Технические средства демонстрации

Эти средства предназначены для реализации любых типов видеоконференций – от телевизионных «мостов» до компьютерной видеокорференцсвязи. С их помощью участники бизнес-коммуникаций (деловых встреч, заседаний, переговоров и т.п.), находящиеся как угодно далеко друг от друга, имею возможность не только слышать, но и видеть друг друга, демонстрировать друг другу какие-либо предметы или даже процессы в действии. Важным преимуществом таких коммуникаций является возможность невербального общения, т.е. непосредственного наблюдения за реакцией партнера в процессе диалога.

Наиболее высокое качество передачи изображения достигается при использовании телевизионных систем. Всем хорошо знакомы телевизионнеы мосты, позволяющие осуществить эффективный контакт между двумя и более аудиториями, наполненными многочисленными участниками и находящимися не только в разных городах, но и в различных странах. Однако из-за необходимости длительной подготовки и высокой стоимости такие мероприятия превращаются в очень редко используемые средства шоу-бизнеса и вряд ли их можно рассматривать как средство бизнес-коммуникаций.

Параллельно с такими телевизионными конференциями получили развитие системы компьютерной видеоконференцсвязи (КВКС). К ним принято относить системы, основу аппаратной части которых составляют ПК. В набор оборудования входят также портативная видеокамера, микрофон, звуковые колонки и одна-две дополнительные платы, позволяющие осуществлять ввод в компьютер изображения с видеокамеры и звука с микрофона. Это нашло соответствующее отражение и в терминологии: за системами такого типа закрепилось название «настольные системы» (desktop systems) в отличие, например, от аппаратуры специализированных студий видеоконференцсвязи. При наличии ПК дополнительные затраты могут оказаться сравнительно небольшими.

В настоящее время технологии КВКС находятся в стадии динамичного развития во всех развитых странах мира. По мнению председателя Совета директоров и исполнительного директора фирмы Intel Э. Гроува, «к рубежу нового века наиболее распространенным средством связи как дома, так и в бизнесе станет персональный компьютер, причем самым критически важным его элементом будет видео. В этой эволюции важную роль сыграют системы бизнес-видео-конференций. По нашему мнению, к 2000 году системой видеокон­ференций будет оснащен каждый продаваемый ПК»*.

* Цит. по: Алъбов А. Бизнес-видеоконференция сегодня// Online. 1997. № 7 (30). С. 11-12.

Можно выделить семь основных функций совместной работы, реализуемых в современных системах КВКС:

1) передача речи;

2) передача подвижного видео (прежде всего речь идет о переда­че изображений участников конференции);

3) использование «рабочей доски»;

4) режим дискуссий с вводом текстовой информации с клавиату­ры ПК;

5) пересылка файлов в процессе конференции;

6) совместное использование прикладных программ (например, совместное использование текстового редактора Word);

7) проведение многосторонних конференций (в конференции одновременно принимают участие лица или группы лиц, находящие­ся более чем в двух удаленных друг от друга местах).

Эффективность такого рода коммуникации (прежде всего качест­во передачи звука и изображения) существенно зависит от того, какие телекоммуникационные каналы используются для реализации КВКС.

Простейшим методом реализации КВКС является подключение ПК с помощью модема к обычной телефонной линии. Основной недостаток этого метода — низкое качество передачи изображения из-за его мелкого размера на экране монитора (ненамного больше почтовой марки), проблемы с передачей подвижного изображения (по существу, в этом случае можно говорить лишь о передаче отдель­ных кадров — 1—2 кадра в секунду, а иногда и менее). К числу недо­статков такого метода можно отнести и его непропорциональную качеству высокую стоимость, если необходимо соединение по междугородной или международной телефонным линиям с поминутной оплатой. Все остальные функции КВКС, за исключением возможнос­ти многосторонних конференций, реализуются на вполне приемле­мом уровне.

Наиболее привлекательной может показаться реализация КВКС на основе использования сети Интернет. В этом смысле ситуация аналогична той, которая возникает при передаче документов: передача электронных копий документов по каналам Интернет с исполь­зованием электронной почты всегда намного дешевле, чем использование телефакса. Основной недостаток современных систем передачи речи через Интернет (систематические кратковременные пропадания звука, резко ухудшающие разборчивость речи) в полной мере проявляется и в системах КВКС. Качество передачи изображения может быть существенно выше, чем при использовании КВКС по телефонным сетям, хотя все зависит от того, насколько много пользователей одновременно работает в данном канале доступа к сети Интернет. Наилучшее качество КВКС может быть получено при использовании цифровой сети с интеграцией услуг (ISDN – Integrated Services Digital Network).

Переход России к рыночным отношениям и вызванное этим появление большого числа предприятий малого и среднего бизнеса резко повысили требования к предоставлению современных услуг связи повышенного качества. Сеть ISDN позволяет предоставить пользователю телефонную связь «бизнес-класса». При этом пользователь одновременно с телефонным разговором может передавать факс или подключить свой ПК к сети Интернет. Одной из важнейших услуг, предоставляемых в сети ISDN, является возможность осуществления КВКС. При этом качество передачи как звука, так и изображения позволяет проводить профессиональные видеоконференции, вполне обеспечивающие «эффект присутствия» участников в одной комнате за одним рабочим столом.

* * *

Таким образом, современный уровень развития технических средств демонстрации не только расширяет географию делового общения, но и реализует полный комплекс зрительно-речевых коммуникаций. Видеоконференции, позволяющие устраивать совместные мероприятия партнеров из разных городов, стран и даже частей света, позволяют деловым людям сэкономить значительные средства и время, затрачиваемые ими на дорогу.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

К главе VIII. Использование технических средств в коммуникации

1 Какие факторы определяют выбор конкретного вида технических устройств в деловом общении?

2 Какие современные технические средства служат для передачи устных (письменных, видео-) сообщений?

3. Какие технические средства коммуникаций обеспечивают наибольшую степень конфиденциальности?

4. В чем заключаются преимущества и недостатки электронной почты по сравнению с факсимильной связь?

5. Какова роль провайдеров в современном коммуникационном процессе?

6. Можно ли предположить, что в ближайшие годы традиционный (аналоговый) телефон морально устареет и будет заменен другими средствами связи?

7. В каких сферах бизнеса целесообразно внедрять новейшие средства связи в первую очередь?

8. Что, по Вашему мнению, препятствует в России внедрению новейшихтехни­ческих средств коммуникаций?

ЛИТЕРАТУРА

1. Байков В.Д. ИНТЕРНЕТ от E-MAIL к WWW в примерах. СПб., 1996.

2. Ефимова О.В.. Моисеева М.В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной техно­логии. М., 1997.

3. ШафринЮ. Основы компьютерной технологии. М„ 1997.

Глава VIII

Наши рекомендации