Анализ результатов исследования
Анализируя полученные результаты по всем методикам, можно сказать, открыто ли выражена агрессия.
С помощью методики Розенцвейга можно выяснять, что агрессия у дошкольников носит защитный характер.
Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.
Для сопоставления результатов использованных методик показателен случай другого ребенка.
Агрессивные тенденции могут быть выявлены и по методику Л. Бендер. Если
Поведение ребенка вызывает тревогу, то оно требует более глубокого изучения его личности, а также его социальной ситуации развития (в первую очередь - семьи) при индивидуальном обследовании, и, весьма вероятно, психологической помощи.
Благодаря результатам работы, проведенной с родителями можно узнать что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.
По данным можно понять во скольких случаях стиль родительского воспитания характеризуется полным отсутствием запретов и наказаний, а во скольких повышенная требовательность.
Блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями.
Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности должна стать целью оказания психологической помощи детям с агрессивным поведением.
Итогом диагностического этапа, может стать данная схема диагностики агрессивных тенденций в дошкольном возрасте.
1. Беседа с воспитателями группы с целью предварительного выделения детей с агрессивным поведением.
2. Наблюдение за детьми в конфликтных ситуациях, возникших спонтанно или экспериментально организованных. Этому диагностическому приему целесообразно обучить и педагогов для работы с новой группой или с детьми, вновь поступившими в уже сложившийся детский коллектив.
3. Применение методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для выявления типа реакции ребенка в конфликтной ситуации, а также – типа агрессивного поведения.
4. Применение методики Л. Бендер с целью отделения (когда это возможно) истинно агрессивных реакций от реакций эмоциональной неустойчивости.
5. Работа с родителями, с целью выяснения причин проявления агрессивности в поведении ребенка и поиска методов их устранения (анкетирование, беседа, опрос).
Выводы
Проведенный количественный и качественный анализ результатов проведенного исследования позволит сделать следующие выводы:
Семейное воспитание в дошкольном возрасте может создавать ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивного поведения, что обуславливает реальную необходимость диагностики и коррекции.
Заключение
В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения и влияние семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.
Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют множество факторов, как биологических, так и социальных. Многие психологи считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения, но они же признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль связанный с обучением и воспитанием. В отечественной психологии большое значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития.
Среди возрастных особенностей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, влияющих на становление и закрепление агрессивного поведения, можно выделить следующие. Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.
Таким образом, семейное воспитание создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.
Список литературы
1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997
2. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
3. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений . – М.,1999.
4. Дубенко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. Вопросы психологии. № 1 1998
5. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Личностное развитие дошкольника на этапе кризиса 7 лет. Вопр псих. № 1 1999
6. Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа здоровья. 1995
7. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.. 1986
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.
9. Набор методик для психологического исследования. Канск, 1992
Немов Р.С. Психология. СМ., 1994
10. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции А. Фрейд. Российский психоаналитический вестник, 1993-94 № 3-4
11. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994
12. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997
13. Реан А.А. Агрессия личности. Псих. ж-л 1996
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1996
15. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.1996
16. Э.Г. Семейная психотерапия, - СПб.,2000.
Приложение 1.
Опросник для воспитателей
1. Обязательно дает сдачи, если его (ее) ударит.
2. Бывает настолько зол, что хватает первую попавшуюся под руку вещь и ломает (кидает) ее.
3. Во всем соглашается с другими.
4. Сплетничает о недругах.
5. Легко раздражается, но быстро успокаивается.
6. Нарушает установленные правила.
7. В конфликтной ситуации или при неудачи всю вину за случившееся берет на себя.
8. Если разозлится, может ударить.
9. Спорит.
10. Соглашается исполнять просьбы, приказания.
11. Неудачи огорчают его (ее).
12. Мешает, надоедает другим детям, воспитателю.
13. Когда раздражается, хлопает дверьми, стучит по столу кулаком.
14. Когда на него (нее) кричат, начинает кричать в ответ.
15. Огорчается из-за мелочей.
16. Поступает наперекор (назло).
17. Ответственность за неудачу возлагает на других, пытается увильнуть от наказания.
18. Ему (ей) доставляет удовольствие мучить других (выворачивать руки, дергать за волосы).
19. Ругается.
20. Забирает игрушки у других детей.
21. Угрожает (но угрозы могут быть и не приведены в исполнение).
22. Дразнит других детей.
23. Ябедничает.
24. Ребенок спокоен, уравновешен.
25. Обращается к другим командным, требовательным тоном.
26. Сожалеет о своих поступках.
27. Выражает угрозу жестами (замахивается на другого, угрожает кулаком и т.п.).
28. В споре повышает голос.
29. Вежлив (а) с людьми (даже с теми, которые ему (ей) не нравятся).
30. Не умеет сердиться.
Приложение 2.
Бланк ответов опросника для воспитателей
Рядом с номером отметьте ответ, наиболее полно характеризующий данного ребенка
Воспитатель _______________
Ребенок ___________________
Приложение 2.
Инструкция к проведению соревновательной игры
Ребята, в нашей группе проходит соревнование, в ходе которого победитель получит титул самого ловкого, быстрого, находчивого. Как в настоящем соревновании, у нас будет три победителя, которые займут 1, 2, 3 места и соответственно получат золотую, серебряную и бронзовую медали. Возможно, кому-то из вас сначала не повезет, но мы будем играть в две игры и поэтому бороться надо до самого конца.
Игра 1 (расставляются в круг 6 стульев, играет 7 человек).
"Пока будет звучать музыка, вы бегаете вокруг стульев. Как только музыка прекратилась, каждый должен занять место на стуле. Кто не успел - выходит из игры и становится зрителем. За каждый промежуточный выигрыш вы получите карточку. У кого будет больше всех карточек за две игры, тот и победитель соревнования."
Игра 2 (в круг расставляются кегли - 6 штук; играют те же 7 человек).
"Пока будет звучать музыка, вы бегаете по кругу. Как только музыка прекратилась, каждый должен схватить одну кеглю. Кто не успел - выходит из игры и становится зрителем. За каждый промежуточный выигрыш вы получите карточку. У кого будет больше всех карточек за две игры, тот и победитель соревнования."