Quot;Производство" Финансы 6 страница
Уровень притязаний - это, образно говоря, "высота планки" тех целей и достижений, к-рых намеревается достичь ч-к. "Я д. б. отличником" или даже: "Я д. б. лучшим среди отличников", или же: "А мне и в троечниках неплохо" - такими м. б. варианты уровней притязаний уже в школьной жизни. "Хочу стать генералом" или: "Б. работать, как все, на заводе" - это вар-ты уровней притязаний относительно более глобальных жизненных целей.
Важное обст-во, на к-рое указывают многочисленные работы, посвященные разработке этих двух психологич-х понятий, - наличие драматических перипетий, постоянно возникающих в рез-те столкновения двух составляющих мотивации достижения: стремлений и желаний ч-ка, с одной стороны, и реальных свидетельств успехов и неудач конкретных действий ч-ка - с другой. Полководцами хотели стать многие, но выигрывать бои удавалось далеко не всем, также как не всем нам удавалось по жизни всегда б. отличниками, победителями в спортивных состязаниях или конкурсах, донжуанами или лоллобриджидами, успешными воспитателями своих детей или бизнесменами. Мы обречены в жизни не т-ко на успехи, но и на неудачи, и в зависимости от того, как мы реагируем на них, склад-ся характерные особ-ти и нашей мотивации достиж-я, и нашего уровня притязаний.
Особенность ч-ской природы заключается в том, что на стыке между нашими притязаниями и суровыми требованиями действит-ти нах-ся некий посредник - самооценка ч-ка, вооруженная мощным психологическим инструментарием. Это - приписывание причинности событий (детально описанные в теориях каузальной атрибуции и локуса контроля), изощренные способы разрешения когнитивных диссонансов и т.п. Призвание самооценки - контролировать и разрешать несоответствия, возникающие между желаниями ч-ка и его "образом Я", с одной стороны, и "обратными связями" от окружающей действит-ти - с другой. И делать она это м. очень по-разному - либо усиливая мотивацию достижения ("Я не пробежал эту дистанцию первым, но я все равно хочу б. чемпионом - значит, мне н. больше тренироваться"), либо - снижая, вовсе подавляя или трансформируя ее ("Ну не получается в беге. Так, м. б., мне и не н. б. великим спортсменом. Зато я б. самым умным и великим ученым..."), либо - опротестовывая саму реальность ("Просто в этот раз у меня жали кроссовки и судили неправильно..."), либо - разрушая саму себя и занимаясь "самоедством" ("Я - жалкая, ничтожная личность...").
В рез-те подобных действий самооценки у ч-ка, наряду с мотивацией достижений, повышающей его реальную активность в направлении достижения цели, м. сложиться и совершенно обратный вариант мотивации - детально описанный Аткинсоном мотив избегания неудачи как тормозящая сила. Именно его проявление мы наблюдали, например, в приведенной выше ситуации с группой безработных. Классические следствия интенсивного развития такого мотива - это варианты "избегания реальности" и уклонение от решения любых практических задач, в к-рых ч-к не видит гарантии успешного достижения рез-та, а в самых крайних случаях - "бегство от реальности" с помощью алкоголя, наркотиков, психосоматических заболеваний и т.п.
По счастью, природа создала ч-ка т.о., что в норме он демонстрирует определенный запас прочности по отнош-ю к этим последним реакциям. Как показали исследования Шнайдера и других авторов (см. 92, т.2, с.243), в различных экспериментах, сравнивавших объективную вероят-ть наступл-я каких-л. событий и субъективную оценку ч-ком вероятности успеха действий в этих же условиях, эта субъективная вероятность имела устойчивую тенденцию к постоянному завышению - кроме наиболее трудной части шкалы вероятности успеха. Из чего следует, что в массе своей люди все же - оптимисты, предпочитающие перестраховывать свою самооценку лишь в наиболее трудных ситуациях. Кстати, этот рез-т замечательно иллюстрирует и одну из особенностей жизненного пути многих известных нам предприним-лей. Многие из них и в мыслях не представляли себя в бизнесе, внутренне полагая, что эта дотоле неизвестная им деят-ть относится к той самой части шкалы, где вероят-ть достижения успеха минимальна. Лишь убедившись более или менее случайным образом, что совершить успешную сделку не так сложно, как это представлялось со стороны, они с помощью своего первого случайного успеха получали заряд оптимизма, достаточный для того, ч/б начать всерьез заниматься своим делом.
Сильно упрощая ситуацию применительно к проблеме активности в бизнесе, м. резюмировать суть рассмотренных идей в виде достаточно простой формулы:
Активность = (Мотивация достижения)/(Избегание неудач)
Иначе говоря, актив-ть б. тем выше, чем сильнее развито у ч-ка стремление к достиж-ю поставленной цели и чем ниже вероят-ть того, что его самооценка б. реагировать на текущие события по принципу избегания неудач.
Теоретические исслед-я Мак-Клелланда и других авторов создают хорошую основу для понимания многих процессов, происходящих в бизнесе, а также и для понимания сути множества работ, посвященных бизнесу.
В контексте этой формулы м. б. понятен, например, тот эффект, к-рый в мире бизнеса в свое время произвела популярная работа Наполеона Хилла "Думай и богатей", изданная впервые в 1937 г. и выдержавшая с тех пор 42 издания только в США (см.94). Еще до появления работ Мак-Клелланда и его коллег Хилл на основе своего опыта работы в бизнесе сформулир-л практически ту же идею: основа успеха бизнесмена - это концентрация желания и энергии на достижении цели и преодоление всех и всяческих разновидностей страха, живущего в ч-ке. "Воистину, нет ничего, чего не смогли бы преодолеть вера, соединенная со страстью!" - так завершает Хилл рассказ о, пожалуй, самом трудном случае в своей жизни, историю о том, как он смог помочь своему практически глухонемому от рождения сыну стать не просто нормально функционирующим ч-ком, но и успешным бизнесменом. Хар-рно, что, говоря о "шагах к успеху", Хилл, по сути, описывает самые разнообраз-е виды мотивов и энергий, к-рые м. б. задейст-ны в этой работе. Среди них - отчетливое желание, вера в себя, подкреп-мая при необх-ти самовнушением, энергия фантазии и воображ-я, сила планир-я и интеллекта, доверие к интуиции и так далее, вплоть до сексуальной энергетики в различных ее проявл-ях - от сексуальной привлекат-ти до сублимации и простого умения любить свое дело, своих клиентов, своих партнеров и конкурентов.
Незатейливая по форме, но глубокая по содерж-ю работа Хилла породила, как это обычно бывает, множ-во книг-подражаний, большая часть из к-рых непременно имеет подзаголовок типа "Простой способ добиться успеха в бизнесе", "Верный путь к успеху в бизнесе" и пр. Характерное содержательное отличие подобных пособий состоит в том, что в них, как правило, обнаруживается достаточно поверхностное знакомство авторов с бизнесом, практически отсутствует материал для размышлений, зато усилена "рецептурная часть", где с надлежащим апломбом подается "абсолютно надежный и проверенный метод" достижения успеха, на поверку оказывающийся очередной разновидностью техник аутогенной тренировки, методом "творческого решения задач", упражнениями нейролингвистического программирования и им подобными.
Приведем характерный в этом отношении пример - оглавление одной из книг с подобным подзаголовком.
"Преодолевайте стрессы и расслабляйтесь"
"Увеличивайте вашу энергию и преодолевайте утомление"
"Чувствуйте себя увереннее и имейте высокое чувство собственного достоинства"
"Ставьте себе цели и достигайте их"
"Совершенствуйте ваше мастерство и творческую энергию" "Создайте индивидуальность и желаемый имидж"
"Поймите других людей, и вы сможете улучшить ваши взаимоотношения и быть более убедительным при побуждении других людей к действию"
"Решайте проблемы и пробуйте решения"
"Улучшайте ваше здоровье и избавьтесь от вредных привычек" (см.78)
И за всем этим обилием полезных советов - простейшая техника самовнушения под громким названием "техника силы ума" и философия, лучше всего парафразируемая известной народной пословицей - "Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким (в данном контексте - "богатеньким") умрет". Впрочем, все советы, приведенные в оглавлении, действительно правильны и хороши, и - кто знает? - может быть для кого-то реально полезны.
Но практикующим психологам лучше, чем кому бы то ни б. известно, как велика дистанция м/у самым верным советом или благим пожеланием и реальным превращением его в мотив, побудительную силу действия. Пожалуй, лишь весьма незначительная часть людей, испытывающих в жизни те или иные проблемы, не понимает головой, как н. б. бы правильно действовать чтобы решить их. Но трудность ситуации обычно в том и состоит, что, понимая головой, что именно н. делать, люди не м. собрать в себе силы и энергию для того, ч/б действовать в этом направлении. И это - истинная проблема мотивации.
Попробуем в связи с этим увидеть, что происходит с мотивами и активностью бизнесмена в его текущей деят-ти, какие реальные сложности возникают в его повседневной практике, каким именно образом концентрируется и рассеивается его энергия действия.
Обратим, прежде всего, внимание на следующее обст-во. Опираясь на данные исследований, свидет-щих, что у большой части успешных бизнесменов действит-но отмечается развитая мотивация достижения, многие авторы однозначно считают ее необх-мой исходной предпосылкой достижения успеха в бизнесе. Наш опыт, однако, заставляет нас относиться к этому вопросу гораздо осторожнее и утверждать, что такая мотивация м. стать рез-том, к-рый формируется на пути достиж-я успеха; более того, эта мотивация не есть нечто стабильное, постоянное по своему уровню и качеству, она представляет собой достаточно динамичное образование, способное изменяться по интенсивности, содержанию и наполнению от очень высоких уровней до почти полного падения, переходя едва ли не в депрессию и вновь стремясь к возрождению и новым возможным падениям.
Для понимания этой динамики важно вспомнить классич-ю формулир-ку теории деят-ти А.Н. Леонтьева, утверждавшего, что мотив, с одной стороны, связан с потребностью ч-ка, придающей мотиву свою энергетику, с другой же - он связывается с предметом потребности, превращаясь т.о. в цель. Мотив м. б. "опредмечен" в разных целях. Чувство голода м. удовлетворить, съев кусок хлеба со стола или заказав роскошный ужин в ресторане. Жажду славы и признания м. удовлетворить, став публичным политиком, бизнесменом или героем-любовником. В зависимости от того, наск-ко точно избранный в качестве цели предмет соответствует реальной внутренней потребности, способен удовлетворить ее, б. соответственно высока или низка энергия действий в направлении этой цели. И если анализ самих потребностей, к-рые обычно не так-то легко осознаются - это задача самых глубинных напр-ний психологии, от психоанализа до экзистенциальной психологии, то, что происходит с целями, лежит на более поверхност-м и, соответственно, наблюд-мом практич-ки невооруженным глазом уровне. Поэтому следующий наш шаг б. сделан именно в этом напр-нии - к анализу процессов постан-ки целей в бизнесе.
Целеполагание и активность в бизнесе.
Использование понятия "мотивация достижения" применительно к объяснению активности человека бизнеса "в лоб" заставляет предположить, что чем больше исходная сила мотива "хочу стать успешным бизнесменом", тем больше вероятность успешного достижения цели. Однако в практике бизнеса далеко не все участники этой игры изначально задаются подобной целью.
Действит-но, вспомним хотя бы неск-ко историй о начальных этапах вхожд-я предприним-лей в бизнес, привед-ных в предыдущей главе. Из этих историй явст-но след-т, что часть людей попала в бизнес просто случ-но, часть - под давлением обст-в, но мало кто из этих людей исходно строил наполеоновские планы о том, каким великим д. стать его дело. Реальным источ-ком актив-ти для множ-ва людей в подоб-х ситуациях выступал не ст-ко "образ жел-мого будущего", ск-ко, напр-р, отчаяние или безнадеж-ть персп-в в слож-шейся жизн-ной ситуации.
Эта ситуация, по-видимому, особенно характерна для сегодняшнего российского бизнеса, и тому есть свои причины. Одна из них, самая очевидная, неоднократно отмечалась различными авторами. Состоит она в том, что мысленно сказать себе фразу "Я хочу б. бизнесменом", - многим мешает негативный образ бизнеса и бизнесмена, культивир-шийся в социуме в течение многих 10-летий. Причем это относится не т-ко к советской эпохе. Ведь конкретизир-ть цель всегда проще, если сущест-т позитивные пр-ры, образцы для подражания, некие "идеальные другие", на к-рых нам хотелось бы б. похожими. Военный легко м. сказать себе: "Я хочу б. в своем деле не меньше, чем Наполеоном", или - Клаузевицем, или - графом Суворовым, или - маршалом Жуковым. Короче, у него есть достаточно большое кол-во позитивных образов, образцов повед-я, с помощью к-рых он м. конкретизир-ть свою цель, постр-ть свой собст-ный, подх-щий к его личност-м св-вам "образ жел-мого будущего".
В традициях российской истории бизнесмену сегодня выбирать особенно не из чего. Наиболее известные и популярные образцы предприним-ства, такие как господин Чичиков из "Мертвых душ" Гоголя или господин Бендер из "12 стульев" Ильфа и Петрова, при всей симпатии к ним, оставляют достаточно сомнительное впечатление относительно способов и рез-тов их действий, а многочисленные представители торгового сословия в пьесах Островского, от Дикого до Кабанихи, равно как и мелкие ремесленники и фабриканты в изображении пролетарского писателя М. Горького производят и вовсе ужасающее впечатление.
В рез-те, как отмечает В.Г. Рябков, опираясь на данные соотв-щих социологич-х исследований, "...больш-во наших соотечественников смотрят на предприним-ля с изрядной долей подозрения. Зачастую считают его просто спекулянтом, жуликом. Опросы населения свидет-ют о том, что глубинного поворота в отечественном сознании в сторону позитивного отнош-я к экономич-м реалиям в целом не произошло. По-прежнему многие с недоверием относ-ся к предприним-лям, бизнесменам и не видят разницы м/у понятиями "предприимчивый" и "преступный". Ведь долгое время стереотип бизнесмена как воротилы, стремящегося в целях личной наживы любыми ср-вами извлекать крупные барыши, активно внедрялся и прочно осел в сознании больш-ва людей" (73, с.12).
Но это - контекст, создаваемый общественным мнением, та среда, в к-рой прих-ся дейст-ть современному российскому предприним-лю. Конечно же, это давит на сознание, но при наличии развитой мотивации достиж-я этим контекстом в той или иной мере м. попытаться пренебречь. Проблема, однако, состоит еще и в том, что аналогичное состояние часто обнаруживается в сознании самих бизнесменов и предприним-лей. Об этом, в частности, современный исследователь этой проблемы И.В. Антоненко сообщает: "...В силу того, что долгое время личная инициатива б. наказуема, а традиции предприним-ства прерваны, в соврем-ном предприним-стве существует специфическая проблема. Отсутствие образца для идентификации приводит к кризису идентичности: люди не знают, как им б. предприним-лями, каким набором профес-льно значимых кач-в обладать. В среде бизнеса наблюд-ся хаотические попытки идентифицировать себя то с западным предприним-лем, то с отечест-ным дореволюц-ным купцом и фабрикантом, то с соврем-ным кримин-ным бизнесменом..." (2, с.3).
Подобные проблемы идентичности Ч-ка бизнеса не проходят бесследно для процессов постановки и достижения целей и способны самым прямым образом сказываться на его активности. Отсутствие позитивного образа, помогающего построить привлекательную цель, приводит к появлению другой проблемы, порождающей не менее серьезные последствия. Это проблема негативного определения целей, целеполагания через отрицание.
"Надоело жить в нищете...", "Я понял, что в моей профессиональной области у меня нет будущего и что н. заняться чем-то другим...", - подобные обоснования причин своего прихода в бизнес - типичные варианты такой постановки целей. В них четко обозначено т-ко то, от чего ч-к хочет избавиться, но нет практически никаких признаков того, к чему он хотел бы прийти. Априори, конечно же, предполагается, что хорошим рез-том д. стать нечто обратное. Но ничего глубже формулировок типа "Хочу, ч/б все б. хорошо", подозрительно похожих на "Хочу б. счастливым", в этих предполож-ях обычно нет. Следст-я подобной постан-ки целей вполне предсказ-мы.
Нам никогда не забыть давней встречи с рук-лем некогда широко известной по рекламе торговой фирмы. Расположенный на задворках остановленного и полузаброшенного завода, офис фирмы являл собой полный контраст с окружающей обстановкой: ковры, картины, мрамор, многочисленная охрана и, вместе с тем, ощущение какой-то пустоты и уныния во всем здании. Здесь практически не звонили телефоны, не ходили, как это обычно бывает, люди с бумагами, пустовали прозрачные переговорные комнаты. За открытой дверью кабинета с надписью "вице-президент" мелькнула картинка: ч-к, в унылой позе гоняющий в компьютере какую-то из популярных "игрушек". За дверью с надписью "Президент", куда нас подвел дежурный охранник, оказался ч-к в почти такой же позе и тоже за компьютером. Однако то, как он начал разговор, сразу выдало в нем делового ч-ка. Не став ходить кругами и задав лишь пару вопросов для знакомства, он заявил следующее: "У нас проблема. Мы хорошо поставили дело. Товар закупается. Машины идут караванами. Разбирается все почти с колес. Процесс отлажен, десяток ч-к на своих местах решает все вопросы. М., конечно, еще увеличить объемы и обороты, но это принципиально ничего не изменит. Нам стало скучно. Машинка крутится, деньги идут, их более чем достаточно. Надо что-то делать дальше. Скажите нам как консультанты - что делать?"
К сожалению, дальнейший разговор не удался. На наши попытки хоть что-л. выяснить о нем самом и других учредителях, их интересах и увлеч-ях неизменно следовал один ответ: "Про нас не н. Это неинтересно. Вы скажите, что делать с бизнесом". После неск-ких подобных заходов обеим сторонам стало ясно, что ситуация слишком походит на разговор слепого с глухим. Вежливо пожелав друг другу успехов, мы разошлись.
Сегодня мало кто уже вспомнит о той компании, так же незаметно сошедшей со сцены, как и множество других. Но уроки этой истории полезно понять и запомнить.
Попробуйте в качестве эксперимента спросить двоих-троих знакомых бизнесменов, зачем они занимаются своим бизнесом. Скорее всего, эти люди посмотрят на вас круглыми от удивления глазами - “не рехнулся ли ты парень?” - и ответят попросту: “Как зачем мне бизнес? - деньги делать!”
И это б. чистой правдой - но т-ко не ответом на постав-ный воп-с. Т.к. “делать деньги” - это цель, относящ-ся к природе самого бизнеса, и все люди, к-рые заним-ся бизнесом где бы то ни б., д. б. ориентир-ны на эту цель. Иначе это не бизнес. Побочные прод-ты этой деят-ти, в свою очередь, м. б. как очень хорошими (инвестиции в разв-е нац-ной экон-ки, рабочие места и пр.), так и не очень хорошими (“кап-ческая эксплуатация”, конкур-ные схватки, лоббирование и коррупция); однако само стремление к этой цели во все времена оживляло экономич-е разв-е, способст-ло станов-нию новых форм деят-ти, развивало отнош-я м/у странами, людьми и регионами и т.д.
Но задача определения цели своего бизнеса отличается от общей задачи бизнеса. У ч-ка, занимающегося бизнесом, эта общая цель бизнеса как вида деят-ти д. б. привязана к своим собственным интересам и мотивам, иначе получается, что он занимается не своим делом, а неким делом вообще и ч/з какое-то время нач-т ощущать себя "зомби", роботом, рабом своего дела. Весьма хар-рны даже внешние признаки разв-я подобных синдромов - скучающие лица людей, отсутствие блеска в глазах, когда они говорят о своем деле; проскак-щие в разговорах высказывания типа “Деньги зарабатываются, бизнес идет - но что-то не так”, “Мне стало скучно”, “Я потерял интерес”, “Вроде бы все есть, но чего-то не хватает”; среди проявлений этого синдрома также и пренебрежит-е отношение персонала к своей работе, обращение к делам “по обязанности” и вообще тот комплекс симптомов, к-рый м. б. бы назвать “неуважением к своему делу”.
Для того, ч/б справиться с таким синдромом, необх-ма более чем серьезная работа по поиску собственной позитивной цели,достижение к-рой б. бы действительно важно и значимо для данного конкретного ч-ка, и лишь затем эта цель д. быть хорошо сопряжена с законами бизнеса как деят-ти. Приведем в этой связи еще один пр-р.
Жил-был ч-к. Достаточно умный, достаточно грамотный, в чем-то оригинальный, одним словом - простой советский персп-вный инженер со страстью к изобрет-ству. Когда стало м. работать не в НИИ, где этой страсти уже не хватало ни места, ни зарплаты, а в не очень еще понятной "альтернативной экономике", он вместе с друзьями ушел туда и вместе с ними орг-зовал произ-во того, что все они очень хорошо умели делать. Со временем друзьям показ-сь более инт-сным и выгодным работать в торговле, и они более или менее спокойно разошлись, оставив каждому по его бизнесу. Наш герой, попробовав по-произв-ть то одно, то другое, в конце концов разработал прод-т, за к-рым к нему стали съезж-ся со всего большого города и его окрестностей. Люди так хотели поскорее получить то, что он делал, что даже предлагали ему взятки за то, ч/б получить это поскорее и без очереди. Пришлось найти место побольше, нанять побольше рабочих, купить побольше сырья и поставить дело на большой поток. В конце концов большое дело закрутилось, со взятками в кабинет уже никто не приходил, рабочие работали, продавцы продавали, бухгалтера отчит-лись, и все пошло своим чередом. Да так хорошо пошло, что наш герой даже заскучал. Попроб-л по-изобретать что-нибудь еще - поизобретал, все получ-ся, да т-ко делать ли - неизвестно, то ли н. это кому, то ли нет. Попроб-л поотдыхать - тоже быстро надоело. Так и жил год и другой - то поизобрет-т, то поотдых-т, то поупр-т, а дела все равно как шли, так и идут.
И считал себя наш герой если и не вполне приличным бизнесменом, то успешным деловым ч-ком. Ему б. приятно видеть плоды своих усилий в работающих цехах, загруженных людях, цифрах на счетах, осознавать те возрастающие возможности, к-рые ему дают деньги. Но при этом опыт НИИ подсказывал ему одну очень вредную идею: бизнесмен - это как начальник: один раз забрался в руководящее кресло, а дальше тебя уже очень трудно оттуда вынуть. Если только с повышением вперед и вверх.
Пока не пришел к нему в кабинет Главный по продажам и не сказал: что-то плохо стало у нас продав-ся. Народ, видно, несознательный стал или всем уже хватило, - не приходят больше. Но поск-ку как раз в это время наш бизнесмен заканчивал изобретать для души очередную штуковину, выслушал он своего Главного по продажам в пол-уха и спросил: "Ну а по регионам-то ты пробовал? Нет? Ну видишь как! Так поди и попробуй".
Опять все стихло на какое-то время, а потом приходят к нашему бизнесмену уже из бухгалтерии и говорят, что не хватает денег. На это не хватает, на то и на десятое. Удивился наш рук-ль и спрашивает: а что же регионы-то? Ему и отвечают: товару в регионы много заслано, а вот денег у них сейчас нет, и все слезно просят еще подождать. Хоть с полгода, т.к. денег всем им обещают, и как б., они тут же вернут.
Стал тогда рук-ль по ст-нам гонцов рассылать, ч/б выведали, что на рынке твор-ся, да своих помощников - менеджеров собирать, ч/б совет с ними держать, н. ли что-то делать или не н. И увидел картинку, от к-рой стало как-то не по себе. Увидел, что за то время, пока они спокойно себе прод-т произв-ли да спокойно его прод-ли, появились на рынке злодеи конкур-ты. Да не 1 и не 3, а, пожалуй, что и все 33. И не то страшно, что 33, а то, что нек-рые из них уже и так попроб-ли прод-т делать, как сами они делают, а потом и др-ю технологию купили, по к-рой прод-т получше да подешевле выходит, а нек-рые уже и вовсе на 3-й круг вышли, поставили у себя технологию технологий, к-рая все технологии переплев-т - быстро, много, дешево и кач-во недосяг-мой величины. Стали менеджеры прикид-ть - а не пора ли и нам у себя такую поставить - ан денег то и не хватает. Целый год по-старому - так, ч/б люди в очереди стояли, - н. работать, ч/б эту проклятую европ-кую технику купить. А сейчас где такие деньги возьмешь? Ситуация, как в шоферских байках говорится, из серии "сливай воду".
Но, как правильно пелось в песнях Высоцкого, "это т-ко присказка - сказка впереди". Потому что наш герой, по счастью, относился к той категории людей, к-рых надранные уши активизируют, а не выводят из строя. Александр Македонский, к-рый отбирал воинов в свою гвардию среди тех, кто краснеет, а не бледнеет перед решительной битвой, наверняка принял бы его в свои ряды.
Он стал искать выход. И вскоре понял, что проб-мы он получил потому, что внутри себя разделил "правильный", но неинтересный бизнес, и "неправильное", но интересное увлечение изобрет-ством. И что где-то эти 2 вещи прекрасно соедин-ся. Даже в той неприятной ситуации, в к-рую он попал. Потому что если быстро доработать кое-какие изобрет-я и применить кое-какие устройства, то м. ощутимо снизить себестоимость и поднять кач-во прод-ции. А значит, есть шанс вновь обрести пошатнувшееся равновесие на рынке.
Но главное, он понял, что на самом деле ему н. другой бизнес - не унылое монотонное произ-во и продажа ходкого товара, а реальное соединение произ-ва и продаж с изобретениями и разработками. Это б. его персональное, но важное открытие - что в орг-ции способов продаж тоже есть простор для изобретений. И, что действительно важно - что как раз такой бизнес ему интересен, и что здесь он не теряет, а находит себя.
Подобные случаи показывают, что негативная формулировка цели, постановка цели через отрицание практически неминуемо раньше или позже приводит Ч-ка бизнеса к потере смысла в деят-ти и, как следствие, к утрате столь необх-мой актив-ти. То же самое происходит, если предприним-ль не задум-ся об индивидуальных целях в бизнесе и удовлетворяется "очевидными" целями бизнеса как деятельности.
То обст-во, что мотив деят-ти ч-ка м. б. реализован ч/з множество промежуточных целей, порожд-т большое кол-во не менее важных и интерес-х коллизий в бизнесе. Многие из них еще б. нами рассмот-ны. Завершая обсуждение проб-мы бизнес-актив-ти в этом разделе, мы хотели бы подчерк-ть еще одну принцип-ную мысль.
Расхожий стереотип, к-рый часто возник-т при поверх-ном ознаком-нии с идеями мотивации достиж-я, сост-т в том, что ч-к исходно д. опр-ть желаемую цель, усилить ее "фокусировку и яркость", всеми сп-бами повысить ее привлекат-ть и на этом фоне ощутить прилив сил и энергии, треб-мый на всем пути к достиж-ю этой цели.
Реальная ситуация намного сложнее. Мотивы и потреб-ти - достаточно глубинные и часто скрытые от поверх-ти сознания образования ч-ской психики. Далеко не во всех случаях ч-ку исходно ясны собственные истинные инт-сы и свое призвание. Наоборот, ему естест-но в жизни преследовать "не свои", ложные по тем или иным причинам цели, добиваться их, убежд-ся в том, что рез-т не приносит удовлетв-ния, и - ставить новые цели, возможно - снова ошибочные, снова добив-ся их и снова делать в связи с этим новые открытия о себе. Такой метод "проб и ошибок" - гораздо более распространенный путь к себе, чем традиционно считается в психологии. Ч-к, прих-щий в бизнес, через какое-то время м. убедиться в том, что это - не его путь, и с большими или меньшими потерями искать себя в других сферах деят-ти. Столь же вероятны и обратные ситуации - люди, к-рые никогда не предполагали увидеть себя "капиталистами" и "эксплуататорами", внезапно обнаруж-т, что нашли себя в бизнесе, что эта деят-ть приносит им глубокое удовлетворение и позволяет реализовать потенциал, о к-ром они даже не подозревали.
Поскольку бизнес - жесткая игра, цена подобных ошибок и подобных приобретений м. б. чрезвычайно высока. Погоня за "пустыми" целями или их достижение часть стимулирует развитие у представителей бизнеса серьезных личностных проблем. "Букет" этих проблем включает в себя алкоголизм и наркомании, сексуальные расстройства, экзистенциальные кризисы, доходящие иногда до суицидальных попыток.
Однако не менее высокой м. б. и награда для тех, кто находит себя в бизнесе. Конечно, такой ч-к в разговоре с ним по традиции б. сетовать на многочисленные проб-мы и заботы, утверждать, что в существующей ситуации бизнесом вообще заниматься невозможно и так далее. Это самый подходящий момент для того, ч/б спросить его - а не хочет ли он вообще уйти из бизнеса? Ручаемся, что серьезный ответ б. отрицательным. И если серьезно поговорить о смысловых мотивах этого решения, то м. выяснить: главное, что привлекает ч-ка в бизнесе, - это крайне своеобразное ощущение внутренней свободы, независимости от многих тяжелых и давящих свойств окружающей среды, одновременно связанное с азартом риска и полномерным ощущением ответственности за свои действия и свою судьбу. Короче говоря - чувство хозяина своей жизни.