Сознание и бессознательное

Сознание следует отличать от осознаваемости предме­тов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание со­держит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамо­тен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осоз­нанными. При выработке любого нового умения, освое­нии любой новой деятельности, определенная часть авто­матизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухуд­шению деятельности. Известна, например, сказка о соро­коножке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие - потом. Сороконожка попы­талась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название - «эффект сороконожки». Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.

Явления нашей психики, которые актуально не осоз­наются, но могут быть осознаны в любой момент, называ­ются предсознательными.

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бес­сознательными.Если предсознательное - это то, на что не направляется внимание, то бессознательное - то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает ба­рьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивиро­ванных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бес­сознательные влечения могут быть источником напряже­ния, сильных внутренних конфликтов, порождать невро­зы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симпто­мов, необходима специальная психологическая работа.

В современной психологии показано, что область бес­сознательного не ограничивается неприемлемыми для со­знания человека мотивами. Она гораздо шире.

К ней относятся многие другие явления психики. На­пример, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изу­чалась грузинскими психологами во главе с Д.Н. Узнадзе.

К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нече­стной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продук­та. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан слу­чай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла.

Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личност­ные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.

Самосознание

План.

1. «Я-концепция».

2. Механизмы психологической защиты.

1.Открытие «Я». Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физиче­ских и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменени­ях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой сущест­вовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере соб­ственного «Я».

Переживание наличия своего «Я» является результатом дли­тельного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я». Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: «Я сам!» Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим («Это мое, это не твое!»).

1. Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

2. Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

3. Поведенческий (волевой):стремление быть поня­тым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, по­высить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

1.Когнитивный компонент «Я-концепции» - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об­раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ­ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто­римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» ха­рактеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы пред­ставления о себе как о человеке, который многим интере­суется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ве­дущее место в его «образе Я» будет занимать его представ­ления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине и т.п. Для другого - самым глав­ным может быть то, что он отец. В этом случае централь­ными в образе Я будут характеристики, качества, связан­ные с отцовством. Это не означает, что этими характерис­тиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второ­степенные.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отно­шение к себе- отражает отношение человека к себе в це­лом или к отдельным сторонам своей личности, деятель­ности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве соб­ственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента со­ставляет самоуважение, или чувство собственного достоин­ства, собственной ценности. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкрет­но с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение - это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка,как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая са­мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятель­ности, отношений с другими людьми (частные, или пар­циальные самооценки). Самооценка может быть устойчи­вой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устой­чивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях си­туации препятствует и нормальному осуществлению дея­тельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчи­вость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представ­ления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет вос­принимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень при­тязаний основывается на самооценке, сохранение кото­рой стало для человека потребностью.

Для нормального развития личности очень важно, что­бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадаю­щий с самооценкой, для личностного развития неблаго­приятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека об­ластях.

В конкретной деятельности самооценка и уровень при­тязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэто­му применительно к конкретной деятельности можно го­ворить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности само­оценки. Самооценка является адекватной,если она соот­ветствует реальной успешности человека в какой-либо де­ятельности. Неадекватнойсамооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и , неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельнос­ти.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скорректировать свою самооценку, снизив ее и свои притязания,либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано не­справедливостью других людей, в особо сложных случаях Человек как бы не замечает собственный неуспех, игнори­рует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психо­логических механизмов.

При заниженной самооценке человек ставит перед со­бой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Важно помнить, однако, что о завышенной или зани­женной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в ко­торой могут быть точно определены и соотнесены с ка­ким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правиль­ности» такой самооценки обычно не выявлены.

Оптимальным для жизни человека, для развития лич­ности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюблен­ность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения - это человек, обладаю­щий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных воз­можностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собствен­ной неполноценности, болезненным самолюбием, стрем-лением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низ­ким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою не­состоятельность в глазах других людей.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явле­ние было открыто известным психоаналитиком А. Адле­ром (1870-1937). Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельнос­ти, неспособности решать жизненные проблемы.

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, имен­но они, а не люди с высоким самоуважением часто вы­глядят как самоуверенные зазнайки.

Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддер­жке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случа­ях - в оказании специальной психологической и психоте­рапевтической помощи.

3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий.Он определяет возможность саморегуляции, способность чело­века принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания чело­века относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудно­стями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориен­тация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка чело­века определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ори­ентированная на внутренний контроль, основывается глав­ным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуще­ствления деятельности и развития необходим их разум­ный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каж­дого из этих типов американский психолог Э. Шостром: «Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: „Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать", „Что нужно делать, чтобы правиль­но делать».

Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: «Чтобы я не решал, я должен принять собствен­ное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптималь­ный тип личности по Э. Шострому): «Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по пробле­мам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю реше­ние моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от давле­ния других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают».

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по это­му поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «.„одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности... По опыту я знал только об одном виде творче­ства: вне себя. Мне представлялось, что творчество непод­властно воле человека и направление его зависит исклю­чительно от так называемого природного предрасположе­ния. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня есте­ственно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя...».

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» вы­ражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие). Выделяются также «динамическое Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «пред­ставляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т.п.

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае оно служит важным ис­точником саморазвития. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и не­гативных переживаний.

«Я-концепция» формируется под воздействием жизнен­ного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее вли­яние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием пред­ставлений о ребенке, отношения к нему любящих его лю­дей, прежде всего родителей. Как правило, родители лю­бят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобре­тает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собствен­ное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я-концеп­ция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю со­гласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я-прошлое -Я-настоящее -Я-будущее). Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить пе­ред собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важ­но для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновре­менно и достаточно устойчивое, и динамично изменяю­щееся образование.

Наши рекомендации