РАЗДЕЛ 5. Информационное сопровождение дисциплины
5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:
1. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. - М. : ФОРУМ, 2009. - 648 с.
2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник /Ю.Д. Красовский. - 4-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2012. - 487 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=24725
3. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та ; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.
4. Организационное поведение: учебник для вузов [Электронный ресурс] /под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. - СПб. : Питер, 2004. - 432 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21883
5. Платонов, Ю.П. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. П. Платонов. - СПб. : Речь, 2012. - 720 с. – Режим доступа: http://elib.gipsr.ru:8080/#book/ALSFR-408b81cc-5cf2-4655-b903-0b90a068fb2c&fromstr
Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2008.-384 с.
2. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие /
Г. Х. Бакирова. - М.: Юнити-Дана, 2009.
3. Белов В. В. Организационная одаренность: Монография./ В.В. Белов.- СПб : Астерион. 2008.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента : учебное пособие / А. В. Карпов . - М. : Гардарики, 2007.
5. Кемерон Э., Грин М. Управление изменениями. — М.: Добрая книга, 2006.
6. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности./ Кибанов А.Я и др. - М.: Инфра-м, 2009.
7. Кирхер Э., Майерс-Пести К., Хофман Е. Психологические теории организации. Пер.с нем.-Харьков: Изд.Гуманитарный центр, 2005, 308с.
8. Корпоративная культура и управление изменениями: сб. ст. // Harvard Business Review. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
9. Коэн Д. С. Суть перемен: путеводитель. Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании. — М.: Олимп-Бизнес, 2007.
10. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие.– М.: Статут, 2007.– 542с
11. Латфуллина Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И перераб./ Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2008 – 464с.:ил
12. Морозова Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя.- СПб.: Речь, 2008.-219с.
13. Платонов Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х томах: Речь, 2007
14. Психология менеджмента:практикум/ Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб,:Речь, 2010, 535 с.
15. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. – 2-е изд, перераб. И доп./ Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА – М, 2009
16. Спивак В.А.Организационное поведение: учебное пособие / Спивак В.А.- М.:.Эксмо, 2009
17. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации. Спб.: Высшая школа менеджмента, 2008.
18. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. Учебное пособие / Широкова Г.В. - СПб.: Изд.дом СПб ун-та, 2005
5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины
1. Алиев В.Г. Лидерство и руководство. (http://www.elitarium.ru/2006/12/18/ liderstvo_i_rukovodstvo.html
2. Милютина Е. «Организация людей, люди организации». (http://pravil.net.ua/plan3/ index.html)
3. Онлайн Бизнес Журнал (http://forbik.net/psihologia/professionalno-vazhnye-ka14
4. Энциклопедия практической психологии. (http://www.psychologos.ru)
5. Эффективный лидер. (http://www.cecsi.ru/coach/leadership.html
РАЗДЕЛ 6. Глоссарий
Адаптация - взаимное приспособление работника и организации, которое основано на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Власть – способность заставлять людей делать что-то, желательное для вас, или заставлять события развиваться в нужном направлении.
Внешнее вознаграждение - заработная плата, социальные блага, признание заслуг со стороны внешнего окружения или иные предметы и состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.
Внутреннее вознаграждение - чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения и иные состояния, представляющие ценность для человека, привносимые самим человеком в результате определенных действий.
Групповая динамика (от греч. dynarnis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Команды представляют собой группы людей, занятых активной совместной работой для выполнения цели, за которую они несут групповую ответственность.
Лидерство представляет собой особый случай межличностного влияния, благодаря которому человек или группа людей делают то, чего от них хочет лидер.
Мотивация - силы внутри индивида, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, направленных на работу.
Нормы – это правила или стандарты поведения членов группы.
Обратная связь ( в кибернетике) – если «прямая» передача сигнала, т.е. от выхода объекта А на вход объекта Б вызывает ответный сигнал от выхода объекта Б на вход объекта А, то такая передача сигналов называется обратной связью.
Организационная психология - отрасль прикладной психологии, изучающая социально-психологические свойства людей, определяющие их поведение в организациях, а также социально-психологические характеристики самих организаций, оказывающие влияние на организационные процессы и эффективность организации.
Организационная структура – это совокупность устойчивых связей и отношений объектов и субъектов организации, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Организационная, или корпоративная культура – ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение).
Организационное поведение – эти двусторонний процесс взаимного влияния организации на людей и людей на организацию, поведение людей в организации, детерминированное организационными факторами и оказывающее влияние на организационные процессы
Организационное развитие представляет собой применение знаний поведенческих наук с целью повысить способность организации справляться с задачами, поставленными окружающим миром, и расширить ее внутренние возможности в сфере решения проблем.
Потребность во власти – желание контролировать окружающих и влиять на их поведение.
Роль (командная) модель поведения, способствующая такому взаимодействию одного члена команды с другим, при котором действия каждого члена команды соответствуют общим усилиям по достижению успеха.
Руководство – процесс воздействия субъекта управления на личность или группу для достижения целей управления.
Самоконтроль - это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов.
Самоуправляемые рабочие команды – группы, которые уполномочены принимать решения, касающиеся планирования, производства и оценки своей работы.
Сопротивление переменам – установка или поведение, демонстрирующее нежелание производить или поддерживать изменения.
Социализация -(от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, организации.
Способности –это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Стимул – (лат. stimulus — стрекало, погонялка) — внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина.
Удовлетворенность трудом — эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.
Управление– в организационной психологии рассматривается как вид индивидуальной или групповой деятельности, представляющей собой воздействие субъекта управления на объект для достижения цели управления.
Управление по целям - это процесс согласования целей внутри организации, таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации.
Ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.
Централизация управления - сосредоточение функций управления на верхнем уровне иерархии управления.