Психологическая адаптация к труду
Адаптация к труду — это процесс приспособления, изменения, перестройки субъекта труда к особенностям профессиональной деятельности. Выделяют несколько типов адаптации: профессиональную, психологическую, социальную. Психологическая адаптация человека проявляется в повышении эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности и внешней среды, в адекватности переживаний успехов и неудач, связанных с выполнением профессиональной деятельности, в повышении функциональной надежности. Социальная адаптация проявляется в процессах принятия и усвоения норм поведения в организации и группе в нескольких формах: 1) в конформной, для которой характерно стремление личности соответствовать нормам конкретной организации и профессиональной среды, выполнять указания руководителей и следовать советам коллег, стремиться и достигать согласия в межличностных отношениях; 2) в творческой, которая проявляется в стремлении к самостоятельности, к развитию и совершенствованию профессионального и производственного окружения.
Одним из важных психологических факторов адаптации является самооценка. Адекватная самооценка личности обеспечивает быструю и безболезненную адаптацию к трудовой деятельности. Затрудняет адаптацию неадекватная самооценка, завышенная или заниженная. При завышенной самооценке человек склонен ставить цели, превышающие его реальные возможности, а при заниженной, напротив, бояться ответственности и проявлять пассивность.
330 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
В организациях процесс адаптации работника к труду, как правило, контролируется психологическими службами, отделами кадров или менеджерами по персоналу, которые часто имеют психологическое образование. Мероприятия по обеспечению адаптации имеют целью облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации и активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников. Они предполагают ознакомление работников с производственными особенностями организации, включение в коммуникационные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, способами решения проблем и пр.
Процесс адаптации условно можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе оценивается уровень подготовленности новичка и разрабатывается специальная программа адаптации.
Второй этап — это ориентация: практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Психологическая и социальная адаптация нового сотрудника проявляется в том, что он начинает разделять общие представления о компании: о ее целях, приоритетах, проблемах, а также следовать ее традициям, нормам, стандартам поведения, политике, эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками, руководителями на формальном и неформальном уровнях.
Ориентация может быть проведена в форме специальной программы, которая включает в себя собеседования руководителей с новичком, беседы с сотрудниками его подразделения, отдела, службы. Содержанием бесед и собеседований являются правила поведения на рабочем месте, особенности взаимоотношений с другими сотрудниками и подразделениями, способы коммуникации, формы ответственности, ожидания и пр.
Третий этап — действенная адаптация. Новичок в рамках этого этапа непосредственно приспосабливается к своему статусу, включается в межличностные отношения с коллегами. Сотруднику дают возможность активно участвовать в различных сферах жизнедеятельности организации, апробируя полученные об организации знания, проверяя их на себе.
Четвертый этап — освоение участка работы — характеризуется постепенным преодолением сотрудником производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. При регулировании процесса адаптации работники начинают эффективно трудиться уже через несколько месяцев, в то время как при спонтан-
331 |
Социально-психологические аспекты...
ном процессе адаптации начало периода эффективной работы может отодвинуться на год-полтора.
В завершение данной главы нужно еще раз подчеркнуть следующее: во-первых, учет социально-психологических аспектов профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудовой деятельности позволяет не только с наибольшей эффективностью осуществлять эти процессы в той или иной организации, но и помочь самому индивиду-участнику соответствующих мероприятий действовать в их рамках с максимальным комфортом и пользой для себя; во-вторых, для осознанного и результативного решения проблем, связанных с выбором и освоением профессии, субъекту нужно как можно лучше изучить себя с социально-психологической точки зрения; в-третьих, в этих же целях крайне желательно постоянно работать над собой в плане повышения своей социально-психологической компетентности.
Контрольные вопросы
1. В каких направлениях деятельности по профориентации населения принимают участие психологи и психологические службы?
2. Какими факторами обусловлен выбор профессии? Как ситуация выбора профессии может повлиять на профессиональную деятельность человека?
3. С какими целями и каким образом осуществляется изучение профессий с психологической точки зрения?
4. Что такое психограмма?
5. При помощи каких методов проводится психологическое консультирование? Какие формы психологического консультирования существуют?
6. Почему необходимо проводить профессиональный отбор?
7. На основе каких критериев и процедур осуществляется профессиональный отбор? В чем важность использования стандартизированных методов оценки кандидатов при приеме на работу?
8. Каким образом тип трудовой мотивации человека может повлиять на его профессиональную деятельность?
9. В чем заключается психологическая подготовка к профессии? В каких формах она может осуществляться?
10. Что такое психологическая адаптация к труду?
11. Какие стадии адаптации проходит в организации новый сотрудник?
332 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Литература
1. Банковский А. Н. Организационная психология. М.:, Флинта, МПСИ, 2000, С. 624—625.
2. Психология: Учебник для экон. вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. Ч. IV.
3. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.
4. Люссато А. Тесты по подбору персонажа. СПб., 2002.
5. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 1998.
6. Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 225—231.
7. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа личностного роста для старшеклассников. Балашиха, 1999. Ч. 2.
8. Климов Е. А. Психология профессионала, М., 1996.
Содержание
Предисловие......................... ............................................... 3