Цикл тренинговых программ для повышения коммуникативной компетентности подростков
Общение может быть разноуровневым: поверхностным, глубоким, конфликтным. Совсем иначе строится общение при «задевающем» и «манипулятивном» взаимодействии.
Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получить информацию, например о существующих ВУЗах и правилах приема, поступить на подготовительные курсы, узнавать, где можно устроиться на интересующую работу. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков(навыков уверенного поведения).
Глубокий уровень общения — с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу} отказом, защищая «границы» своей личности, умею ли сказать «нет, я отказываюсь от твоего предложения».
Еще больше установки подростка, его личностные особенности проявляются при конфликтном общении. Коммуникативная компетентность подразумевает понимание той роли, позиции, которую он сам занимает в конфликтном общении. Например, если его общение строится с позиции Ребенка (безответственного, растерянного, неуверенного), тогда как его партнер занимает позицию Родителя (категоричного, безапелляционного, навязывающего свои интересы), скорее всего, конфликт не решится в его пользу. На конструктивное разрешение конфликта влияют: представление о себе, понимание другого — способность поставить себя на его место, понимание ситуации в целом.
Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
Для подростков наиболее значимой становитсясфера общениясо сверстниками. Для них делается важным
> умение познакомиться с понравившимся человеком ;
> свободно чувствовать себя в компании, разделяянормы и интересызначимой для него группы,
> ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.
Часто подростки не умеют давать обратную связь — наблюдение за поведением подростков часто создает впечатление, что их несет неведомая сила, при этом сами они не осознают мотивов своего поведения, того, что ими руководит в данный момент.
Подростки не осознают различных частей своего Я, которые определяют их поведение. Д. Мидом была предложена концепция о том, что ребенок видит себя глазами других людей. Внешние отношения других людей к ребенку постепенно переходят во внутренний план, становятся собственными представлениями ребенка о самом себе. Если с детства к ребенку не относятся с должным уважением, поддержкой, а в школе постоянно подчеркивают, что он двоечник и ничего путного из него не получится, ребенок может внутренне согласиться с этими и в будущем «оправдать» этот образ(Берне Э.,1986).
На тренинговых занятиях 9-классник Олег по просьбе психолога описывает, как он видит свое будущее: «Моя жизнь не заладилась с самого начала, в школе я был двоечником, да и потом буду жить так себе, работать на складе, потом лаборантом в школе...»
Э. Эриксон, также занимавшийся разработкой Я-концепции, отмечал, насколько важно выработать у ребенка еще в младенчестве базовое доверие. Он подчеркивал, что базовое доверие — это не только способность полагаться на тех, кто обеспечивает твою жизнь извне, но и вера в себя, это ощущение что все в порядке, что ты станешь тем, кем хочешь стать. Это доверие к другим людям, спокойное, доброжелательное отношение к социуму в дальнейшем и определит высокий уровень притязаний ребенка, даст ощущение, что ему многое «по плечу» (Эриксон Э., 1996)
ПРОГРАММА КУРСА «ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ -1»
(навыки конструктивного общения со сверстниками)
Цель курса: сформировать у подростков навыки общения со сверстниками (повысить коммуникативную компетентность);
дать представление о трех уровнях общения:
> поверхностном;
> глубоком;
> конфликтом
предложить варианты решенияпроблемы застенчивости.
Возраст учеников: 13-17 лет.
Форма занятий: малая группа (12-16 человек).
Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания
Тема 1.Коммуникация и ее виды (2 часа).
Вводится определение коммуникации. Коммуникация — передача и прием сообщения. Рассматриваются виды «сообщений» — вербальное и невербальное.
Вводится понятие «коммуникативная компетентность» как умение общаться достойно с разными людьми (по возрасту, по отношению к вам, по характеру) в различных типах ситуаций (с незнакомыми людьми, когда тебя недооценивают и т.п.) и при разных уровнях общения.
Проводится дискуссия о типах и уровнях общения: поверхностном, глубоком, конфликтном, «задевающем», манипулятивном.