II. Организация выполнения контрольной работы

Леонтьева Ю.А.

Методические рекомендации по подготовке и написанию контрольной работы по дисциплине «Практикум по психологии общения» слушателями заочной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция, квалификация выпускника - бакалавр / СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. - 15 с.

Настоящие методические рекомендации по подготовке и написанию контрольной работы составлены в соответствии с программой дисциплины «Практикум по психологии общения». Они определяют перечень тем контрольной работы, методические рекомендации о порядке ее оформления, приведен список основной и дополнительной литературы и предназначены для слушателей факультета заочной формы обучения.

Рассмотрены на заседании кафедры педагогики и социальной психологии (Протокол № 7 от 2016 г.), одобрены на заседании методического совета (Протокол № ) Санкт-Петербургского университета МВД России.

Рецензенты:

1. Лосев К.В. доцент кафедры общей и прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент, (Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России)

2. Кобозев И.Ю. заместитель начальника кафедры юридической психологии, кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России)

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации по подготовке и написанию контрольной работы составлены в соответствии с программой дисциплины «Практикум по психологии общения» подготовлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. В них раскрываются основные понятия и категории психологии общения.

Целью данных методических рекомендаций - оказать помощь слушателям в выборе темы и написании контрольной работы по дисциплине «Практикум по психологии общения».

Анализ служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел показывает, что центральное место в ней занимает непосредственная работа с людьми, т. е. относится к субъект-субъектной деятельности, и достижение ее целей протекает в системе «человек-человек». Соотвественно, эффективность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить свое общение.

Практически все функции сотрудниками органов внутренних дел реализуются в повседневном взаимоотношении и взаимодействии с людьми. В условиях служебной деятельности успех выявления, раскрытия и расследования преступлений во многом зависит от умения сотрудников продуктивно общаться с гражданами, должностными и иными лицами. Сотруднику органов внутренних дел приходиться иметь дело с наиболее трудными в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер противоправной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти. При подготовке к работе с людьми важно научиться предвидеть возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности, владеть приемами установления контакта, доверительных отношений, воспитательного воздействия.

Овладение искусством понимать людей и управлять их поведением обеспечивает профессионализм сотрудников органов внутренних дел. Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется высоким разнообразием, сопровождается множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий. Умение говорить и быть понятым, правильно слышать и понимать, ненавязчиво убеждать, создавать доверительные отношения, не заигрывая с партнером по общению, искренне сочувствовать ему – все это элементы коммуникативной компетентности.

Основу коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел составляет знание общих и особенных закономерностей общения и умение их использовать в служебной деятельности. Осознание психологических трудностей общения, определение их причин позволяют развить качества личности, необходимые для успешного общения. Профессиональная коммуникативная компетентность представляет собой систему внутренних потенциалов регуляции коммуникативных действий, необходимых для эффективного процесса общения.

Коммуникативная компетентность, т. е. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения, - это то, чему необходимо специально обучать, используя при этом психологические технологии в условиях интерактивного взаимодействия. Исследования по проблемам коммуникации свидетельствуют, что умение общаться является важнейшей, а иногда и профилирующей составляющей для большинства профессий в системе человеческих отношений.

Уровень коммуникативной компетентности руководителя, влияет на успех деятельности вверенного ему служебного коллектива. Отсутствие знаний и навыков в этой области деятельности руководителей подразделений органов внутренних дел порождает ошибки при управлении личным составом, которые ведут, в свою очередь, к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности.

При выполнении своих должностных обязанностей, вступая в коммуникативные взаимоотношения с гражданами, сотрудник органов внутренних дел формирует мнение о своей роли в обществе, отношение к правоохранительным органам. В этом случае коммуникативная компетентность не только помогает, ему реализовать свою профессиональную роль, но и сформировать позитивное мнение о деятельности органов внутренних дел.

Обобщая результаты изучения психологических проблем профессионального общения, можно утверждать, что знание психологических закономерностей общения, обмена информацией и взаимодействия людей представляет собой важное условие опимизации делового общения в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Разработка слушателем избранной темы контрольной работы способствует формированию и развитию профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел.

I. Общие положения

1.1. Контрольная работа является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков обучающихся в университете. Контрольная работа имеет целью формирование у обучающихся навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного исследования проблемы в изучаемой отрасли знаний.

1.2. Работы выполняются в соответствии с рабочим учебным планом для направления подготовки или специальности. Выполнение работы способствует:

систематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умению применять их для решения конкретных задач в практической деятельности подразделений и служб Министерства внутренних дел Российской Федерации;

развитию навыков самостоятельной работы (планирование и проведение исследований и работ, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление);

выявлению степени подготовленности обучающихся по дисциплине и их способности применять знания на практике.

1.3. Обязательные требования к работе:

самостоятельность исследования;

анализ литературы по теме исследования;

связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практической деятельностью органов внутренних дел;

наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

логичность изложения, убедительность представленного фактологического материала, аргументированность выводов и обобщений;

научно-практическая значимость работы.

1.3.1. Работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, показывать общую, правовую и техническую культуру обучающегося.

1.3.2. Работы обучающимися выполняются в часы самостоятельной работы.

II. Организация выполнения контрольной работы

2.1. Основные этапы выполнения работы:

выбор темы;

подбор и изучение литературы (нормативных правовых актов, монографической и справочной литературы, статей и т.п.), а также, при необходимости, практических материалов;

составление плана работы;

составление плана-графика выполнения работы;

написание работы;

представление работы руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний.

2.2. Слушателям предоставляется право выбора темы работы. Выбранная тема обсуждается с руководителем.

2.5. После выбора темы работы обучающийся приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения.

2.6. Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучающийся приступает к составлению плана работы.

2.7. Структура контрольной работы, как правило, должна включать:

титульный лист (приложение № 1);

содержание (приложение № 2);

введение;

основную часть;

заключение;

список использованной литературы.

2.7.1. Во введении указываются актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются использованные автором практические материалы и структура работы.

2.7.2. Основная часть работы может содержать несколько вопросов, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора.

2.7.3. В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы, к которым пришел автор, и рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

2.7.4. Список использованной литературы включает в себя:

нормативные правовые акты;

научно-техническую литературу и материалы периодической печати;

практические материалы.

В список литературы включаются источники, изученные обучающимся в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые он ссылается. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии.

2.7.5. Текстовая часть работы представляется, как правило, в машинописном (первый экземпляр) или компьютерном варианте (распечатка). Текст печатается через два интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (А4). Страницы должны иметь поля: левое 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Все страницы контрольной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Номер страницы ставится внизу страницы справа.

2.8.1. Объем работы должен составлять примерно 15-20 страниц машинописного текста, не считая приложений.

2.8.2. Чертежи по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должны соответствовать требованиям ЕСКД, схемы – соответствующим ГОСТам.

2.9. При использовании в тексте работы цитат, положений, заимствованных из литературы, обучающийся обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствования текста без ссылки на источник (плагиат) не допускается.

2.10. Практические материалы работы органов внутренних дел, использованные обучающимися в работе заверяются подписью руководителя соответствующего органа внутренних дел.

2.11. Завершенная работа представляется на проверку руководителю.

2.12. Работа, признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается обучающемуся для доработки, при этом указываются ее недостатки и даются рекомендации по их устранению.

2.13. Сроки доработки определяются по согласованию с начальником кафедры и руководством факультетов.

III. Тематика контрольной работы:

1. Барьеры общения, их выявление и устранение.

2. Влияние межличностных отношений на формирование установок к различным явлениям

3. Психические состояния личности и их влияние на деятельность сотрудников ОВД.

4. Самопрезентация и имидж сотрудника органов внутренних дел как факторы эффективного общения.

5. Соотношение эмоций и выражения лица.

6. Виды признаков обмана: утечка информации и информация о наличии обмана.

7. Виды личностно-группового общения: публичные выступления, служебные совещания, групповое принятие решений, брифинги и др.

8. Особенности делового общения в конфликтной ситуации.

9. Приемы и способы эффективной коммуникации с партнером по профессиональному общению.

10. Лицо как непроизвольная эмоционально-сигнальная система и ценный источник информации для верификатора.

11. Психологические условия эффективного осуществления общения сотрудника органов внутренних дел с различными категориями граждан.

12. Сущность делового этикета и психологические механизмы его регулирующего воздействия на процесс общения

13. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования, критическое мышление.

14. Зависимость успешности социального функционирования личности сотрудника органов внутренних дел от ее коммуникативной компетентности.

15. Проблема этики профессионального общения в психологии и в социальной практике.

16. Вербальные возможности сообщения ложной информации.

17. Индивидуально-психологические особенности собеседников.

18. Информационная функция общения. Проблемы искажения и потерь информации при вербальном общении.

19. Информационные возможности лица по передаче различных оттенков эмоциональных переживаний.

20. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого.

21. Приемы бесконфликтного общения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел.

22. Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения.

23. Методы и средства воздействия на партнера по общению.

24. Односторонние и двусторонние методы социального влияния. Принципы выбора стратегии поведения в конфликтном взаимодействии.

25. Технологическая структура акта профессионального общения.

26. Основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь).

27. Проблема социального контроля индивидуального и коллективного поведения.

28. Приемы и правила построения точного образа партнера по деловому общению.

29. Сущность взаимодействия и воздействия в процессе общения.

30. Сущность и функции профессионального общения.

IV. Литература для написания контрольной работы:

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

3. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». URL: http://www.dko-mvd.ru/docs-101-page-2.html.

4. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». URL: http://www.dko-mvd.ru/docs-101-page-2.html.

Основная литература

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.

2. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 247 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 419с. (ЭБС Книгафонд).

4. Юренкова В.А. Социально-психологический тренинг профессионального общения: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. – 200 с.

5. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология общения и переговоров: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 112 с.

Дополнительная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 288 с.

2. Максвелл Дж. Искусство общения. - М.: Попурри, 2010. – 304 с.

3. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологическое исследование.-М. Институт РАН. 2010. 522с. (ЭБС Книгафонд)

4. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. учебник для бакалавров, 4-е изд., перераб. – М.: Дашков и К, 2013. – 488 с.

5. Щербатых Ю.В. Психология лжи и обмана. – М.: Феникс, 2011. – 284 с.

6. Юренкова В.А. Психология общения и переговоров: практикум. – СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2013. – 104 с.

7. Юренкова В.А., Душкин А.С., Иванова А.М. Психология: практикум. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 76 с.

8. Юренкова В.А., Душкин А.С., Иванова А.М. Психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 132 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

официальный сайт Правительства России: http://www.government.ru

официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru

Электронно-библиотечная система «Книгафонд»: http: // www.knigafund.ru

Электронно-библиотечная система book.ru: http://www.book.ru

Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

Приложение 1

Наши рекомендации