Идейность — духовная основа непримиримости к врагам социализма.

В решениях КПСС подчеркивается особая значимость формирования у советских людей коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить и защищать коммунизм. В концентрированной форме эти определяющие грани социально-политического портрета советского человека проявляются в его идейности. Именно коммунистическая идейность прежде всего выделяет советского человека как личность нового социального типа, сформированную в условиях социалистического общественного и государственного строя. Коммунистическая идейность является той мировоззренческой основой, которая определяет поступки человека, его намерения и помыслы. Она является своеобразным духовным реактором, который объединяет в одно целое все интеллектуальные, нравственные и физические силы людей. Это особенно важно в сложной ситуации, в минуту смертельной опасности, риска, длительных тягот, выпадающих на долю человека в войне, в условиях противодействия буржуазному влиянию.

Юные следопыты нашей страны много раз находили письма советских воинов, сражавшихся с противником. Так, в районе Вязьмы они нашли винтовочную гильзу. В ней сохранилась записка, оставленная рядовым Александром Виноградовым. Строки на пожелтевшем клочке бумаги, начертанные в смертельной горячке боя, исполнены огромной духовной силы: «Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь танкам. И мы стойко держались. Вот нас уже осталось трое: Коля, Володя и я, Александр. Враги лезут.

[274]

Вот пал еще один — Володя из Литвы. Но танки все лезут. Нас двое, но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим врага до подхода своих. Вот я остался один, раненный в голову и руку. Возможно, я умру. Я—из Фрунзе, русский, родителей нет. До свидания, дорогие друзья...»

Нельзя без глубокого волнения читать этот человеческий документ. Сила духа, идеи всегда были с солдатом, он стоял насмерть. Таких людей можно поразить пулей, снарядом, но победить их невозможно. Так же невозможно, как нельзя уничтожить истинную, великую идею материальной силой. Человек, обладающий такой идейной убежденностью, не только располагает огромной нравственной силой, но и является владельцем духовной ценности первой величины, которая позволяет сознанию устоять перед любыми акциями идеологических диверсантов.

Каковы же истоки этой огромной духовной силы, которые заключаются в идейной убежденности? В чем она проявляется? Ответы на эти вопросы дают образ жизни социалистического общества, его история.

Во-первых. Быть высокоидейным человеком — это значит обладать большим объемом разнообразных знаний:

общественно-политических, естественных, технических, специальных. Для юноши, готовящегося к службе в армии и на флоте, это особенно важно. В. И. Ленин в своей знаменитой речи на III Всероссийском съезде Коммунистического Союза Молодежи подчеркивал, что коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В наш век, век научно-технического прогресса, роль истинных знаний особенно возросла. Они необходимы человеку не только для того, чтобы глубоко овладеть своей профессией, быть мастером своего дела, ориентироваться в сложном, динамичном мире, но и как устои мужества, важный компонент готовности к героическому поступку, способности отсеять от истины все наносное, чуждое, ложное. Богатые, систематизированные знания составляют главное содержание интеллекта личности. Гибкое мышление, базирующееся на глубоких морально-политических убеждениях, знаниях и тренировках ума, укрепляет нравственные силы человека, делает его готовым к моральным перегрузкам, возможным испытаниям в духовном противоборстве.

Во-вторых. Наши знания лишь тогда приобретают глубокую духовную ценность, когда они пронизаны светом коммунистических идей, когда в их использовании просматривается четкая социально-политическая направленность.

[275]

А это возможно в том случае, если у личности коммунистические убеждения, которые представляют собой способ активного отношения к окружающей действительности, выражение его убежденности в истинности, верности своего взгляда на самые различные жизненные проблемы. Убеждения предполагают наличие у человека уверенности в истинности своих утверждений, помыслов, решений. Убеждения нельзя позаимствовать, приобрести путем простого ознакомления с чужими убеждениями. Д. И. Писарев однажды заметил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Никто не рождается с готовыми убеждениями. Они формируются обществом, классом, существующей системой обучения и воспитания.

Человек с прочными убеждениями способен сознательно идти трудным, но правильным путем, преодолевать препятствия, быть готовым отдать всего себя общему делу без остатка. Идейная убежденность — крылья мужества. Без них человек слаб, духовно рыхл, безынициативен. Все подвиги советских людей одухотворены убежденностью, совершены во имя ярких идей, безопасности нашего социалистического Отечества, дороже которого нет ничего. Настоящие убеждения не терпят идейного компромисса, соглашательства с буржуазным духовным влиянием, позволяют проявлять классовую твердость при выборе, определении позиций, взгляда на ту или иную сложную проблему.

В-третьих. У идейно убежденного человека мировоззренческие установки не расходятся с делами, поступками, поведением. Идейно зрелая личность никогда не пойдет на сделку со своей совестью, не прельстится возможностью есть «легкий хлеб», не испугается трудностей. Каждодневно наша жизнь дает нам множество примеров высокоидейных поступков людей. Добросовестное отношение к своему долгу, стремление к новым достижениям на производстве, помощь товарищу, принципиальность в борьбе с недостатками, умножение добрых традиций, новаторский подход к делу, постоянная забота о личном духовном росте, умелое разоблачение домыслов вражеской пропаганды — вот что характеризует человека, обладающего коммунистической идейностью.

В-четвертых. Коммунистическая идейность советского человека особо ярко проявляется в его непримиримости к буржуазной идеологии и морали, ко всему чуждому и враждебному. Коммунистическая убежденность, выражающая беспредельную преданность социалистической Родине, марксистско-ленинским

[276]

идеалам, в такой же степени предполагает непримиримостьк их врагам. В социальном портрете советского человека непримиримость к врагам социализма выступает как важное морально-политическое качество. Она означает недостаточность простой обороны, защиты конкретных завоеваний социализма в материальной, политической и духовной сферах и предполагает наступательность, активность в борьбе со всякими враждебными явлениями, вылазками, домыслами.

В практике работы производственного, воинского, учебного коллектива это означает систематическую борьбу за утверждение наших норм жизни, коммунистических правил поведения, зафиксированных в моральном кодексе, воинских уставах и наставлениях. Это означает также искоренение пережитков прошлого в сознании людей. А они, к сожалению, еще наблюдаются. У нас встречаются люди, которые знают нашу политику и наши принципы, но не всегда следуют им на практике, не ведут борьбу за их осуществление, примиренчески относятся к нарушениям норм социалистического общежития. Примиренчество, терпимость, равнодушие по отношению к аномалиям советского образа жизни — одно из зол, которое еще встречается и в нашей среде. Именно здесь пытаются приложить свои усилия идеологические диверсанты буржуазии.

В современном динамичном мире идеологическая борьба достигла небывалого размаха и остроты. Фронт гигантской битвы идей, баррикады психологических боев проходят через разум и чувства каждого человека. Непримиримость к врагам социализма у советских людей выражается в опровержении делами фальсификаций и домыслов буржуазной пропаганды, в способности дать правильную классовую оценку тем или иным политическим событиям, принципиальную оценку человеческим поступкам — своим и товарищей. Нельзя забывать, что враги социализма, борясь против него, всегда прибегали и прибегают в целях маскировки к социалистической фразеологии.

Идеологические диверсии — конкретные способы идейного и психологического давления — направлены главным образом против молодежи, не имеющей достаточного социального и морального опыта, не прошедшей суровых испытаний классовых битв и военных сражений. Наличие даже отдельных ущербных моральных качеств может создавать лазейку для проникновения чуждого влияния. Буржуазная пропаганда рассчитывает на это, всячески стремясь посеять среди молодежи аполитичность, общественную пассивность,

[277]

пессимизм, индивидуализм. Она охотно курит фимиам идейно неустойчивым людям, дарит эпитеты «прогрессистов», «независимых» тем, кто засомневался в несомненном, кто способен изменить свою жизненную ориентацию. Путем подачи фальшивой информации буржуазная пропаганда стремится внедрить в сознание людей политические иллюзии, социальные мифы о «нравственной свободе личности на Западе», «свобода творчества» и т. д. Однако должно быть ясно, что не может быть никаких «свобод», если в обществе нет главной свободы — свободы от эксплуатации.

Непримиримость к врагам социализма всегда опирается на ясные, четкие классовые позиции, выраженные в определенных идеологических понятиях, марксистско-ленинских теоретических положениях. Попытки идейного врага размыть, лишить классового акцента некоторые понятия, например «свободы», «демократии», «прав человека», направлены на то, чтобы освободить людей от ясных социальных установок и перспектив.

Буржуазные ученые ныне особенно настойчиво атакуют методологические положения марксизма, касающиеся проблем современной войны, изложенные в стройном марксистско-ленинском учении о войне и армии. Непрекращающимся нападкам подвергается руководящая роль КПСС, других братских партий в военном строительстве, осуществляются многочисленные попытки фальсифицировать принцип интернационального характера защиты социализма, внешнюю политику социализма. Поэтому высокая политическая подготовка, идейное воспитание являются важнейшим средством формирования непримиримости советской молодежи к буржуазной идеологии. В процессе самостоятельной работы целесообразно не просто констатировать противоположность идей марксизма-ленинизма идеям, враждебным ему, аргументировать все это логическими доводами, фактами, цифрами из реальной жизни.

Непримиримость к врагам социализма проявляется и в повседневной практической деятельности советского человека, в его способности отстоять принципиально верную точку зрения, в умении давать правильную оценку политическим событиям, человеческим поступкам, намерениям. Идеологическая борьба — понятие не отвлеченное. Умение дать верную оценку событию, проявить здоровый эстетический вкус при оценке произведения литературы и искусства, непримиримость к аморальному и характеризуют принципиальное

[278]

отношение человека к реальным событиям жизни к тому, что мешает нашему движению вперед.

Нельзя забывать, что то, с чем часто знакомятся советские люди, — зарубежные фильмы, литература, экспонаты выставок, творческие коллективы — не отражает в полной мере социально-политической сущности капиталистического мира. Он не экспонирует, не показывает советскому зрителю и читателю неизлечимые пороки, которые с неизмеримо большей глубиной выражают сущность этого мира:

безработицу, экономический и духовный гнет, преступность, расизм и национализм, наркоманию, бесправие простого человека. Реалистический фильм, сделанный умелым режиссером, совершенные технические аппараты и устройства далеко не всегда прямо говорят о принципиально чуждой социальной системе, откуда они присланы. Умение отличать «витрину» от действительности, видеть реальные процессы, происходящие в капиталистическом мире, — важная предпосылка верного, классового отношения к современным событиям.

Наша непримиримость к врагам социализма, к буржуазной идеологии, штампам и мифам психологической войны — не слепое фанатичное чувство, а глубоко осознанное понимание коренной противоположности идеалов, программ, целей и средств их достижения в социалистическом и буржуазном мире. И никакая самая ухищренная тактика профессионалов психологической войны не может поколебать мировоззренческих установок советских людей на окружающий мир, не может поставить под сомнениеих идеалы, непоколебимую уверенность в неизбежном, окончательном торжестве великого дела марксизма-ленинизма. Богатейший революционный опыт Коммунистической партии учит, что ни один человек не может занимать нейтральную позицию в этой не утихающей ни на час битве идей.

Сознание человека не знает вакуума, и каждая попытка компромиссного миросозерцания есть не что иное, как недопустимая политическая беспечность, которая, подобно моральному бумерангу, наказывает прежде всего равнодушного, политически бесхребетного человека. Безыдейный человек наиболее подвержен соблазнам, слабостям, чуждому влиянию. Он в жизни не борется, а дрейфует, поэтому не в состоянии в полной мере использовать истину, хотя и может ее усвоить. Волевой человек способен властвовать над собой, и его убеждения чрезвычайно действенны и активны. И как бы ни складывалась обстановка, жизненная ситуация, такой человек всегда будет верен своим жизненным

[279]

принципам, которые составляют содержание его идейной убежденности. Обстоятельства могут меняться, а истинные убеждения - никогда. Поэтому когда тот или иной человек на людях делает одно, а наедине - другое, когда на словах он зрелый человек, а на деле - с изъяном, то о такой личности можно сказать, что она руководствуется старым мещанским правилом мольеровского Тартюфа: «Кто грешит в тиши - греха не совершает». Надо ли говорить, что такой дуализм (раздвоенность) слова и дела ничего общего не имеет с истинной убежденностью.

Таким образом коммунистическое мировоззрение, идейная убежденность советского человека, нашего воина являются главными духовными инструментами противодействия буржуазному влиянию, любым акциям психологической войны. А она ныне ведется империализмом настойчиво, ожесточенно и изощрённо. В этой схватке мы противопоставляем классовому противнику историческую правду, которая на нашей стороне, истину марксизма-ленинизма, наиболее полно выражающую интересы трудящихся и нашу неукротимую волю к борьбе за достижение возвышенных коммунистических идеалов

[280]

Наши рекомендации