивов, научения и творчества. Интерес выражается в мимических движениях - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ; 2) специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способ-ствовует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
ИНТЕРПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - возникшая во взаимодействии ребенка с другими людьми.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - толкование.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ - в переводе со старофранцузского означает-мешать друг другу.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ - ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.
ИНТРА - префикс, в переводе с латинского означает «внутри».
ИНТРАПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - внутренняя, перешедшая во внутренний.
ИНТРОВЕРСИЯ - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.
ИНТРОСПЕКЦИЯ - самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта.
ИНТУИЦИЯ - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
ИНТУИТИВНЫЙ ТИП - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - находящийся за пределами разума, несовместимое с рациональным мышлением, неподдающееся логическому объяснению, пониманию.
ИСТОРИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - включенность восприятия человека в процесс исторического развития его сознания. Восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Так, человеческий слух развился в значительной мере благодаря развитию речи и музыки, а зрение - благодаря развитию геометрии и изобразительному искусству. Всякое восприятие фактически является включением воспринятого объекта в определенную систему представлений и понятий, запечатлевшуюся в речи, которая представляет собой продукт общественно-исторического развития.
КАТАРСИС (англ. cathexix - энергия, затраченная на представление понятий, идей, образов, символов). Первоначально понятие катарсис относилось к состоянию эмоционального потрясения, внутреннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных трагедий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис - соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.
КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria- высказывание, суждение) - предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Категориями психологии, например, являются психика, сознание, деятельность, личность, коллектив; мышление, эмоции, чувства, воля и др.
К
КАУЗАЛЬНАЯ (ЫЙ) (от лат. causa - причина) - причинная.
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa - причина и англ. attribute -приписывать, наделять) - интерпретация субъектом своего восприятия, причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д., а путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ощущения (греч. kinesis - движение, aesthesis -ощущение, чувство) - отражение положения и перемещения в пространстве тела или его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки. Осуществляется через импульсы, поступающие от проприоцепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Играет важную роль в сохранении телом равновесия в различных положениях.
КОГНИТИВНЫЙ (англ. cognitio - знание) - познавательный.
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - некоторое противоречие между двумя или более когнициями.
КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС - соответствие между когнициями.
КОГНИЦИЯ - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лат. cognition - знание) - психология знания, изучает познавательные процессы. Поведение объясняется знанием схем действия.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность всех врожденных архетипов.
КОММУНИКАЦИЯ (в психологии) - передача информации при помощи языка и других знаковых средств.
КОНВЕРГЕНЦИЯ (в нейропсихологии) - соединение нескольких нервных отростков одного нейрона, нервного пути или нервного центра.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ - мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим - мышление, или способности, или мотивы и т.д. Мышление функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и сло-
весно-логической. Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
КОНСОНАНС - противоположно диссонансу; согласованность знаний, убеждений, поведения.
КОНСТРУКТ (англ. construct - строить) - своеобразный классификатор - шаблон нашего восприятия других людей и себя.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью и т.д.).
КОНТРАСТА ЯВЛЕНИЕ - изменение интенсивности и качества ощущения под влиянием предшествующего и сопутствующего раздражителя, например после холоднога слабый тепловой раздражитель кажется горячим или одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом - темнее.
КОНФОРМНОСТЬ (от поздн. лат. conformis - подобный, сообразный) - соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (лат. correlation - соотношение) - статистический метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков.
КОРРЕЛЯЦИЯ - мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимосвязь.
КРЕАТИВНОСТЬ (от англ. to create - творить, создавать) - творчес-кость. Креативность отлична от интеллекта и является сложным интегральным явлением (A.M. Матюшкин, Я.П. Пономарев). Один из первых исследователей творческого мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
1) оригинальность, необычность идей;
2) семантическая гибкость - способность видеть объект под разными углами зрения;
3) образная гибкость - способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны;
4) способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации.
К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К.Тейлор, К. Кокс, A.M.Матюшкин и др.): толерант
ность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий; внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремление к признанию и др.
Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач. Креативность отличается оригинальностью, то есть необычностью и новизной идей.
КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЙ - графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторения.
КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - объективная оценка других и себя.
л
ЛАБИЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - изменчивость, адаптивность, неустойчивость.
ЛАБИЛЬНОСТЬ (лат. labilis - подвижный, нестойкий) - нестабильность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных проявлений.
ЛАБИРИНТ - сложный путь
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (от лат. latens - скрытый, тайный) - время между началом действия стимула и возникновения видимой реакции на этот стимул.
ЛЕКСИКОН - запас слов.
ЛИБИДО - общая биологическая энергия.
ЛИНГВИСТИКА - наука о языке (языкознание).
ЛИТОЛА - преуменьшение особенностей персонажа.
ЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЕ - процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и как члену общества, проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие личности включает этапы: формирование, стабилизация, возрастные изменения, преобразование. Особую роль в развитии личности играет воспитание как целенаправленное и организованное воздействие субъекта воспитательной деятельности (социальных институтов или уполномоченных ими отдельных лиц) на объект воспитания с целью формирования определенного типа личности, соответствующего социальному заказу общества на данном историческом этапе его развития.
ЛИЧНОСТИ СТРУКТУРА - совокупность устойчивых связей между отдельными чертами, обеспечивающая ее целостность. В деятель-ностном подходе наиболее популярна четырехкомпонентная структура (модель) личности. Она включает: направленность, способности, характер и самоконтроль (саморегуляцию).
ЛИЧНОСТИ ЧЕРТА- предрасположенность человека вести себя сходным образом в разное время и в разных ситуациях.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД - принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ - субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.
ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении.
ЛИЧНОСТЬ КОГНИТИВНО ПРОСТАЯ - личность с небольшим набором конструктов.
ЛИЧНОСТЬ КОГНИТИВНО СЛОЖНАЯ - личность с большим количеством конструктов. Когнитивно сложная личность по сравнению с когнитивно простой отличается тем, что имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.
ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ - система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.
ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ - (для слуха) -точка пространства,из которой исходит звук. Основную роль при локализации звука играет то, что: а) ухо, которое находится ближе к источнику звука, испытывает воздействие стимула несколько раньше, чем другое ухо; б) голова создает «барьер», который частично блокирует звук так, что ближнее к источнику ухо получает более интенсивный стимул; в) два уха воспринимают различные фазы звуковых волн.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ - перцептивное действие по определению. Этот термин употребляется относительно слуха (определение расположения источника звука в среде), зрения (определение положения
стимула в области зрения), осязательных ощущений (определение места стимуляции на коже).
ЛОКУС - место расположения чего-то.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ (интернальный - внутренний) - устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ (экстернальный -внешний) -устойчиваясклонность личности приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам (случайности, обстоятельствам и др.
М
МАЗОХИЗМ (от имени австрийского романиста Леопольда Захер-Мазоха) - любого вида враждебность или деструктивный импульс, направленный на себя.
МАНИПУЛЯЦИЯ (лат. manipulation - обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия). В психологии - вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
МЕНТАЛЬНЫЙ - относящийся к уму, к умственной деятельности. МЕТАФОРА - образное сравнение, употребление одного предмета вместо другого
МЕТАЯЗЫК - специальный язык, на котором осуществляется представление другого языка, формализованного для соответствующего описания
МЕТОД (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; путь осуществления научного исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемых объектов.
МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности на основе информации, полученной из биографий, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.п.
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВЫЙ - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов:
монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным генотипом). Метод применяется для решения проблемы генотипи-ческой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.
МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.
МЕТОД ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ - метод исследования личности, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов (Г. Олпорт).
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании и определяемых соответствующей им методологией.
МЕТОД КОМПЛЕКСНЫЙ - исследования разными средствами, разными науками.
МЕТОД ЛОНГИТЮДНЫЙ (от англ. longitude - долгота) - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений. Изучение психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени (иногда в продолжение ряда лет) и последовательная фиксация ряда существенных изменений в психике испытуемого.
МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ - метод исследования личности, ориентированный на установление обобщений (Р. Кеттелл, Г. Ай-зенк).
МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология воплощается во всех видах деятельности, в том числе и научной.
МЕТОД ПРОЕКТИВНЫЙ - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест (ТАГ), в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках; в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека, несуществующего животного и др.).
МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА - способ изучения содержания и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный - слабый», «хороший - плохой» и т.п. Метод введен американским психологом Ч. Осгудом.
МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ - изучение одной и той же функции у разных групп испытуемых.'
МЕЧТА - самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.
МНЕМИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ - действия запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала.
МНЕМОТЕХНИКА (мнемоника - греч. mnemonika - искусство запоминания). Система приемов, которые способствуют лучшему запоминанию информации и позволяют увеличить объем информации, запоминаемой с первого предъявления.
МНЕМОНИКА - впервые была разработана древнеримскими и древнегреческими ораторами, профессия которых предполагала огромные нагрузки на память.
МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод исследования психических закономерностей, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ - впервые использовался А.Осборном Участвуют две группы: 1-я группа - 7 - 10 чел. специалистов среднего уровня из разных областей знания, 2-я группа генерации - ведущие специалисты в данной области знания. Сначала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помещение) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется проблема. Участники «набрасывают» гипотезы (возможны и самые невероятные). Все гипотезы тут же записываются на магнитофон. На этом их роль заканчивается. Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипотезы и «вычерпывают» подходящие. Так, в США за 300 заседаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано.
МОНОТОНИЯ - психическое состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности, наступающее в результате возле йс
твия однообразных раздражителей. Проявляется в притуплении внимания, снижении его способности к переключению, снижении сообразительности, ослаблении воли, сонливости. При этом развивается неприятное эмоциональное переживание, сопровождающееся стремлением выйти из этой гнетущей обстановки, «встряхнуться», активизироваться. Монотония может превращаться в стойкое состояние скуки.
МОРФОЛОГИЯ - анализ формы и структуры организма.
МОТИВ - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
МОТИВАЦИЯ - 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.
МОТИВ АФФИЛНАЦИИ (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффи-лиации имеет две формы: надежда на присоединение (НА) и боязнь отвержения (БО).
МОТИВ ВЛАСТИ - способность лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Источниками власти являются: вознаграждение, принуждение и нормативная власть (власть знатока).
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ - устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения включает стремление к мастерству, соперничеству (состязательности, лидерству), удовлетворяющей работе, известности и т.п. Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач.
МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ - более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.
МОТИВИРОВКА - логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.
МОТИВ ОТВЕРГАНИЯ - проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми.
МОТИВ ПОМОЩИ, АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ - альтруизм - любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Исследования показали, что:
- чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал;
- люди, обладающие эмпатией;
- больше альтруизма проявляется к зависимому человеку, чем к независимому, приятному и привлекательному, к знакомому, человеку той же этнической группе. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).
МОТИВ УСПЕХА - ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач. Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Йеркса-Додсо-на).
МУДРОСТЬ - высшая степень развития интеллекта. Это обобщение многообразия знания и опыта человечества, обобщение, формулируемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, действия. Мудрость - разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества.
МУЖЕСТВО - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество - сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ тип - ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
МЫШЛЕНИЕ - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
МЫШЛЕНИЕ АУТИЧЕСКОЕ - мышление, связанное с реализацией желаний, желаемое выдается за действительное.
МЫШЛЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНОЕ - продуктивное мышление, служащее средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допус
кает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Термин введен Дж. Гилфордом,
МЫШЛЕНИЕДИС КУРСИВНОЕ- аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.
МЫШЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНТНОЕ - продуктивное мышление, связанное с решением задач, имеющих единственно правильный ответ (Дж. Гилфорд).
МЫШЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (выделены Калмыковой З.И.):
быстрота - скорость принятия решения и решения задачи;
гибкость - умение находить пути решения задачи, видеть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые стороны (свойства);
глубина- способность анализировать, сравнивать, находить существенное;
доказательность - умение обоснованно, аргументированно мыслить, вскрывая причины явлений, объяснять их с научной точки зрения;
критичность - объективная оценка других и себя;
логичность - умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления;
пытливость (любознательность) - потребность всегда искать наилучшее решение;
самостоятельность- умение использовать общественный опыт, независимость от мнения других, явлениями и выражающаяся в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается.
МЫШЛЕНИЕ ИНТУИТИВНОЕ - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протекающий без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга. Я.А. Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятельности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме интуиции.
МЫШЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - мышление группы людей при решении проблем и задач. Опыт решения сложных мыслительных задая показал, что при современном уровне цивилизации вероятность появления многогранных гениев ранга Леонардо да Винчи, равна нулю. Отсюда актуальной становится задача развития коллективного мышления. В настоящее время научным сообществом уже осознана мысль, что социальное взаимодействие и развитие мышления являются взаимосвязанными процессами (В.В. Рубцов). В ходе совмес