Первичное и вторичное восприятие
Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия - внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих
Произвольность (управляемость) восприятия
Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.
Память и представления в деятельности человека. Развитие памяти.
Существуют следующие тории:
1. Ассоциативная тория памяти,
2. Физиологическая теория,
3. Биохимическая.
Основные процессы памяти:
1. Запоминание,
2. Сохранение,
3. Узнавание,
4. Воспроизведение,
5. Забывание.
Виды памяти:
1. Двигательная,
2. Эмоциональная,
3. Образная: 3.1. зрительная,
3.2. Слуховая,
3.3. Осязательная,
3.4. Обаятельная.
По продолжительности сохранения информации:
1. Мгновенная,
2. Кратковременная,
3. Оперативная,
4. Долговременная.
Бывает: произвольная и непроизвольная.
Характеристика мышления. Логические формы и виды мыслительного процесса. Техническое мышление.
Мышление-это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс обобщенного отражения действительности, познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
2. Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан.
3. Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
4. Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий.
Формы мышления:
1. Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии.
2. Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях.
Техническое мышление- один из видов мышления, различаемых по
признакам предметной области деятельности . Выделяют в связи с
тем, что задачи, возникающие перед
людьми, занятыми в области техники (ее проектирования, изготовления, обслуживания, ремонта и др.) имеют некоторую специфику по сравнению сзадачами, решаемыми в др. сферах деятельности. Эта специфика относится к содержанию представлений,идей
Операции мышления. Интеллектуальные особенности личности.
Операции мышления
1. Анализ — разделение предмета/ явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
2. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
3. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
4. Классификация — группировка предметов по признакам.
5. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
6. Конкретизация — выделение частного из общего.
7. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Под интеллектом подразумевается система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, внимания.
Структура интеллектуальных способностей:
1. Задатки – основы способностей, заложенные на генетическом уровне.
2. Общие способности, одинаковым образом проявляющиеся в различных видах человеческой деятельности (обучаемость, внимательность, память, воображения, роль, работоспособность).
3. Специальные способности, проявляющиеся при определенных видах деятельности (музыкальные, математические, организационные и др.).
4. Групповые способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных.
5. Профессиональные способности, проявляющиеся в процессе выбора профессии и развития трудовой деятельности.