Цикл тренинговых программ для повышения коммуникативной компетентности подростков

Общение может быть разноуровневым: поверхностным, глубоким, конфликтным. Совсем иначе строится общение при «задевающем» и «манипулятивном» взаимодействии.

Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получить информацию, например о существующих ВУЗах и правилах приема, поступить на подготовительные курсы, узнавать, где можно устроиться на интересующую работу. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверх­ностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков(навыков уверенного поведения).

Глубокий уровень общения — с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу} отказом, защищая «границы» своей личности, умею ли сказать «нет, я отказываюсь от твоего предложения».

Еще больше установки подростка, его личностные особенности проявляются при конфликтном общении. Коммуникативная компетентность подразумевает понимание той роли, позиции, которую он сам занимает в конфликтном общении. Например, если его общение строится с позиции Ребенка (безответственного, растерянного, неуверенного), тогда как его партнер занимает позицию Родителя (категоричного, безапелляционно­го, навязывающего свои интересы), скорее всего, конфликт не решится в его пользу. На конструктивное разрешение конфликта влияют: представ­ление о себе, понимание другого — способность поставить себя на его место, понимание ситуации в целом.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способ­ность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

Для подростков наиболее значимой становитсясфера общениясо сверстниками. Для них делается важным

> умение познакомиться с понравившимся человеком ;

> свободно чувствовать себя в компании, разделяянормы и интересызначимой для него группы,

> ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может вы­сказывать свои мысли и выражать чувства.

Часто подростки не умеют давать обратную связь — наблюдение за по­ведением подростков часто создает впечатление, что их несет неведо­мая сила, при этом сами они не осознают мотивов своего поведения, то­го, что ими руководит в данный момент.

Подростки не осознают различных частей своего Я, которые определя­ют их поведение. Д. Мидом была предложена концепция о том, что ребе­нок видит себя глазами других людей. Внешние отношения других людей к ребенку постепенно переходят во внутренний план, становятся собст­венными представлениями ребенка о самом себе. Если с детства к ре­бенку не относятся с должным уважением, поддержкой, а в школе посто­янно подчеркивают, что он двоечник и ничего путного из него не получит­ся, ребенок может внутренне согласиться с этими и в будущем «оправ­дать» этот образ(Берне Э.,1986).

На тренинговых занятиях 9-классник Олег по просьбе психолога описывает, как он видит свое будущее: «Моя жизнь не заладилась с самого начала, в школе я был двоечником, да и потом буду жить так себе, работать на складе, потом лаборантом в школе...»

Э. Эриксон, также занимавшийся разработкой Я-концепции, отмечал, насколько важно выработать у ребенка еще в младенчестве базовое до­верие. Он подчеркивал, что базовое доверие — это не только способ­ность полагаться на тех, кто обеспечивает твою жизнь извне, но и вера в себя, это ощущение что все в порядке, что ты станешь тем, кем хочешь стать. Это доверие к другим людям, спокойное, доброжелательное отно­шение к социуму в дальнейшем и определит высокий уровень притязаний ребенка, даст ощущение, что ему многое «по плечу» (Эриксон Э., 1996)

ПРОГРАММА КУРСА «ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ -1»

(навыки конструктивного общения со сверстниками)

Цель курса: сформировать у подростков навыки общения со свер­стниками (повысить коммуникативную компетент­ность);

дать представление о трех уровнях общения:

> поверхностном;

> глубоком;

> конфликтом

предложить варианты решенияпроблемы застенчи­вости.

Возраст учеников: 13-17 лет.

Форма занятий: малая группа (12-16 человек).

Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания

Тема 1.Коммуникация и ее виды (2 часа).

Вводится определение коммуникации. Коммуникация — передача и прием сообщения. Рассматриваются виды «сообщений» — вербальное и невербальное.

Вводится понятие «коммуникативная компетентность» как умение об­щаться достойно с разными людьми (по возрасту, по отношению к вам, по характеру) в различных типах ситуаций (с незнакомыми людьми, когда тебя недооценивают и т.п.) и при разных уровнях общения.

Проводится дискуссия о типах и уровнях общения: поверхностном, глу­боком, конфликтном, «задевающем», манипулятивном.

Наши рекомендации