Им весело или скучно? Почему?


5) Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Кто из нарисованных людей самый счастливый?
Почему?____________________________________

6) Кто из них самый несчастный? Почему?___________

Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части:

- анализ структуры рисунка;______________________

- интерпретация особенностей графической презен-

maцuu членов семьи;___________________________

- анализ процесса рисования.______________________

Как правило, ребенок, испытывающий эмоцио­нальный комфорт в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как за этим почти все­гда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, на которых:

1) вообще не изображены люди;___________________

2) изображены только не связанные с семьей люди.
За такими реакциями чаще всего кроются:

• травматические переживания, связанные с
семьей;

• чувства отверженности, покинутости;_________

3) мутизм;_____________________________________

4) высокий уровень тревожности;

плохой контакт с исследуемым ребенком._________

Чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отсту­плениями от реального состава семьи: 1) Уменьшение состава семьи. Дети “забывают” нарисовать тех членов семьи, которые для них менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы “разряжает” неприемлемую эмоциональную атмосферу семьи, избегает свя­занных с ними негативных реакций. Наиболее

часто в рисунке отсутствуют братья и сестры,
что связано с ситуацией “сиблингового соперниче­
ства”. Ребенок таким образом в символической
ситуации “монополизирует” недостающую
любовь и внимание родителей.___________________

2) Иногда вместо реальных членов семьи ребенок
рисует маленьких зверушек. Всегда следует
выяснить, с кем ребенок их отождествляет
(чаще всего так рисуются братья и сестры, чье
влияние в семье ребенок стремится уменьшить).

3) В случаях, когда ребенок не рисует себя или,
наоборот, вместо семьи изображает только себя,
свидетельствует об отсутствии чувства общно-
сти в семье.____________________

4) Увеличение состава семьи — связано с неудовле­
творенными в семье психологическими потребно­
стями ребенка (часто встречается в рисунках
единственных детей).__________________________

5) Рисование дополнительно к родителям (или
вместо них) не связанных с семьей взрослых
указывает на поиск ребенком человека, способного
удовлетворить его потребность в близких эмо-
циональных контактах.________________________

Расположение членов семьи на рисунке указывает на пси­хологические особенности взаимоотношений в семье:

1) индикаторы психологического благополучия в
семье - сплоченность членов семьи, рисование их с
соединенными руками, объединепность в общей
деятельности;_______________________________

2) показатели низкого уровня эмоциональных связей
-разобщенность членов семьи, их удаленность
друг от друга. Группировка членов семьи в рисунке
иногда помогает выделить психологические

       
    Им весело или скучно? Почему? - student2.ru
 
  Им весело или скучно? Почему? - student2.ru



Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru микроструктуры семьи, коалиции.

Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к конкрет­ным членам семьи. Хорошие эмоциональные от­ношения с человеком сопровождаются позитив­ной концентрацией на его рисовании, что в ре­зультате отражается в большем количестве дета­лей тела, декорировании, использовании разных цветов.

С другой стороны, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его изображения.

О восприятии ребенком значимости членов семьи можно су­дить на основе сравнения величины фигур, по­скольку для ребенка (как и в архаическом искусст­ве Египта и Вавилона) величина фигуры выступа­ет средством выражения значимости.

Им весело или скучно? Почему? - student2.ru

Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Байярд Р., БайярдД. Ваш беспокойный подросток.-М.: Про­свещение, 1991. -224 с.

Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагности­ки развития личности ребенка//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.-М.,1987. -С.67-80.

Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоци­ональных и поведенческих расстройств в детском возрасте: Метод. рекомендации. -Мн.,1997. -с.16.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-

Л.: Медицина, 1982. -215 с. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.-

СПб.,1995.

Захаров А.И. Групповая психотерапия неврозов у детей:Ме-тод. рекомендации.-Л.,1979.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.-Л.: Медици­на, 1988

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. -Л.: Медицина, 1983. -256 с.

Лэндрет Г. Игровая терапия; искусство отношений/Междуна­родная педагогическая академия, 1994.

Мягер В. К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия: Руково­дство по психотерапии. -Л.: Медицина, 1979. -С. 297-310.



Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru 4SZ



Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в пси­хологической диагностике.-М., 1992.-289 с.

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночно­го теста.-М., 1995.-96 с.

Теория и практика аутогенной тренировки. /Под ред. проф. В.С.Лобзина.-Л.:Медицина,1980.-272 с.

Теория и практика аутогенной тренировки. /Под ред. проф. В. С.Лобзина.-Л.Медицина, 1980.-272 с.

Тополянский В. Д., Струковская М. В, Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986. -384 с.

Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозопо-добных состояниях: Метод, рекомендации. -М., 1980.-27 с.

Allen F. Psychotherapy with Children.-New York:W.W. Norton,Allen F. Psychotherapeutic work with Children/ /American Journal of Orthopsychiatry.-1939.-Vol.4.-p.193-202.

Amster F. Differential use of play in treatment of young children// American Journal of Orthopsychiatry. -1943.- Vol.13.-p.62-69.

Axline V. Play therapy procedures and results//American Journal of Orthopsychiatry.-1955.-Vol.25.-p.618-626.

Everiy G.S., Rosenfeld R. The Nature and Treatment of the Stress Response. A practical Guide for Clinicians.-New York and London: Plenum Press, 1981.

Freud A. Introduction to the technique of child analysis.-New York: Disease Publishing,1928.

Freud. A. The psychoanalytical treatment of children.-New York:Schecken Books,1964.

Jacobson E. You must relax sed.-New York,1976.

Klein M. The psychoanalytic play technique//American Journal of

Orthopsychiatry.-1955.-Vol.25.-p.223-237.

Levi P. Release therapy//American Journal of Orthopsychiatry. Vol.9.-p.713-736.

Webb N.B. Play therapy with children.-New York,1991.

       
  Им весело или скучно? Почему? - student2.ru
 
    Им весело или скучно? Почему? - student2.ru

Научно-популярное издание Желдак Игорь Михайлович

Им весело или скучно? Почему? - student2.ru Практическое руководство.

Ответственный за выпуск А.В. Рудый Художественный редактор Д.И. Колодинский Корректоры Т.С. Рыбникова, И.Ю. Найдович

Подписано в печать 06.03.98. Формат 84x108 1/32. Бумага офсетная №1. Гарнитура Arial Суг Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,8. Усл.-изд. л. 7,5. Тираж 7000 экз. Заказ № 528.

МП “Лерокс”. Лицензия № 178 от 21.01.98.

220113, Минск, ул. Восточная, 64-182.

Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика

в типографии издательства “Белорусский Дом печати”

Республика Беларусь, 220013, Минск, пр. Ф.Скорины, 79.

Оптовые поставки

книги И. Желдака “Искусство быть семьей”

осуществляет ООО “Литограф” ■ Тел./факс 017-211-83-08

Наши рекомендации