Расширенный магический дневник

Поэкспериментируйте с расширением информативности вашего магического дневника, разделив его на четыре колонки. В первой колонке записывайте физические характеристики события (путешествия, ситуации). Во второй колонке отмечайте все воспоминания, которые навевает на вас это событие. В третью колонку выписывайте понравившиеся вам цитаты: это могут фразы из книги, газеты или рекламы. В четвертую колонку вписывайте обрывки диалогов, невольным слушателем которых вы, возможно, стали. Эта практика демонстрирует нелинейные связи между событиями, которые мы часто цензурируем, скрывая от сознания.

Оттенки восприятия

Когда мы начинаем заглядывать за занавес "обычного" восприятия, то включаемся в непрерывный процесс. Принимая время за объективное измерение, мы склонны считать восприятие чем-то пассивным, неким мостом между внутренним "я" и внешним миром. Но восприятие динамично; оно изменяется в зависимости от настроения, обстоятельств и уровня знаний. Существует два основных подхода к исследованию восприятия: один из них сужающий, а другой -- расширяющий горизонты восприятия.

Сенсорное обогащение

Первый подход строится на последовательном изучении каждой сенсорной возможности. Объектная концентрация -- это способность неподвижно фиксировать взгляд на конкретном объекте в течение продолжительного периода времени. Важнейшее требование к успешной магической практике -- способность к визуализации. Начинайте с самых простых форм и доходите до сложных картин, содержащих множество элементов. Исследуйте ваше восприятие цветовых оттенков. Например, я знаю, что живу в совершенно иной вселенной, чем другие люди, потому что совершенно иначе вижу цвета. Обоняние тоже играет важную роль в магии. Через запах происходит прямое подключение к памяти и воспоминаниям. Понаблюдайте за тем, как разные запахи пробуждают у вас разные воспоминания, и создают систему устойчивых связей с эмоциями и символическими образами, помогающую выстраивать и упорядочивать ваши ощущения. Развивайте в себе способность слышать звуки, фокусируясь на различных элементах звука. Потратьте неделю, вслушиваясь в тембр, тон, громкость и энергетику человеческих голосов. Замечаете ли вы разницу между тем, что говорят люди и какони это говорят? Исследуйте осязание, ощущая прикосновения ваших пальцев к предметам, материалам и тканям. Исследуйте поверхности предметов с закрытыми глазами. Во время приема пищи не читайте и не разговаривайте, а сосредоточьте внимание на вкусовых ощущениях. Съешьте ломтик лимона, а через пару дней вспомните свои ощущения.

Существует множество программ магических упражнений для последовательного исследования чувственного восприятия, но гораздо увлекательнее и проще создавать собственные программы.

Гештальты восприятия

Хотя мы склонны разделять элементы нашего чувственного восприятия, на самом деле мы всегда воспринимаем некий гештальт (целостность, которая больше суммы ее составных частей). Я пишу это предложение, ем печенье, ощущаю стул, на котором сижу, слышу шум проезжающих под окном машин и чувствую прохладу в комнате. Да, наше воображение в первую очередь визуально, но мы не менее успешно можем воображать ощущения:

· вкусовые,

· проприоцептивные (давление, температура),

· кинестетические (ориентация тела в пространстве),

· обонятельные,

· слуховые и

· осязательные.

Например, если вы хотите представить себя плывущим в воде, вы "собираете" гештальт восприятия: визуализируете себя в воде, ощущаете прикосновение воды к вашей коже и потоки воды, наплывающие на ваше тело, вдыхаете определенный запах, ощущаете лучи солнца, греющие вашу спину, и "слышите" характерное звучание плещущихся волн.

Собирание и воссоздание таких картин составляет основу так называемого патворкинга1. Занимаясь этой практикой, маг составляет мифическую обучающую историю и сам входит в нее, отождествляясь с этим опытом до такой степени, что он обретает для него личную значимость. Такое собирание образов может происходить осознанно, но часто происходит и самопроизвольно, поскольку наше воображение обладает удивительным свойством конструировать сложные картины на основе довольно скудной информации.

Есть три основных вида патворкинга: структурированный, полуструктурированный и неструктурированный. Пример структурированного патворкинга приводится в главе 7. В данном случае истории тщательно проработаны и снабжены сенсорными, эмоциональными и поведенческими подсказками, которым пользователь просто пассивно следует. Это очень полезно в качестве тренировочных упражнений, особенно когда вы начинаете работать с доныне незнакомой вам системой убеждений. Такие патворкинги обычно начитываются на аудиокассету или просто читаются вслух другим человеком.

Полустуктурированный патворкинг менее детализирован. Обычно он начинается с некоторой "вводной", задающей пространство, подлежащее исследованию, и вашу цель в этом пространстве. После этого вы предоставлены сами себе. Например, рассказчик приводит вас в удивительный замок, дав вам достаточно подсказок, чтобы вы сумели создать мысленный образ этого замка, а потом говорит, что вы должны найти хранителя "ключа" от вашей магической силы. Затем вы остаетесь в одиночестве. Этот подход предоставляет вам больше свободы действий и творчества в рамках упражнения.

Неструктурированные, или спонтанные патворкинги могут состоять из одного трехмерного образа, например, карты Таро, Руны или гексаграммы И-Цзина. Этот образ или символ используется как портал, или врата, через которые вы должны пройти в мифический мир.

Для чего можно использовать патворкинг? Помимо тренировки и знакомства с разными системами убеждений, эта практика позволяет нам попадать в ситуации, которые вызывают эмоциональные и когнитивные реакции на таком уровне, где вы полностью сливаетесь с происходящим. Патворкинг, в котором вы переживаете собственную смерть, похороны и все стадии распада, как минимум напоминает вам о неизбежности смерти, а как максимум может помочь избавиться от страха перед нею. Патворкинги можно разрабатывать так, чтобы в них оставалось "свободное пространство" для скраинга (см. ниже), бесед с разными сущностями или выполнения заклинаний.

Кинестетическая память

Когда мы отчетливо осознаем наше положение в пространстве, и понимаем, как работа мышц трансформируется в движение тела, то можем лучше почувствовать наше тело света, астральное тело или нашего двойника. Медленно поднимите левую руку, ощущая изменения, которым подвергаются мышцы, и замечайте, как сопротивляется движению суставов и костей воздух. Выполните подъем левой руки несколько раз, а затем мысленно поднимите правую руку, и попытайтесь воспроизвести все ощущения, которые должны при этом возникать. Поступайте так до тех пор, пока не почувствуете, что "кинестетический" подъем руки вызывает у вас такие же отчетливые ощущения, что и реальный подъем руки. Если вы продолжите выполнять эту практику, работая с разными видами движений и положений разных участков тела, то со временем обнаружите, что способны свободно передвигаться в "кинестетическом" теле. Двойник может выполнять много функций. С его помощью можно "проигрывать" потенциально сложные ситуации или задачи (в продолжение техники расслабления и упражнения "делай проще"). Его можно использовать для шейпшифтинга2 и призывания (см. главу 8) , а также для исследования сновидений и пороговых трансов.

Астральный храм

Для построения астрального храма используйте гештальты восприятия и кинестетическую память. Астральный храм -- это место, в которое вы мысленно "отправляетесь" для выполнения магических действий. В традиционных описаниях астральных храмов широко используется псевдомасонский и герметический символизм, но вам ничто не мешает создавать собственный храм, оперируя символизмом и понятиями, которые кажутся вам более уместными. Это храм может быть киберпространственной зоной, космической станцией или небоскребом. Астральный храм можно использовать не только для выполнения любой магической работы, которую вы обычно выполняете на "физическом" плане, но и в качестве отправной точки для исследования внутренних миров и ландшафтов. Это мир, в котором вы ограничены лишь собственным воображением. По мере приобретения опыта учитесь связывать с этим миром определенные эмоции, чтобы, попадая в него, вы ощущали покой, расслабление и максимальную магическую силу.

Звездный зал

Звездный зал -- это сфера прозрачного кристалла, который висит в открытом космосе. При необходимости размеры этого кристалла могут увеличиваться. Чтобы войти в звездный зал, визуализируйте вращающуюся перед вами звезду Хаоса, от которой исходит восемь лучей. Далее визуализируйте, что она превращается в воронку, которая затягивает вас в этот зал. В центре зала находится невысокая хрустальная колонна, или панель управления. Если вы кладете руки на эту хрустальную колонну, в зале зажигается мерцающий пурпурный свет, и управление событиями целиком переходит в ваши руки. Звездный зал -- это не только астральный храм, но и аппарат для путешествия по Мультиверсуму. Вы можете перенестись в любую точку пространства-времени, если заявите вашу Волю, прикасаясь руками к "панели управления" этой колонны. Из стен зала можно извлекать другие устройства, позволяющие выполнять различные задачи: шары для гадания и вызова слуг, диковинные энергетические проекторы или экраны для проекции желаний, а также коллекторы, собирающие излучение черных дыр.

Транс и восприятие

В течение дня наше восприятие постоянно меняется: мы предаемся мечтам, фантазируем, концентрируемся на трудных задачах, слушаем музыку, или настолько погружаемся в ситуацию, что перестаем замечать посторонний шум. Когда мы говорим, что человек входит в транс, то имеем в виду его осознанные, или намеренные, действия по изменению восприятия в соответствии с конкретной задачей. В современном западном обществе сформировались устойчивые представления о том, что такое состояние транса: мы сразу представляем пассивного бесчувственного человека с закрытыми глазами, который индифферентен к внешнему окружению. Загипнотизированных людей (слово "гипноз" происходит от имени древнегреческого бога сна Гипноса) мы представляем неподвижными и ожидающими инструкций. Под термином "транс" мы часто понимаем состояние полного погружения в то, что всецело занимает сознание. Способность входить и пребывать в таких состояниях по собственному усмотрению считается еще одной необходимой предпосылкой для успешных занятий магией.

В транс можно входить по-разному, и большинство маршрутов, которые ведут к трансу, построены на техниках возбуждения или торможения. Если длительно выполнять техники возбуждения, к числу которых относится гипервентиляция (т. е. перенасыщение легких кислородом), танцы, песнопения, ритмичный барабанный бой или любая другая сильная стимуляция, то они вызывают серьезные физиологические изменения в организме. Это позволяет магу достигать трансового экстаза, где осознание всего остального, что удерживается в сознании как проекция воли, растворяется. Именно в такие моменты накладываются чары, образ бога приобретает форму и голос, и происходит запечатление убеждений в глубинном разуме (подсознании). Техники торможения помогают заглушить внутренний диалог, разрушить линейное ощущение времени и сломать границы осознания эго с помощью техник сенсорной депривации, воздержания от сна, поста, или медленного ритмического дыхания. Все эти техники обладают ярко выраженным физиологическим эффектом и демонстрируют, что физическое осознание -- это первая необходимость для успешной магической деятельности. Наша культура навязала нам "потребность" при любых обстоятельствах "прислушиваться к голосу рассудка"": вести непрерывные внутренние диалоги, комментировать слова и образы гиперреальности. Наше ощущение, что мы представляем собой неизменную личность, поддерживается нашими реальными и воображаемыми взаимодействиями с другими людьми. Удалитесь из привычного окружения, поживите в изоляции, и ваше "я" станет более гибким и восприимчивым; это еще один классический маневр мага для погружения в состояние транса. Личность, которую мы на себя "одеваем", задает четкие границы того, что для нас возможно и невозможно. Зачастую при погружении в состояние транса, будь это погружение преднамеренным или нет, мы способны совершать подвиги и справляться с задачами, которые в обычной жизни мы считаем невыполнимыми. Если автореферентное осознание в результате потрясения блокируется или приходит в смятение, управление переходит к телу, которое уносит нас с места опасности. Нам нравится думать, что мы "управляем" нашими телами. Но здесь заключается серьезная проблема, потому что многим людям очень трудно отказаться от управления и сдерживания (особенно в групповом сеансе), ибо в обществе полное раскрепощение обычно не одобряется. Но в других культурах растормаживание, наоборот, одобряется и считается свидетельством избранности. Прочитайте, как Лукиан описывал погружение в транс дельфийской жрицы:

Она исступленно металась по храму, таская на себе бога, который взгромоздился ей на плечи, и сметала все, что встречалось на ее пути. Волосы поднялись на ее голове, и когда она резко дергала головой, с нее слетали веночки, плавно пикируя на пол... Жжрица лихорадочно брызгала слюной; она стонала, задыхалась, издавала страшные вопли, и огромная пещера оглашалась эхом ее унылого рычания. Наконец Апполону удалось заставить ее заговорить разумно.

Опыт погружения в транс не всегда бывает приятным, особенно, если трансовые состояния связаны с одержимостью. Ощущение, что кто-то другой использует твои конечности, и что твой голос -- вовсе не твой голос, вряд ли можно назвать привычным. Естественно, западные люди не хотят переживать такой опыт, даже зная, что в них вселяется добрый дух. Часто одержимые люди не помнят и даже не осознают, что с ними происходило. На протяжении веков маги прибегали к наркотическим средствам, физическому истощению или продолжительным ритуалам, временно "закрывая" личность, чтобы облегчить процесс одержания.

Зачем погружаться в состояния транса?

В транс погружаются с разными целями:

1) Для приобретения знания (имеется в виду знание, которое не может открыться другим способом). Можно спросить покойную тетушку Фриду, как там у них "по ту сторону", или, например, задать четкий вопрос конкретному исцеляющему духу об определенном лекарственном сборе трав. Иногда можно совершить путешествие в какую-то область внутренних миров для консультации с конкретной сущностью.

2) Для расширения способностей.Одержимость богом войны увеличивает воинскую доблесть и дает временную власть над другими духами. Например, у меня была клиентка, которая хронически страдала болезнями горла. Я исследовал ее во время "визионерского" транса и увидел похожую на жабу сущность, которая страшно раздулась и обитала у нее в горле. Я понимал, что добровольно она оттуда не выйдет. Мои союзники сказали мне (напоминаю, я находился в трансе), что единственная сущность, на которую этот дух может прореагировать, будет такая же жабообразная, но более крупная сущность. Поэтому мы совершили церемонию исцеления, во время которой я стал одержим духом крупной "жабы", чтобы напугать "жабу", сидевшую в горле моей клиентки.

3) Ради коллективного экстаза. Маг выполняет очень важную задачу для племени или общества, осуществляя посредничество между миром повседневности и колоссальным миром мифа и коллективного знания. Подключаясь (и подключая других) к священному мифическому миру, маг становится проводником, или навигатором, ведущим по тайным тропам коллективной космологии. Но в западном обществе система хранилищ, из которой можно извлекать мифические образы, настолько сложна, что не позволяет согласиться с важной ролью мага в нашей культуре. Но это не умаляет значение магических внутренних миров. Например, тамангский3 шаман входит в мифический мир вместе с остальными членами его общества, в историю, мифы, и накопленные знания этого мира, сумев сделать мир мифа реальным и ярким за долгие годы тренировки, визионерских путешествий и ритуалов. Сравните это с мифическим миром, открывающимся жителю современной Британии, острова, где на протяжении столетий происходит смешение самых разных культур, где правит электронная власть видеодрома, и информация распространяется мгновенно, поступая со всех уголков планеты сквозь время и пространство. Это означает, что современный британец может прекрасно знать шаманские верования Тамана, не говоря уже о том, что он знает научную и популярную фантастику, мифологию, пути эволюции и бесчисленные способы выражения духовных стремлений. Кроме того, в современном обществе царство мифов передано в ведение профессионалов: психиатров, мыслителей, философов. А мы оказались практически отрезаны от этого мифического мира, если не считать одобренных и очищенных "путей спасения", которые поддерживают согласованную общепризнанную реальность даже когда создают иллюзорное впечатление, что ставят ее под сомнение. Все это крайне усложняет мифическую жизнь. К счастью, некоторые мифические образы и процессы, например, путешествие по подземному миру, довольно универсальны. Однако многие другие "теряются", когда люди забывают или запутывают пути, которые ведут к их познанию и осмыслению. Мы так полагаемся на "просвещение со стороны", на чтение книг и просмотр фильмов, где рассказывается об опыте других людей, что устная передача знания стала необычайной редкостью. На первом шабаше ведьм, в котором я участвовал, были выработаны нормы поведения: когда жрица хочет поделиться магическим знанием, мы должны отправляться на природу: в парк, на залитую лунным светом улицу или на морское побережье. Непосредственный физический опыт, особенно, в сопровождении проводника, которому ты доверяешь, дает намного больше, чем чтение книг взаперти! Но я отвлекся...

4) Ради обретения панорамного видения. Речь идет о нахождении связей между различными идеями и темами; о совершении творческого скачка, который несет с собой поток свежих идей и творческий энтузиазм. Я часто вхожу в состояние транса, чтобы выйти из творческого литературного тупика, пропуская перед мысленным взором обрывки разговоров, поэтические строки или образы. Что-то поднимается изнутри, и вдруг рождаются идеи и связи, которые притягиваются ко мне, словно железная стружка к магниту.

5) Для демонстрации способностей. В нашей культуре можно создать себе ореол мага и произвести сильное впечатление на людей, осилив собрание сочинений Алистера Кроули (великий подвиг). Но иногда магов, которые находятся на стадии обучения, просят войти в состояние транса, чтобы продемонстрировать обретенное магическое мастерство. Духи часто проверяют тебя, помещая в условия экстремального психического напряжения, и тогда этот опыт становится сжатым вариантом магического посвящения. Некоторые духи, демоны и божества всеми силами стремятся свести тебя с ума, и передают свою мудрость только после того, когда ты докажешь свою магическую силу. Особенно такое поведение свойственно духам психотропных средств.

Хотя время от времени магу нужны периоды осознанного уединения, нельзя стать магом в изоляции от людей. К тому же, вряд ли вы встретите много праздно шатающихся инструкторов по магии (если только они не посвятят себя проведению бесконечных воскресных семинаров), поэтому вам придется учиться у всех, у каждого и при любой возможности. Важно научиться замечать, когда начинаются изменения в осознании и исследовать все возможные способы погружения в транс. Учитесь доверять своим ощущениям и интуиции, а не внутреннему диалогу или представлению, что вам "положено" делать.

Кроме того, техники погружения в транс помогают освободить осознание от ограничений линейного восприятия и солнечного времени. Смотрите в зеркало, устремив пристальный взгляд на свое отражение, пока зеркало не потемнеет и вы в него не проскользнете. Поначалу это будет чрезвычайно трудно, потому что ваше эго будет испытывать сильную потребность узнать, сколько же прошло времени. У эго есть потребность ощущать уходящее время, ибо только так оно поддерживает свою "неизменную" сущность. Любая техника, нарушающая незыблемость линейного осознания и препятствующая внутреннему диалогу, вводит мага в состояние так называемого порогового восприятия.

Пороговое восприятие -- это пограничное состояние осознания. Это состояние полусна-полубодрствования, которое возникает в момент неполного пробуждения или в результате физического истощения. Перед нашим внутренним взором проносятся образы или звуки, которые откуда-то приходят помимо нашей воли. Чтобы научиться свободно входить в такое состояние, полезно практиковать скраинг, то есть заниматься прорицательной работой с магическими кристаллами, хрустальными шарами и зеркалами.

Скраинг4

Скраинг -- это популярная прорицательная техника, позволяющая исследовать пороговое восприятие. Для ее практики нужна отражающая поверхность, например зеркало, желательно с блестящей черной поверхностью, или чаша, заполненная темной жидкостью. Чтобы заниматься скраингом, вы должны уметь входить в легкое состояние транса, когда в вашем сознании возникают разные образы, скорее напоминающие видения во время грез, или картины, которые вы видите при погружении в сон. Весь "фокус" скраинга состоит в том, что вы полностью расслабляетесь и, устремив неподвижный взгляд в выбранный вами "объект посредничества" без особого напряжения и интенсивной концентрации, созерцаете возникающие перед вами образы. Это приходит только с практикой. Поначалу созерцайте всплывающие из подсознания образы и символы, но со временем вы научитесь находить ответы на конкретные вопросы. Ваше рабочее место должно быть слабо освещенным, а источники света (лучше всего свечи, так как свечное пламя, в отличие от света электрических ламп, не бьет в глаза) размещены таким образом, чтобы не давали отблесков в объекте вашего созерцания. Для расслабления зажигайте ароматические палочки и используйте масла с расслабляющими ароматами в аромокурительнице. Перед скраингом полезно медитировать или выполнить технику расслабления. Вообще, подобные скраингу гадательные техники способствуют развитию интуитивных и психических способностей, а прием расслабления и созерцания мысленных образов, возникающих в вашем сознании, служит ключом к раскрытию других талантов, например, психометрии или считывания ауры. Как только вы опробовали основной метод, регулярно его практикуйте, ибо регулярная практика поможет вам расширить возможности этого метода. Созерцание зеркал и кристаллов -- это крепкая магическая традиция, характерная для шаманских культур обеих Америк, Африки, средневековой Европы и Древней Греции. Зеркала и кристаллы используются не только для предсказания будущего, и для общения с духами предков. Иногда люди ощущают, что картины и сущности покидают отражающую поверхность и сливаются с окружающей средой.

Динамическое сновидение

Исследование возможностей магии сновидений позволяет эффективно оторваться от линейного сознания и ввести магию в вашу жизнь. Будущего мага можно узнать по содержанию его сновидений, и нет ничего необычного, что во сне люди встречают личных проводников. Мы склонны считать сны персональным отражением нашего опыта, поэтому даже огорчаемся, увидев во сне знакомого человека. В сновидениях историческое время упраздняется, а расстояние не имеет никакого значения. Мы можем стать свидетелями событий прошлого, будущего или альтернативного настоящего.

Сновидения могут стать отправной точкой для входа во внутренние миры. Полезно вызывать вещие сны, или сны, в которых вы встречаетесь с духами для обсуждения конкретной проблемы. Моя подруга, которая занимается изготовлением ароматических палочек и благовоний, рассказывала, что время от времени ей снится уникальный аромат, который при пробуждении она в состоянии вспомнить, проанализировать и создать. Маг и художник Остин Осман Спейр писал, что иногда во время пробуждения заставал себя стоящим перед законченной картиной, которую нарисовал во сне.

Дневник сновидений

Для исследования магии сновидений ведите дневник ваших снов, коротко записывая их содержание сразу при пробуждении. Со временем ведение дневника снов поможет вам развить в себе способность вспоминать сны в мельчайших подробностях. Такой дневник очень полезен, потому что с его помощью вы можете найти точки пересечения ваших снов с реальным опытом и понять, как соответствуют образы из сновидений ощущениям и событиям в бодрствующем состоянии. Кроме того, ведение дневника снов поможет вам заметить повторяющиеся символы, образы и ситуации, которые встречаются в ваших сновидениях, и вызвать у вас желание на основе образов из сновидений исследовать астральные зоны или магию в состоянии бодрствования.

Наши рекомендации