Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы

Первоначально скульптор сооружает каркас - твердую, достаточно прочную опору для глины или пластилина. Каркас делается таким образом, чтобы он не был помехой в процессе лепки и давал возможность несколько наклонять или поворачивать голову даже тогда, когда она вылеплена частично или совсем готова.

Начинающему скульптору удобнее сначала лепить голову в прямом положении, без наклона, потому что так легче найти пропорции и главные индивидуальные формы головы. После этого первого этапа работы голову можно наклонить в желаемом направлении и проработать все вызванные данным поворотом изменения в местах соприкосновения лица с шеей.

КАРКАС ДЛЯ ЛЕПКИ ГОЛОВЫ

На щиток из двух рядов досок, сколоченных перпендикулярно, что не позволит щитку коробиться, крепится металлический стержень (железный или стальной), согнутый кузнечным способом в кольцо, из которого выходит вертикальный стержень. Там, где есть возможность, можно сделать электросваркой металлическую крестовину, укрепить ее на доске и приварить к ней стержень.

Толщина стержня зависит от размеров задуманного портрета. Если портрет в натуральную величину или несколько больше, толщина стержня должна быть 3 см. Если портрет больших размеров, то соответственно и стержень должен быть толще - от 4 до 8 см, стержень толщиной в 8 см может выдержать размеры в две-три натуры. Если же скульптура меньше натуры, стержень может быть и тоньше - в 1-2 см. Тоньше делать стержень не рекомендуется даже для небольших работ, так как будет утрачена необходимая прочность каркаса.

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 37. Каркасы: для головы и для бюста

1 - катанка; 2 - место яремной выемки; 3 - стержень; 4 - щиток; 5 - первый этап забивки гвоздей; 6 - второй этап забивки гвоздей

Высота основного стержня должна включать в свой размер расстояние от подставки до середины шеи. Рекомендуется к стержню привязать мягкую проволоку-катанку диаметром 5 мм, согнутую от темени вдвое или вчетверо в зависимости от размера работы (табл. 37).

Устроенный таким образом каркас позволяет скульптору без особых усилий наклонять и поворачивать вылепленную голову, не нарушая ее формы, так как мягкая проволока-катанка достаточно хорошо держит массу глины или пластилина.

Прикрепляется стержень к щитку следующим образом. Установив в желаемом месте на щитке каркас, забиваем в трех-четырех местах 10-сантиметровые гвозди по внутреннему обводу кольца, наклонив их шляпками к стержню. По наружному обводу заколачиваем еще 3-4 гвоздя с противоположным наклоном. Затем берем мягкую железную или медную проволоку и наматываем ее восьмеркой между двух противоположных гвоздей, прижимая к кольцу стержня.

Надо сделать 5- 6 витков, после чего гвозди и по внутреннему обводу и по наружному ударами молотка сгибаем до соприкосновения шляпок со щитком, притягивая таким образом проволоку к стержневому кольцу. Такой способ прикрепления каркаса гарантирует его от качания, которое мешает работе. Если каркас с крестовиной, поступают так же, прикрепляя каждую ее лапу.

Чтобы правильно рассчитать высоту каркаса от щитка до темени, нужно исходить из установленных канонизированных пропорций головы, шеи, грудной клетки и плеч. Уже накладывая глину, скульптор, учитывая индивидуальные особенности, вносит коррективы в канонические пропорции. Для этих корректур прокладка в глине по канону помешать не может, так как между каноническими пропорциями и реальными разница обычно не велика.

Катанку для плеч, согнутую в 2-3-4 раза, следует прикреплять к стержню несколько ниже предполагаемого места яремной выемки, чтобы каркас не мешал в лепке плеча.

Следует предупредить, что плечевой каркас нужно сгибать из катанки прямоугольным треугольником: один катет привязывается к стержню, другой - будет "плечом"; рассчитайте стык этого "плечевого катета" с гипотенузой (опора плеча) с отступом на 5-7 см от наружной точки акромиального отростка.

Проволока для каркаса нужна мягкая печная или медная для вязки и катанка в 5-10 мм (в зависимости от размера портрета).

Если бюст большой, то в грудной части к связанному каркасу можно привязать куски дерева для экономии глины и облегчения всего сооружения.

Хорошо построенный прочный и пропорционально рассчитанный каркас облегчает работу. Плохо, небрежно сделанный каркас обрекает скульптора на бесконечное "плавание" в пропорциях, на унылые неприятности: каркас то вылезает наружу, то качается работа, то сползает глина, что изматывает нервы, охлаждает интерес к работе и в конечном счете вызывает чувство, что время потеряно зря.

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 38. Классический канон головы с плечевым поясом

ПОРЯДОК ЛЕПКИ

Построив каркас, скульптор приступает к накладке глины. Первые слои глины, непосредственно прилегающие к каркасу, должны быть средней мягкости; последующие, вышележащие, могут быть более мягкими.

Классический канон головы с плечевым поясом. Размер головы (от подбородка до темени) укладывается до линии грудных сосков. Высота шеи (от подбородка до яремной выемки) при прямом положении головы равна половине высоты лица (от линии волос до подбородка). В тыльной части (от места прикрепления капюшонных мышц к затылочной кости до 7-го шейного позвонка) шея приблизительно той же высоты, что и с лицевой стороны. В нижней своей части шея кончается яремной выемкой. От центра яремной выемки до окончания плеча (до акромиального отростка) укладывается размер головы по высоте, таким образом размах плеч равен двум размерам головы (табл. 38).

Как мы уже сказали, расстояние от подбородка до грудных сосков по вертикали равно высоте головы. Далее - от сосков до пуповины умещается размер головы и еще ниже - от пуповины до лобка еще один размер головы. Это уже полуфигура.

Памятуя о классическом каноне, скульптор безошибочно может рассчитать каркас для любого задуманного им размера портрета или бюста, нё опасаясь, что каркас помешает ему в процессе работы.

ПЕРВЫИ ЭТАП РАБОТЫ -ПРОКЛАДКА В ГЛИНЕ

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 39. Первый этап работы

Первоначально глину накладывают вертикальным столбиком равномерно вокруг стержня; диаметр столбика должен быть приблизительно равен толщине шеи. Весь этот глиняный столбик обкручивают спирально мягкой тонкой проволокой (желательно медной) с расстоянием между витками в 3-4 см. Вершина столбика должна совпадать с вершиной каркаса, чтобы в любое время можно было его прощупать и убедиться, не чрезмерно ли поднялась верхняя точка темени.

Вершина каркаса - это контрольная точка, от которой можно проверять размер головы в процессе лепки.

После обкрутки первого слоя глины отмечается на столбике (от вершины каркаса) размер головы и шеи, место яремной выемки, линия сосков (если того требует композиционный замысел) и высота подставки (табл. 39, 39а).

Для портрета с плечами эти деления предварительно делаются на самом каркасе, чтобы на должном месте привязать плечевые треугольники, а после наложения глиняного столбика отмечаются уже на глине.

ВТОРОИ ЭТАП ПРОКЛАДКИ В ГЛИНЕ

Дальнейшая прокладка в глине производится от уровня подбородка (отмеченного на столбике) до темени - снизу вверх и вперед на толщину расстояния от шеи до переднего плана подбородка; это делается для того, чтобы оградить себя при дальнейшей работе от возможного выступа каркасного стержня на передней поверхности шеи, если понадобится снять часть глины с наложенного столбика, в центре которого проходит стержень. Одновременно ведется прокладка шеи в ее приблизительном объеме. От нижнего края подбородка глина накладывается вверх (до темени) как бы пластом, равным по толщине и ширине подбородку. Затем сверху (приблизительно от темени до места предполагаемых лобных бугров) этот пласт срезается под некоторым углом.

Такой же пласт накладывается и на затылочной части с известным скатом от темени к нижнему окончанию затылочной кости. Таким образом, мы в основном проложили массу головы по профилю.
По фасу глиняный пласт кладется от столбика в обе стороны (направо и налево) на расстояния, соответствующие основным точкам, определяющим общую форму головы по фасу, а именно: височно-теменные, скуловые и наружные нижнечелюстные. Причем, первыми надо наложить, сообразуясь с моделью, самые высокие точки, так как они будут отправными пунктами для характерного абриса головы по фасу.

Измерив самые высокие наружные точки головы по фасу и приложив это расстояние от подбородка вверх по вертикали, мы узнаем, сколько раз ширина головы укладывается в высоте, и тем самым найдем правильное отношение ширины головы к ее высоте, а также местоположение надбровных дуг, что, в свою очередь, определяет индивидуальную пропорциональность между череп" ной коробкой и лицевой частью го-ловы.

Сделав схематичную прокладку головы по профилю и фасу, мы приступаем к формированию обобщенной массы головы в размерах, более или менее приближающихся к данной модели.

Следом же прокладываются в обобщенном характере пряди волос, чтобы определился силуэт основной массы; одновременно доводятся до полного объема шея и вошедшая в композицию часть торса, чтобы портрет был виден в полном объеме по своей массе (табл. 40).


На этом заканчивается второй этап работы над портретом.

Изложенный порядок работы может предостеречь начинающего скульптора от бесплодного перемещения глины с места на место, от бесконечной переделки пропорций головы и прочих неприятностей, которые неизбежно появятся в результате работы "на глазок". На самом деле бессистемная накладка глины приводит только к растрате чувств и времени на такие этапы лепки, которые вполне можно выполнить простым расчетом, сберегая чувства и время для выявления образной характеристики портрета.


Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 40. Второй этап работы


Сверяя пропорции с моделью, мы прежде всего определяем размер от подбородка до носа, размер носа от сочленения с верхней губой до надбровных дуг, затем отмечаем линию волос и от этой линии - расстояние до темени. За модуль, то есть единицу измерения, удобнее всего взять длину носа. Этим модулем можно промерить, насколько меньше или больше расстояние от точки сочленения носа с губой до окончания подбородка, от бровей до линии волос и от этого пункта до темени. Размером носа можно определить длину орбиты глаза, узнав, насколько она длиннее или короче носа; далее от наружного окончания орбиты измеряем этим же модулем расстояние до уха, и затем от уха до наружного окончания затылочной кости. Нужно прикинуть по отношению к размеру носа и длину линии разреза рта.

Таким образом, взяв за единицу измерения длину носа, мы легко распознаем индивидуальную пропорциональность частей лица, что значительно облегчает путь к дальнейшему уточнению всех форм головы, присущих портретируемому.

ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ

Наметив основные размеры частей головы, мы приступаем к формированию ее главных, крупных планов методом разметки вспомогательных анатомических пунктов или точек.

При разметке планов головы не следует придерживаться строгой геометричности, так как планы эти условны и применяются лишь для того, чтобы снять лишнюю глину и приблизиться к индивидуальным размерам частей головы.

Всего главных опорных (вспомогательных) точек для построения основных планов головы шесть (если смотреть с профиля). Расположены они на лицевой части черепа. 1-я точка соответствует самому высокому выступу центральной выпуклости надбровных дуг, 2-я - указывает место сочленения носа с верхней губой, 3-я - угол рта, 4-я - наружный угол орбиты глаза, 5-я - передний верхний угол скуловой кости, 6-я - переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула (табл. 41).

Из указанных шести точек 1-я и 2-я единичны, расположены на центральной оси лица, остальные четыре парные, расположены симметрично на правой и левой стороне лица (табл. 42).


Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 41. Схема расположения анатомических точек по профилю для разметки основных планов головы

1 - точка самого высокого выступа центральной выпуклости надбровных дут; 2 - место сочленения носа с верхней губой; 3 -угол рта; 4 - наружный угол орбиты глаза; 5 - передний верхний угол скуловой кости; 6 - переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула


Табл. 42. Схема расположения анатомических точек по фасу для разметки основных планов головы

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 43. Примеры расположения шести опорных вспомогательных точек


Правильная расстановка указанных шести точек от двух первых в глубину определяет индивидуальную пространственную структуру лица и помогает достичь сходства в портрете при условии соблюдения соответствующих пропорций деталей лица. Эти же шесть точек служат теми анатомическими пунктами, которые позволяют скульптору на подготовленной им общей массе головы нарезать грани поворотов форм лица и всей головы.

Для наглядности мы приводим таблицу 43, по которой видно, насколько разнообразно расположение шести опорных вспомогательных точек. Нарезку планов нужно вести по определенному порядку, а не хаотично.

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 43. Примеры расположения шести опорных вспомогательных точек


1. Попросите свою модель повернуться к вам профилем (правым или левым - все равно), соответственно поверните и свою работу. Там, где у вас отмечена линия бровей, найдите самый высокий выступ центральной выпуклости надбровных дуг (на линии или чуть вышё верхней границы носа) я наложите соответствующий этой высоте бугорок глины - это будет 1-я вспомогательная точка.

2. По отношению к наложенной 1-й точке определите 2-ю в сочленении носа с верхней губой, то есть определите лицевой угол. Модель должна держать голову прямо, не запрокидывая ее и не опуская, тогда, взяв отвес, можно сразу заметить, выдвинута, углублена или находится на одной вертикальной линии 2-я точка по отношению к 1-й. Ту же операцию можно проделать мысленно.

На своей работе вы или накладываете или срезаете соответственное количество глины, чтобы найти лицевой угол, свойственный именно данной модели.

Наблюдая модель в профиль и располагая двумя опорными точками, определите характерное для модели положение лба и нижней части лица: от 1-й верхней точки до волос линия лба может или отступать назад под различным углом, или быть вертикальной, или несколько выдвигаться вперед.

В зависимости от этого скульптор срезает или накладывает глину, чтобы на его работе линия лба соответствовала профилю модели.

Так же он поступает и в нижней части лица: от 2-й точки (сочленение носа с верхней губой) определяет положение подбородка. В зависимости от того, углублен ли подбородок или выдвинут, или находится на одной вертикали с 1-й точкой, вы соответственно срезаете или накладываете глину на своей работе.

3. Следующей стадией нарезки планов будет определение 3-й точки (углов рта) по отношению к 1-й верхней точке и 2-й нижней. Применив отвес, можно сразу увидеть, насколько дальше отстоит угол рта от вертикали и насколько ниже углы рта по сравнению с 2-й точкой (сочленение носа с верхней губой). Соответственно определившемуся положению углов рта скульптор срезает стекой массу глины на своей работе. Это будет план от основания носа до границ нижней челюсти.

4. Четвертая точка определяется так же, как 2-я и 3-я, при помощи отвеса. Сравнивая линию отвеса с наружным углом глазницы, вы увидите расстояние от 1-й высшей точки. Наметив это расстояние на своей работе, вы режете в глубину от линии бровей до намеченной 4-й точки и затем срезаете глину от нижней границы носа по диагонали вверх к 4-й точке.

5. На диагональной выгнутой линии, образованной предыдущим планом, опять же отвесом определяется верхний передний выступ скуловой кости, то есть 5-я точка. Тем же способом определяется и 6-я точка - нижнее переднее окончание жевательного мускула. Между намеченными точками (пятой и шестой) проводится линия, от которой режется план в направлении к углам рта.

6. Есть еще и седьмая точка - это околоушное окончание нижней челюсти. Но она определяется не только вертикально, для ее нахождения применяется и горизонталь. Вертикаль указывает, насколько эта точка отстоит от 1-й в глубину, а горизонталь показывает ее расстояние от 2-й точки по высоте.

Отметив на своей работе 7-ю точку, скульптор проводит линию от нее к окончанию подбородка (по границе челюстной дуги) и режет план от этой линии в глубину к шее.

7. После наметки главных планов лица скульптор намечает и остальные, а именно: планы лба, носа и теменной части головы. Лоб имеет 5 планов; центральный (фасовый) и по два боковых на самой лобной кости, от левой до правой височных линий. Правый и левый височные планы чаще всего направлены под резким углом к планам лобной кости.

Определение планов лба начинается от границ 4-й точки (правой и левой), причем эта 4-я точка может быть несколько глубже височных линий, откуда начинаются планы лобной кости (табл. 44 и 44а).
Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 44. Третий этап работы

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 44а. Третий этап работы


8. Осталось сказать о планах теменной части черепной коробки. Схематически они намечаются как грани купола; центральный план (от линии волос до затыльной кости) своими размерами чаще всего соответствует ширине фасового плана лба; боковые теменные планы наклонены к центральному от границ височной линии под определенным углом и по своим размерам соответствуют боковым планам лобной кости.

9. Помимо планов головы, скульптор намечает и планы шеи, которых по существу пять: 2 плана от околоушной точки челюстной дуги к центральной линии шеи, 2 боковых и один тыльный.

Намеченный нами порядок нарезки главных планов головы, если его дисциплинированно соблюдать, займет очень немного временя, не более часа, а то и меньше. Если же резать планы без изменений, "на глаз" и беспорядочно, это будет только путать начинающего художника и возвращать его к бесконечным переделкам.

На основе объемно-пространственных планов скульптор приступает к. более длительному и ответственному этапу - индивидуальному размещению основных костных выступов и мягких тканей, о которых было сказано в предыдущих главах. Причем, работая над индивидуальной характеристикой форм, скульптор уточняет одновременно их пространственное положение, так как нарезанные им планы дают только приблизительную объемную схему.

ЧЕТВЕРТЫИ ЭТАП РАБОТЫ

Сразу же после прокладки планов следует приступить к наметке тех 20 костных выступов, о которых шла речь в первой главе, причем костные выступы нужно обозначать в пропорциях и формах видимой натуры. Правильно намеченные костные выступы помогут еще более уточнить индивидуальное положение 6 главных точек головы, которые уже послужили нам при разноске планов.

Проделав эту работу, скульптор накладывает, а где и выбирает, глину на местах мышечных групп, которые, как мы уже знаем, могут быть выше или ниже по рельефу, чем костные выступы (табл. 45).

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru
Табл. 45. Четвертый этап работы

Все внешние формы головы скульптор внимательнейшим образом уточняет в соответствии с позирующей моделью путем сравнения величин. Следует чаще поворачивать натуру и работу, смотреть на них поочередно, не менее чем с 10-12 точек по окружности. Не лишне бывает прибегнуть к циркулю, когда возникает сомнение, правильно ли определены величины "на глаз".
При поворотах натуры в фас, профиль, три четверти, с затылка и других сторон нужно, помимо объемной формы, просматривать работу по абрису, по контуру форм и, сравнивая с натурой в том же повороте, уточнять объемность форм. Этим самым скульптор достигает единства и пластичности всех форм головы (табл. 46, 47).

И вот теперь можно, пользуясь гибкостью каркаса, наклонить вылепленную голову, если это подсказывается психологической характеристикой портретируемого, которая получит большую выразительность при том или ином наклоне.

Перед тем как наклонить вылепленную голову, следует несколько подрезать глину проволочкой в том месте, где голова сочленяется с шеей. После этого пролепите шею с учетом тех изменений, которые произошли от наклона головы. Обратите при этом внимание на кожножировые наплывы в нижней части лица, вызванные сближением челюсти с мышцами шеи. Вследствие поднятия головы вверх нижнечелюстные покровы могут растянуться.

Завершающая - самая интересная и трудная работа над портретом требует проникновения ко внутренний мир портретируемого, отбора деталей, усиливающих индивидуальное сходство и выразительность образа. Не забывайте, что мимика изменяет только мягкие покровы лица - костные выступы остаются неизменными по своим пропорциям и местоположению. От мимических же изменений мягких покровов индивидуальное сходство не утрачивается, как это мы и наблюдаем в жизни.

Выражение лица, наклон головы и все детали, сопутствующие доходчивости образа, скульптор приводит в соответствие с тем представлением, которое создалось у него о характере данного человека. А для этого надо не только грамотно лепить с натуры, но и хорошо знать биографию портретируемого, его профессию, привычки, морально-этические качества, круг его интересов и прочее.

При окончательном завершении портрета скульптор обращает внимание на так называемую характеристику самой формы, применяя те или иные приемы лепки. С их помощью достигается зрительное ощущение мягкости и твердости форм. Твердость костных выступов и целых разделов головы сама по себе подсказывает более четкие обозначения граней в том месте, где планы формы переламываются. В отличие от твердых масс мягкие формы имеют не грани, а закругления при поворотах формы, особенно в местах скопления подкожно-жирового слоя.

В самой натуре сочетание твердости и мягкости форм (а также степень их напряженности) настолько индивидуально и многообразно, что завершающий этап работы над портретом иногда затягивается надолго, если скульптор хочет действительно достичь высокого мастерства исполнения.

Работая над индивидуальной образностью каждой формы, каждой нужной детали, скульптор достигает иногда такой силы жизненности, что его произведение может на долгие времена оставаться примером глубокого познания жизни и совершенного владения реалистической формой.

Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы - student2.ru

Табл. 47. Завершающий этап работы

Наши рекомендации