Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения
Процедура группового обследования - во-первых, испытуемые рассаживаются по одному на более значительном расстоянии друг от друга; во-вторых, по ходу изложения задания испытуемые могут активно включаться в перечисление и толкование «разрешительных» и «запретительных» условий (при фронтальном обследовании это делает только экспериментатор). Индивидуальное обследование имеет тот недостаток, что мотивация к успешному выполнению задания у части детей оказывается более низкой, чем при фронтальном или групповом, потому что в ситуации проверки одного ребенка (без присутствия других) почти полностью снимается стимул соревновательности.
Исследование детских рисунков по следующему ряду критериев. Композиционно-пространственное решение изображения (однофризовое, двухфризовое, трехфризовое, с высоким горизонтом, развернуто-плановое построение, многоплановое построение, с элементами перспективы, в единой системе перспективного построения). Объемно-пространственное построение изображения (плоскостное, «прозрачное», элементы загораживания, перспективное построение изображения, соблюдение пропорций, конструктивное построение изображения, передача свето-теневых отношений в графике, свето-теневых отношений в живописи). Линия (проволочная, сложная. штриховая, валерная). Цвет (простой из палитры, сложный, колористическое решение, технические навыки работы с живописным материалом). Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Размер изображения, выделение ведущего элемента через тон, цвет, «пробел». Организация смысловой связи. Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Художественно-образное решение изображения (схематическое, плоскостное, декоративное, реалистическое, образное, детализация образов, цельность, симметричность, асимметричность композиционного построения, ритмичность, передача движения, развернутость действия, оригинальность решения композиции)
Уровни художественной выразительности в работах детей – (высокий, «фрагментарный», дохудожественный).
К самому высокому уровню – «уровню художественной выразительности» - относятся рисунки двух типов. Первый тип – рисунки, в которых проявилась самостоятельность ученика в выборе содержания рисунка, где ученик выходит на уровень художественного обобщения, яркую эмоциональную выразительность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка и где ученик владеет навыками художественно-графической выразительности. Рисунки второго типа отличаются той же степенью художественного обобщения, что и первый. В них просматриваются эмоциональная выразительность, динамика, но художественное воплощение самого рисунка ниже, чем в рисунках первого типа. Уровень «художественности» в этих рисунках определяется уровнем творческой работы в сфере замысла.
Второй уровень - «уровнь фрагментарной художественности». К этому уровню относятся рисунки третьего и четвертого типа. Рисунки третьего типа выполнены по оригинальному замыслу, который предполагает передачу эмоциональных или динамических состояний объектов изображения, но автор такого рисунка не выходит на художественное обобщение, а художественно-графические средства выразительности не соответствуют развитой форме его замысла.
В рисунках четвертого типа, ученик владеет довольно развитой формой художественно-графической выразительности (передает пространство, пропорции, владеет композиционными навыками), но замысел его рисунка не имеет развитой формы: содержание рисунка не предполагает передачу эмоциональных и динамических состояний объектов изображения.
Третий уровень рисунков – это «уровень дохудожественности». К нему относятся рисунки пятого типа, когда замысел ученика базируется на личных наблюдениях, но не имеет развитой формы, не предполагает передачу динамических и эмоциональных состояний. Уровень владения художественно-графическими средствами нельзя назвать выразительным: есть изображение, но нет «выражения». К шестому типу рисунков, входящих в этот же уровень, относятся все стереотипные рисунки, когда ученик идет по пути копирования, тиражирования, репродуцирования, не проявляет самостоятельности в выборе содержания рисунка.
Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования - реконструировать способы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке нескольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс расположения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображений, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замысел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразительной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень - количество рисунков карандашом, построенных композиционно, преобладает и приблизительно равно количеству, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень - при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена композиционно; четвертый уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по второму-третьему типу; шестой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.
Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования - выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Композиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэтому результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей методики. Изображения анализируются по трем следующим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительного объекта. В изображениях человека - это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изображения человека - это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очертаний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно суженных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объединения частей объектов действительности в единое изображение постоянно повторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целостный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основных способа изображения разных объектов, соответствующих определенным периодам детства, а внутри них - ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обозначены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрастов.