Описание методик исследования надежности профессиональной деятельности сотрудников ОВД

В качестве диагностического инструментария нами был использован следующий диагностический материал:

1. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла:

Методика англо-американского ученого-теоретика в области изучения личности Рэймонда Бернарда Кеттелла (1905-1998) является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности. Данная методика описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

Методика Р. Кеттелла, выделенная из множества иных методик, в современной практике остается самым применяемым и точным инструментом. Характеризуя личностные черты, она получает крайние полюса их развития, при этом мы имеем соответствующие количественные и качественные оценки. Сегодня интерпретация теста Р. Кеттелла самый достоверный диагностический метод, предлагающий самую высокую надежность и значимость результатов.

Основой теста Р. Кеттелла служит «теория личностных черт», при этом личность описывается совокупностью первичных свойств личности, которые определяют ее внутреннее содержание и поведение. Тестируемая личность попадает в уже готовую систему координат, и там измеряются ее свойства и сравниваются с заранее заданными свойствами.

При этом весьма значимым аспектом является то, что данная методика является многофакторной; следовательно, она дают возможность выявления психологических особенностей судей по различным шкалам, что способствует составлению достаточно полного и точного судьи.

Опросник Р. Кеттелла описывает личность фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет специальное название и крепкую связь между заданными чертами личности. У каждого отвечающего методика Р. Кеттелла отражает модель индивидуально-психологических аспектов и при наложении на социальную модель, показывает своеобразие конкретной личности. На практике опросник Р. Кеттелла может прогнозировать характерное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Вопросы методики Р. Кеттелла представлены в Приложении Б.

Первичными факторами теста Р. Кеттела являются:

1. Фактор А - «замкнутость - общительность»;

2. Фактор В - интеллект;

3. Фактор С - «эмоциональная нестабильность-стабильность»;

4. Фактор Е - «подчиненность-доминантность»;

5. Фактор F - «сдержанность - экспрессивность»;

6. Фактор G - «низкая-высокая нормативность поведения»;

7. Фактор Н - «робость - смелость»;

8. Фактор I - «жесткость – чувствительность»;

9. Фактор L - «доверчивость - подозрительность»;

10. Фактор М - «практичность - мечтательность»;

11. Фактор N - «прямолинейность - дипломатичность»;

12. Фактор О - «спокойствие - тревожность»;

13. Фактор Q1 - «консерватизм - радикализм»;

14. Фактор Q2 - «конформизм - нонконформизм»;

15. Фактор Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»;

16. Фактор Q4 - «расслабленность - напряженность»;

17. Фактор MD - «адекватная-неадекватная самооценка».

Фактор MD является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Р. Кеттелла для форм С и G. Средние значения данного фактора характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

2. опросник «Уровень субъективного контроля» (авторы – Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд).

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений.

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов (текст опросника и порядок обработки представлен в Приложении В).

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности – половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку – равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3) по направлению атрибуций – равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

В отличие от шкалы Дж. Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК, в отношении болезни и здоровья.

Описание шкал

Шкала общей интернальности (Ио).

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контро­ля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чув­ствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о бо­лее уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более пози­тивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уров­ню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действия­ми и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успе­хом преследовать свои цели в будущем.

Низкие показатели по шка­ле свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счаст­ливой судьбе или помощи других людей.

Школа интернальности в области неудач (Ин).

Высокие пока­затели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообраз­ных неприятностях и страданиях.

Низкие показатели свидетель­ствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

Высо­кие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкие указыва­ют на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Шкала интернальности в области производственных отно­шении (Ип).

Высокие показатели свидетельствует и том, что че­ловек считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, складывающихся отно­шении в коллективе, своего продвижения и т.д.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значе­ние внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по рабо­те, везению-невезению.

Шкала интернальности в области межличностных отноше­ний (Им).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом за­висит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других лю­дей, прежде всего врачей.

3. тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Текст опросника и порядок подсчета результатов представлен в Приложении Г.

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых. Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Спектр подобранных методик позволит более подробно узнать об особенностях надежности профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Полученные в ходе психодиагностического обследования и тестирования данные испытуемых подвергаются математико-статистической обработке. Все расчеты проводились на ПК с помощью программной системы STATISTICA for Windows. Данная система является интегрированной средой статистического анализа и обработки данных. Она осуществляет все расчеты по стандартным формулам математической статистики, используя только существующие, измеренные данные (все пропуски исключаются из расчетов и не учитываются при формировании выводов).

Программа STATISTICA позволяет выполнить все классические виды анализа по предельно широкому набору конкретных алгоритмов и методов. С помощью указанной программы осуществлялся кластерный, факторный, сравнительный и корреляционный анализ.

Таки образом, методами математико-статистического анализа данных послужили:

1. Кластерный анализ позволил систематизировать все пространство психодиагностических параметров как показателей, влияющих на надежность профессиональной деятельности;

2. Факторный анализ проводился для выявления параметров, детерминирующих надежность деятельности сотрудников ОВД и систематизации выделенных феноменов;

3. Корреляционный анализ взаимосвязи между значениями изученных показателей.


Наши рекомендации