Психологическая адаптация к труду

Адаптация к труду — это процесс приспособления, изменения, пе­рестройки субъекта труда к особенностям профессиональной дея­тельности. Выделяют несколько типов адаптации: профессиональ­ную, психологическую, социальную. Психологическая адаптация человека проявляется в повышении эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности и внешней среды, в адекватности переживаний успехов и неудач, связанных с выполнением профессиональной деятельности, в повышении функ­циональной надежности. Социальная адаптация проявляется в про­цессах принятия и усвоения норм поведения в организации и груп­пе в нескольких формах: 1) в конформной, для которой характерно стремление личности соответствовать нормам конкретной организа­ции и профессиональной среды, выполнять указания руководителей и следовать советам коллег, стремиться и достигать согласия в меж­личностных отношениях; 2) в творческой, которая проявляется в стремлении к самостоятельности, к развитию и совершенствованию профессионального и производственного окружения.

Одним из важных психологических факторов адаптации являет­ся самооценка. Адекватная самооценка личности обеспечивает бы­струю и безболезненную адаптацию к трудовой деятельности. За­трудняет адаптацию неадекватная самооценка, завышенная или за­ниженная. При завышенной самооценке человек склонен ставить цели, превышающие его реальные возможности, а при заниженной, напротив, бояться ответственности и проявлять пассивность.

330 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии

В организациях процесс адаптации работника к труду, как пра­вило, контролируется психологическими службами, отделами кад­ров или менеджерами по персоналу, которые часто имеют психоло­гическое образование. Мероприятия по обеспечению адаптации имеют целью облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь ор­ганизации и активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников. Они предполагают ознакомление работников с произ­водственными особенностями организации, включение в коммуни­кационные сети, знакомство с персоналом, корпоративными осо­бенностями коммуникации, правилами поведения, способами ре­шения проблем и пр.

Процесс адаптации условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе оценивается уровень подготовленности нович­ка и разрабатывается специальная программа адаптации.

Второй этап — это ориентация: практическое знакомство ново­го работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Психологическая и социальная адаптация нового сотрудника проявляется в том, что он начинает разделять общие представления о компании: о ее целях, приоритетах, проблемах, а также следовать ее традициям, нормам, стандартам поведения, политике, эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками, руководителями на формальном и нефор­мальном уровнях.

Ориентация может быть проведена в форме специальной про­граммы, которая включает в себя собеседования руководителей с новичком, беседы с сотрудниками его подразделения, отдела, служ­бы. Содержанием бесед и собеседований являются правила поведе­ния на рабочем месте, особенности взаимоотношений с другими со­трудниками и подразделениями, способы коммуникации, формы ответственности, ожидания и пр.

Третий этап — действенная адаптация. Новичок в рамках этого этапа непосредственно приспосабливается к своему статусу, вклю­чается в межличностные отношения с коллегами. Сотруднику дают возможность активно участвовать в различных сферах жизнедея­тельности организации, апробируя полученные об организации зна­ния, проверяя их на себе.

Четвертый этап — освоение участка работы — характеризуется постепенным преодолением сотрудником производственных и меж­личностных проблем и переходом к стабильной работе. При регули­ровании процесса адаптации работники начинают эффективно тру­диться уже через несколько месяцев, в то время как при спонтан-


331

Социально-психологические аспекты...

ном процессе адаптации начало периода эффективной работы может отодвинуться на год-полтора.

В завершение данной главы нужно еще раз подчеркнуть следую­щее: во-первых, учет социально-психологических аспектов профес­сиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудо­вой деятельности позволяет не только с наибольшей эффективно­стью осуществлять эти процессы в той или иной организации, но и помочь самому индивиду-участнику соответствующих мероприятий действовать в их рамках с максимальным комфортом и пользой для себя; во-вторых, для осознанного и результативного решения про­блем, связанных с выбором и освоением профессии, субъекту нуж­но как можно лучше изучить себя с социально-психологической точки зрения; в-третьих, в этих же целях крайне желательно посто­янно работать над собой в плане повышения своей социально-пси­хологической компетентности.

Контрольные вопросы

1. В каких направлениях деятельности по профориентации населения принимают участие психологи и психологические службы?

2. Какими факторами обусловлен выбор профессии? Как ситуация выбо­ра профессии может повлиять на профессиональную деятельность человека?

3. С какими целями и каким образом осуществляется изучение профес­сий с психологической точки зрения?

4. Что такое психограмма?

5. При помощи каких методов проводится психологическое консульти­рование? Какие формы психологического консультирования сущест­вуют?

6. Почему необходимо проводить профессиональный отбор?

7. На основе каких критериев и процедур осуществляется профессио­нальный отбор? В чем важность использования стандартизированных методов оценки кандидатов при приеме на работу?

8. Каким образом тип трудовой мотивации человека может повлиять на его профессиональную деятельность?

9. В чем заключается психологическая подготовка к профессии? В каких формах она может осуществляться?

10. Что такое психологическая адаптация к труду?

11. Какие стадии адаптации проходит в организации новый сотрудник?

332 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии

Литература

1. Банковский А. Н. Организационная психология. М.:, Флинта, МПСИ, 2000, С. 624—625.

2. Психология: Учебник для экон. вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. Ч. IV.

3. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.

4. Люссато А. Тесты по подбору персонажа. СПб., 2002.

5. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 1998.

6. Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 225—231.

7. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа личностного роста для старшеклассников. Балашиха, 1999. Ч. 2.

8. Климов Е. А. Психология профессионала, М., 1996.

Содержание

Предисловие......................... ............................................... 3

Наши рекомендации