Исторический подход. Развитие психики в филогенезе

Место психологии в системе наук о человеке. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. Полипредметность психологии. Отрасли психологии.

Этапы развития психологического знания. Психология в недрах философии и естествознания: телеологическое мировоззрение, античная психологическая мысль Аристотеля, Гиппократа. Основные психологические учения ХУП века: учение о рефлексе, психофизическая проблема. Психология в первой половине XVIII века: учение об органах чувств, головном мозге, ассоциативная психология. Психология как самостоятельная наука: дарвинизм, учение о рефлексе,психофизиология органов чувств, исследование времени реакции.

Основные научные школы и направления в отечественной и зарубежной психологии. Развитие психологии в конце XIX - начале XX века: основные направления зарубежной психологии - структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ. Школы психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм. Основные направления отечественной психологии начала XX века в работах В.М. Бехтерева, К.Н. Корнилова, Г.И. Челпанова.

Зарубежная психология в первой половине XX века: неофрейдизм, «теория поля», генетическая психология, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Психика как отражение. Формы психического отражения, характеристика психики как идеального, субъективного и активного отражения. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Этапы развития психики в филогенезе. Мозг и психика. Физиологические основы психики и здоровья человека. Характеристика морфологических структур коры головного мозга. Роль подкорковых структур в психической деятельности. Биоэлектрическая активность мозга. Связь психики с рефлекторной деятельностью мозга.Структура психики: сознание и бессознательное. Взаимоотношения сознания с бессознательным. Сознание и деятельность. Духовная жизнь человека. Принципы психологии.

Тема 1.2. Способы приобретения психологических знаний

Источники житейских и научных психологических знаний. Методы психологии. Метод наблюдения. Психологический эксперимент. Психологическое тестирование. Тесты успешности и тесты развития. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Место и роль научных психологических методов в практической деятельности специалиста. Психологическая компетентность специалиста как элемент профессиональной компетентности.

Тема 1.3. Развитие психики в процессе онтогенеза

Развитие психики в процессе онтогенеза. Движущие силы психического развития. Соотношение наследственности и социальной среды. Закономерности психического развития: гетерохронность, неравномерность, разнонаправленность, необратимость и др. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека. Кризисы психического развития. Сензитивные периоды. Акселерация. Зона ближайшего развития и ведущая деятельность. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста.

РАЗДЕЛ 2.Человек как индивид

Понятие индивида. Формы проявления индивидуальности. Соотношение понятий: человек и индивид. Понятие пола. Половой диморфизм и половозрастная динамика развития. Понятие возраста. Возрастные особенности человека.

Тема 2.1. Темперамент

Из истории вопроса о темпераменте, теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Психологическая характеристика темперамента. Типы темперамента. Роль темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Диагностика темперамента. Гендерные и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех.

Тема 2.2. Внимание

Внимание и его психофизиологическая характеристика. Основные функции внимания. Виды и свойства внимания. Формирование внимания. Роль внимания и внимательности в работе с людьми.

Наши рекомендации