Человеческая активность и поведение

Активность личности – это клубок сложнейших проблем: о формах функционирования человека, мотивах его поведения, об энергии, воле, целях, решениях и притязаниях, о мышлении и творчестве и многом другом.

Слово "активность" часто используется для обозначения всех форм жизни и деятельности людей. В этом смысле активность – это сама жизнь, всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Различают множество видов или уровней активности, начиная от субклеточной и заканчивая психической, духовной. Активность личности – это высший уровень жизненной активности человека.

Человеческая активность заключается в информационном и энергетическом метаболизме (обмене) с внешней средой. Различают три формы этого взаимодействия: потребление, деятельность и общение. Потребление– это вид активности, состоящий в непосредственном удовлетворении потребностей. Деятельность – это предметная форма активности, связанная с преобразованием элементов окружающей среды, созданием условий, необходимых для жизни. Общение – межличностная форма активности, основой которой служит информационный обмен между людьми. Все формы активности имеют, как правило, внутреннюю (психическую) и внешнюю (поведенческую, практическую) составляющие.

Таким образом, деятельностьможно определить как форму активного отношения субъекта к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей и связанную с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (В.Д.Шадриков). Деятельность – не просто одна из форм отношения, это очень специфическая форма отношения, имеющая только ей свойственные особенности.

Основную характеристику деятельности представляет ее предметность. Понятие предмета содержится в самом понятии деятельности. Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла – деятельность не может быть беспредметной, она может лишь казаться таковой.

Второй специфической особенностью деятельности является то, что она регулируется не потребностями человека как таковыми, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата (стремлением изготовить какой-либо продукт, получить знания и т. д.). Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (импульсивной, непроизвольной активности). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Третье специфическое свойство деятельности состоит в ее социальной обусловленности. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы.

И, наконец, четвертая особенность деятельности заключается в ее системности. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического).

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типыявляется дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Примечания

Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 330 с.

Лютанс, Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему. – [http://www.big.spb.nl/publications/other/org_culture/koncept_org_povedeniya.shtml7print]– Зс.

Косен С. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Красовский Ю.Д., Организационное поведение. – М.: "ЮНИТИ-Дана", 2004 г.

Организационное поведение. Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н.Громовой – СПб.; Питер, 2004 г.

Артамонова Н.В., Фрумкин Л.П., Головцова И.Г. Организационное поведение: Учебное пособие. – СПб.:ГУАП, 2001. – 52с.

Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 57с.

Савеленок Е.А. Идеология управления в организации // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 3. – 15с.

Карякин, А.М. Организационное поведение: Учебное пособие. – Иваново: РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2001. -41с.

Уотсон Д. Психология с точки зрения бихевиориста // под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н.: Хрестоматия по истории психологии. – М.: МГУ, 1980. – 17с.

Уотсон Д. Поведение как предмет психологии // под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. – 2-е изд., доп.: Хрестоматия по истории психологии – М.: МГУ, 1992. – 34-44с.

Мункоев А.К. Организационное поведение: Учебное пособие. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 6с.

Дорофеев В. Д., Шмелева А.Н., Частухина Ю.Ю. Организационное поведение: Учебное пособие. – Пенза: ПГУ, 2004. – 24с.

Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. – Кемерово: КГУ, 1999. – 43с.

Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности: Монография. – Курск: КГПУ, 2000. – 24с.

Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 1999. – 37с.

Aldrich, H. and Whetten, D.A.: Organization-sets, action-sets, and networks: making the most of simplicity.-p.34.

P. C. Nystrom and W. H. Starbuck (eds.), Handbook of Organizational Design, Oxford University Press.-p. 16.

Arndt Sorge, Tilburg University; Lammers, С.: The comparative sociology of organizations, Annual Review of Sociology 4.-p.3.

Meyer, J.W. and Rowan, В.: Institutionalized organizations formal structure as myth and ceremony, American Journal of Sociology; Handbook of Organizational Design, vol I. -p.24.

[http://www.elitarium.ru/]

Сёмова А. А. Организационное поведение: Учебно – методический комплекс лекционных и семинарских занятий по курсу. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2006. – 54 с.

Карташова Л. В., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 37с.

Еропкин А.М. Организационное поведение: Учебник. – М.: ПРИОР, 2004. – 15с.

Доблаев В.Л. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: ЭКМОС, 2002. – 136с.

Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.– 152с.

Сёмова А. А. Организационное поведение: Учебно – методический комплекс лекционных и семинарских занятий по курсу. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2006. – 58с.

Сёмова А. А. Организационное поведение: Учебно – методический комплекс лекционных и семинарских занятий по курсу. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2006. – 59с.

Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1994. – 143с.

Шеметов П.В. Теория организации: учеб. Пособие / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – 6-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2012. – 274 с.

Общий менеджмент: основа электронного учебника: учеб. пособие для студентов / С.С. Цукарев, С.П. Кретов, О.С. Краснов и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Наука, 2006. – 444 с.

Шеметов П.В. Теория организации: учеб. пособие / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – 6-е изд., стер. – М.:Омега-Л, 2012. – 274 с.

Общий менеджмент: основа электронного учебника: учеб. пособие для студентов / С.С. Цукарев, С.П. Кретов, О.С. Краснов и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Наука, 2006. – 444 с.

Общий менеджмент: основа электронного учебника: учеб. пособие для студентов / С.С. Цукарев, С.П. Кретов, О.С. Краснов и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Наука, 2006. – 444 с.

Основы менеджмента: учебное пособие /В.П. Сухинин, М.В. Горшенина; Самар, гос. техн. ун-т., филиал в г. Сызрани. Сызрань, 2010. 160 с.

Роджерс Дж. IBM. Взгляд изнутри. – М., 1995.

Вебер М. Избранные произведения /Под ред. П.П. Гайденко. М.: Прогресс. 1990.

Общий менеджмент: основа электронного учебника: учеб. пособие для студентов / С.С. Цукарев, С.П. Кретов, О.С. Краснов и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Наука, 2006. – 444 с.

Румянцева З. П. Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. – 1995. -№ 9. – 54с.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Наилучший способ существования в быстро изменяющемся высококонкурентном мире — построение организации на проверенных временем принципах.
Герб Келлехер 1 Важнейшее качество лидера — умение управлять хаосом, возникающим в процессе радикальных преобразований основ бизнеса компании (в культурном, структурном и эмоциональном аспектах).
Джон Хой 2

По окончании колледжа Крис Гофман устроилась на должность торгового представителя компании IBM. Первые несколько месяцев работы запомнятся ей навсегда: она посещала различные курсы, изучала выпускаемую компанией продукцию и усиленно старалась разобраться в сложном и переменчивом характере своего менеджера.

Однажды, вновь вернувшись домой поздно вечером, девушка долго не могла уснуть. В голове «крутилось» множество вопросов: «Почему некоторые мои коллеги добиваются больших успехов, чем другие? Можем ли мы действовать как единая команда, если работаем самостоятельно и общаемся преимущественно посредством электронной почты? Справлюсь ли я со стрессом, если не выполню план по продажам? Почему моя коллега Керри отказывается помочь мне? Почему менеджер постоянно интересуется моими предложениями, но никогда их не использовал? Чем культура IBM отличается от традиций других организаций? И почему она постоянно изменяется?»

Крис начинает осознавать некоторые важные моменты деятельности любой компании. Организация — сложная система. Если ты стремишься к тому, чтобы быть эффективным работником, а затем и менеджером, ты должен разобраться в устройстве действующих в ней механизмов. Компании, подобные IBM, умеют наиболее эффективным способом объединить человека и технологии. Принимая во внимание быстрое развитие науки, управление технологиями само по себе является достаточно трудной задачей. Рассматривая их во взаимодействии с индивидами, мы получаем чрезвычайно сложную социотехническую систему. В то же время общественный прогресс в значительной степени определяется нашим пониманием таких систем и эффективностью управления ими. Крис обратила внимание, что поведение человека в процессе труда в значительной степени непредсказуемо. Поведение ее коллег, начальника и заказчиков проистекает из глубоко заложенных в них потребностей, жизненного опыта и индивидуальных систем ценностей.

Все это так. Но, обратившись к научным инструментам менеджмента, социальной психологии и других дисциплин, мы имеем возможность начать исследование поведения человека в организации и его различных граней, в чем и заключается цель этой книги. Как вскоре поймет Крис, идеальных решений организационных проблем не существует и не может быть. Однако работники любой компании имеют возможность усовершенствовать трудовые отношения. Да, этот процесс отнюдь не прост, но его результаты стоят прилагаемых усилий.

Возможно, Крис испугается трудностей и у нее возникнет желание уйти со своей работы. Но нравится ли Крис поведение ее коллег и менеджеров или нет, она не может позволить себе роскоши не работать или не взаимодействовать с другими людьми. Поэтому ей необходимо узнать как можно больше о поведении людей, исследовать возможности улучшения межличностных отношений и научиться управлять взаимоотношениями с коллегами. Именно в этих областях знание законов организационного поведения поможет Крис значительно увеличить эффективность своей деятельности.

Наши рекомендации