Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения

Процедура группового обследования - во-первых, испытуемые рассаживаются по одному на более значи­тельном расстоянии друг от друга; во-вторых, по ходу изложения задания испытуемые могут активно включаться в перечисление и толкование «разрешительных» и «запретительных» условий (при фрон­тальном обследовании это делает только экспериментатор). Индивидуальное обследование имеет тот недостаток, что мотивация к успешному выполнению задания у части детей оказывается более низкой, чем при фронтальном или групповом, потому что в ситуации проверки од­ного ребенка (без присутствия других) почти полностью снимается стимул соревновательности.

Исследование детских рисунков по следующему ряду критериев. Композиционно-пространственное решение изображения (однофризовое, двухфризовое, трехфризовое, с высоким горизонтом, развернуто-плановое построение, многоплановое построение, с элементами перспективы, в единой системе перспективного построения). Объемно-пространственное построение изображения (плоскостное, «прозрачное», элементы загораживания, перспективное построение изображения, соблюдение пропорций, конструктивное построение изображения, передача свето-теневых отношений в графике, свето-теневых отношений в живописи). Линия (проволочная, сложная. штриховая, валерная). Цвет (простой из палитры, сложный, колористическое решение, технические навыки работы с живописным материалом). Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Размер изображения, выделение ведущего элемента через тон, цвет, «пробел». Организация смысловой связи. Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Художественно-образное решение изображения (схематическое, плоскостное, декоративное, реалистическое, образное, детализация образов, цельность, симметричность, асимметричность композиционного построения, ритмичность, передача движения, развернутость действия, оригинальность решения композиции)

Уровни художественной выразительности в работах детей – (высокий, «фрагментарный», дохудожественный).

К самому высокому уровню – «уровню художественной выразительности» - относятся рисунки двух типов. Первый тип – рисунки, в которых проявилась самостоятельность ученика в выборе содержания рисунка, где ученик выходит на уровень художественного обобщения, яркую эмоциональную выразительность, где проявилось отношение автора к содержа­нию рисунка и где ученик владеет навыками художественно-графической выразительности. Рисунки второго типа отличаются той же степенью художественного обобщения, что и первый. В них просматриваются эмоциональная вырази­тельность, динамика, но художественное воплощение самого рисунка ни­же, чем в рисунках первого типа. Уровень «художественности» в этих ри­сунках определяется уровнем творческой работы в сфере замысла.

Второй уровень - «уровнь фрагментарной художествен­ности». К этому уровню относятся рисунки третьего и четвертого типа. Рисунки третьего типа выполнены по оригинальному замыслу, который предполагает передачу эмоциональных или динамических состояний объектов изображения, но автор такого рисунка не выходит на художественное обобщение, а художе­ственно-графические средства выразительности не соответствуют разви­той форме его замысла.

В рисунках четвертого типа, ученик владеет довольно развитой формой художественно-графической вырази­тельности (передает пространство, пропорции, владеет композиционными навыками), но замысел его рисунка не имеет развитой формы: содержание рисунка не предполагает передачу эмоциональных и динамических со­стояний объектов изображения.

Третий уровень рисунков – это «уровень дохудожественности». К нему относятся рисунки пятого типа, когда замысел ученика базируется на личных наблюдениях, но не имеет развитой формы, не предполагает пере­дачу динамических и эмоциональных состояний. Уровень владения художе­ственно-графическими средствами нельзя назвать выразительным: есть изображение, но нет «выражения». К шестому типу рисунков, входящих в этот же уровень, относятся все стереотипные рисунки, когда ученик идет по пути копирования, тиражирования, репродуцирования, не проявля­ет самостоятельности в выборе содержания рисунка.

Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования - реконструировать спосо­бы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке не­скольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс распо­ложения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображе­ний, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замы­сел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень - количество рисунков карандашом, по­строенных композиционно, преобладает и приблизительно равно коли­честву, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень - при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена компо­зиционно; четвертый уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень - преобладают рисунки карандашом, по­строенные по второму-третьему типу; шестой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.

Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования - выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Ком­позиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэто­му результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей мето­дики. Изображения анализируются по трем следую­щим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительно­го объекта. В изображениях человека - это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изо­бражения человека - это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очерта­ний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно сужен­ных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объедине­ния частей объектов действительности в единое изображение постоянно по­вторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целост­ный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основ­ных способа изображения разных объектов, соответствующих определен­ным периодам детства, а внутри них - ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обо­значены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрас­тов.

Наши рекомендации