Символический тип оформления
Символ относится к той категории образных явлений, в которых жизнь отражается преломленной через призму понятий или идей. Это позволяет объединить в одну группу те элементы внешнего оформления книги, которые строятся на символическом отражении связей с содержанием произведения.
Природа символа предусматривает, с одной стороны, иносказательность, возможность ассоциативного домысливания, некоторую метафоричность, а с другой стороны — наличие скрытой под предметной формой идеи или понятия. Особенно четко эти качества символического образа проявляются в поэзии. Широко пользуясь сравнениями, метафорами, поэзия погружает читателя в мир идей и понятий, воспринимаемых по аналогии или ассоциативно. В результате происходит как бы сдваивание образов — чувственного, реально-конкретного и привлеченного по ассоциации из совсем иной сферы.
Существуют, как известно, и графические символы, абстрагированные от реальных предметных форм. Большинство этих символов выполняют служебные функции в различных областях науки, техники, общественной жизни. Таковы математические символы, дорожные знаки, условные топографические обозначения и т.д.
Искусство книги может использовать те или иные качества символа, позволяющие воплощать разнообразные идеи и понятия, прямое чувственнообразное выражение которых затруднено или вовсе невозможно. При оформлении художественной прозы и поэзии дизайнер часто сталкивается с необходимостью выразить сложную мысль и донести ее до читателя. Иногда эта мысль или представление четко сформулировано автором в образной форме, а иногда это вывод из всего написанного и логически (или чувственно) воспринятого.
У Маяковского, например, дан конкретный поэтический образ-символ: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо...» Дизайнер может буквально воплотить его, «вооружив» им обложку книги стихов поэта.
В другом случае, например, при оформлении сборника очерков и рассказов об Америке, идея вытекает из всего содержания. Образная форма ее трактовки находится художником самостоятельно. Один из художников нашел его в изображении плачущей статуи Свободы, из глаз которой выглядывают полицейские.
Символ, как художественный образ, строится либо на очень сильной акцентировке и концентрации важных для выражения темы предметов, отказываясь от описания других предметов, либо на метафоре, на выражении одного понятия через другое. Символы второго типа — метафорические — также широко применялись и применяются в искусстве. Например, «Голубь мира» Пабло Пикассо стал символом, понятным всем.
Широкое использование символических художественных образов в книжной графике объясняется тем, что они могут быть тесно увязаны с литературным содержанием книги, с ее названием. Станковая графика и живопись в этом отношении гораздо более ограничены, потому что зритель воспринимает их непосредственно, предметно. Странным бы показался станковый рисунок, изображающий автоматическую ручку с примкнутым к ней штыком, но на обложке сборника стихов Маяковского он вполне закономерен.
Символические изображения могут состоять из отдельных предметов и групп, могут быть статичными и динамичными, построенными на сюжетном развитии. Степень их условности в каждом конкретном случае определяется индивидуальными качествами. Надо заметить, что одна и та же идея или понятие может получать разную форму символической трактовки, которая всегда должна быть точно рассчитана на определенное воздействие. Без этого расчета символ может потерять свою значимость и превратиться в загадочную картинку, не понятную читателю.
Опасна и другая крайность: злоупотребление широко известными символами, которые, конечно, теряют остроту от частого употребления. В сталинские времена в большом ходу были традиционные символы славы: лавровые ветви, ленты, регалии. Обильно позлащенные, они помещались на обложках самых разнообразных книг независимо от их тематики, поэтому не могли восприниматься как настоящие символические образы. Они становились богатым, красивым, но простым украшением.
В нынешнее время символический образ в книжном оформлении применяется гораздо логичнее. Характерно, что это привело к значительному обогащению изобразительных средств: на книжной обложке можно увидеть и гравюру (или ее имитацию), и фотомонтаж, и различные виды графики.
Наряду с символами в книжном оформлении применяются и эмблемы. Они во многих случаях тоже являются тематическими: якорь — эмблема надежды, чаша со змеей — эмблема медицины и пр. в большинстве случаев эмблема — это официально принятое, традиционно установленное выражение в виде знака. Если символ, как художественный образ, очень широк и подвижен, то эмблема неизменна.
Символическая и эмблематическая формы особенно часто могут применяться для оформления художественнопублицистических сборников, посвященных какойлибо общей теме, то есть там, где сам характер книги заставляет дизайнера идти по пути больших обобщений.