Задания для самостоятельной работы. 1. Дать характеристику поведения ребенка по типу гипофункционирония.
1. Дать характеристику поведения ребенка по типу гипофункционирония.
2. Дать характеристику поведения ребенка по типу гиперфункционирония.
3. В зависимости от характеристики поведения сделать заключение о характере дисфункций базальной системы аффективной регуляции.
Контрольные вопросы
1. Специфические трудности сбора анамнеза развития ребенка с РДА.
2. Характеристика уровней базальной системы эмоциональной регуляции.
Литература
1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
2. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные расстройства в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
3. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.
Семинарское занятие 1. Проблема обучения детей с РДА.
Цель: обсудить возможности и особенности обучения ребенка с РДА.
Период школьного обучения крайне важен для детей с РДА и их близких. Поступлению в школу часто предшествуют годы усилий семьи и специалистов по возвращению ребенка в нормальное русло жизни. Школа дает аутичному ребенку не только знания и навыки, но, прежде всего, шанс научиться жить вместе с другими людьми. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в школе и не остаться в стенах дома, перейдя на индивидуальное обучение. Обучение аутичного ребенка в школе не только возможно, но и необходимо. Однако для этого требуется осуществление ряда условий:
· Опережающая готовность ребенка к школьному обучению в плане академических навыков
· Определение уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе
· Психолого-педагогическая поддержка специалистов по коррекции РДА
· Достаточная дефектологическая подготовленность учителя массовой школы
· Юридическая защищенность аутичного ребенка, обучающегося в массовой (или иной) школе, т.е. необходимость учитывать особенности аутичного ребенка должна быть вменена в обязанность учителя и администрации.
Вопросы для обсуждения
1. Возможности обучения аутичного ребенка в образовательной школе.
2. Условия и особенности организации обучения ребенка с аутизмом в школе.
3. Особенности овладения ребенка с РДА учебным материалом.
4. Организация взаимодействия аутичного ребенка с учителем.
5. Психологическое консультирование родителей об особенностях психического и социального развития ребенка с РДА.
Литература для подготовки к семинару
1. Детский аутизм. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.
2. Ранний детский аутизм: Сб. научных трудов / Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского. – М., 1981.
3. Никольская О.С., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе // Газета «Школьный психолог», 2002, № 7, 8, 9, 11.
4. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология, 1995, №1.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М., 1997.
Семинарское занятие 2. Современное состояние оказания помощи детям с аутизмом и их семьям за рубежом.
Цель: обсудить современные проблемы социальной реабилитации детей с аутизмом.
На современном этапе в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни. Поэтому очевидно, что изучение зарубежных подходов к коррекции аутизма является актуальным и целесообразным. Изучение зарубежного опыта позволяет найти оптимальные пути помощи аутичным детям и их семьям; рассмотреть формы презентации зарубежных программ в отечественной литературе.
Вопросы для обсуждения
1. Как трактуют понятие «аутизм» в зарубежных странах.
2. Современные проблемы социальной реабилитации детей с аутизмом.
3. Изучение зарубежного опыта помощи аутичным детям и их семьям.
4. Подходы в помощи и поддержке аутичных детей и их семей в США, Нидерландах, Бельгии, Швеции.
5. Программы, пользующиеся популярностью в мире при организации коррекционной помощи детям с аутизмом и их семьям.
Литература для подготовки к семинару
1. Арнольд О.Р., Бутова Е.Л. Психологические эффекты дельфинотерапии // Психологический журнал. – 2001. - № 5. – с. 98-102.
2. Веденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным человеком // Дефектология. – 2003. - № 6. – с. 21-27.
3. Детский аутизм. Хрестоматия / сост. Шипицина Л.М., Изд-е 2, перераб. и допол., СПб, Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. – 368с.
4. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.: Фолиант, 1996.- 155с., ил.
5. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. – 1996. - № 3. – с.56-66.
Практическое занятие 3. Психологический анализ отклоняющегося поведения. Схема анализа отклоняющегося поведения.
Цель: установление причин и стабилизаторов проблемного поведения личности.
Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин.
Отклоняющееся поведение характеризуют:
· Духовные проблемы – отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства, внутренняя пустота, блокировка самореализации
· Деформации в ценностно-мотивационной системе личности – девиантные ценности, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты
· Эмоциональные проблемы – тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций
· Проблема саморегуляции – нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения, неадекватная самооценка, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности
· Когнитивные искажения – дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки
· Негативный жизненный опыт – отрицательные привычки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.
Конкретизируя рассмотренные психологические факторы и механизмы девиантного поведения, мы можем попытаться систематизировать его психологические составляющие.