Нужно научить актера мыслить текстом драматурга, авторскими оборотами
Нельзя забывать, что умение «красить слово» дается не всем и не сразу. Очень часто актера словно тянет искать произношение, соответствующее самому первичному значению слова или фразы. Если он говорит «я рад», то непременно с улыбкой на устах, если «я печален», то с тоской во взоре. Но ведь нередко противоположное первичному значению слова звучание придает ему большую выразительность. Нужно только и к этой проблеме подходить не формально, а с мерками действительности, образности и художественной правды.
Предположим, персонаж сообщает: «У меня сегодня на редкость мрачное настроение». Если он скажет это мрачно, то ничего, кроме прямого смысла реплики, зритель не уловит. А допустим, что та же реплика будет произнесена весело и приподнято. Как многое может она тогда обозначить! Возьмите на выбор несколько вариантов.
- Персонаж не хочет поддаваться своему настроению, иронизирует над ним, дает понять окружающим, что намерен бороться, несмотря ни на какие невзгоды.
- Персонаж немного рисуется. Он считает свое положение безнадежным и именно поэтому заставляет себя говорить весело о том, что его удручает. Дальше, как он предполагает, будет еще хуже, и тогда у него не окажется уже сил противиться горю. Нынешнее его веселье – тяжелое, натужное.
- Персонаж попросту скрывает истину. На самом деле ему совсем не так уж плохо, и подлинное его настроение невольно вырывается наружу.
- Персонаж привык к собственному горю и устал от него, давно потеряна острота восприятий дурных вестей. Поэтому о своем мрачном настроении он говорит, как о самом заурядном явлении, просто и почти весело. Как если бы на вопрос: «Как вы живете?» - вам ответили: «Спасибо, плохо».
«Слово становиться венцом творчества, оно же должно быть и источником всех задач – и психологических и пластических» - Немирович-Данченко.
Фраза должна непременно легко пройти в зрительный зал. Не надо забывать, что
публика терпеть не может, когда ее заставляют вслушиваться в то, о чем говорят на сцене.
«…В жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний правильный монолог по отношению к тому, что мы слышим» - Станиславский.
Внутренний монолог большое подспорье для помощи режиссера актеру и контроля
над ним. Когда режиссер видит, что актер «не загружен», формально слушает партнера, не подготовлен после его реплики к полноценному словесному действию, полезно предложить исполнителю роли опубликовать свой внутренний монолог.
Главная польза от внутреннего монолога в том, что он восстанавливает непрерывность жизни персонажа на сцене вообще и словесного действия в частности. Полезно для актеров на репетициях произносить вслух внутренние монологи.
РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ.
В жизни нет и быть не может статичных, раз навсегда данных характеров. Театр обязан развитие характеров героев показывать с исчерпывающей художественной полнотой. Иначе – искажение правды, отсутствие подлинной выразительности.
Драматург отбирает обычно такие предлагаемые обстоятельства, вводит в пьесу такие события, которые побуждают персонажей проявлять изменения своих характеров, которые были скрыты, хотя накапливались долгое время.
Все в изменении, в движении, - с каждой фразой персонаж делает шаг по лестнице своей судьбы. Если он сел и замолчал, то через минуту встанет иным. Он ушел одним – вернется другим.
Статичный характер на сцене всегда фальшив, его появление вредит раскрытию и мысли постановки и ее образному строю.
Сказать «хороший» или «плохой» человек о художественном образе – это, значит, сказать о нем далеко не все.
В ходе репетиций необходимо наметить этапы становления характеров. Они должны быть выражены рельефно и образно, в каждой сцене всякий раз по-новому, свежими изобразительными средствами.
Верным противоядием против удручающего однообразия Станиславский считал «перспективу актера», подразумевая под словом «перспектива» «расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого пьесы и роли».
Все совершаемое на сцене должно иметь перспективу и конечную цель – сверхзадачу.
Перспектива роли и перспектива артиста.
Персонаж в пьесе не знает о том, что с ним произойдет через минуту, не говоря уже о более далеком будущем, и его перспектива определяется теми целями, которые он перед собой ставит. Актер же знает всю роль до самого финала и должен распределить свои духовные и физические силы, краски, оттенки.