Накоплено немало данных, помогающих понимать систему невер-

Бальной связи. Словесные средства всегда сопровождаются несло-

весными [20, с. 4].

При восприятии человека с помощью наблюдения существует

Ряд отрицательно сказывающихся воздействий (которые психологу-

консультанту необходимо учитывать и стараться избегать):

- Эффект ореола — по данным характеристикам приписывание

Других.

- Эффект первичности — восприятие по первым действиям, по-

Ступкам.

- Эффект каузальной атрибуции — интерпретация причин на-

Блюдаемого факта.

- Стереотипы — обобщение, которого придерживаются члены

Одной группы относительно другой.

- Установки —- благоприятная или неблагоприятная оценочная

Реакция на что-либо или кого-либо, которая проявляется в отношени-

Ях, мнениях, чувствах и поведении.

- Предубеждения — суждение в терминах «хороший» / «пло-

хой», которое мы выносим о людях [18, с. 37].

Интервью как метод психологического консультирования.

Психолог-консультант работает с заказом (проблемой) клиента,

Он не занимается постановкой диагноза, а определяет проблему.

Интервью (по Г. С. Абрамовой) — специальный метод анализа

Уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него аль-

тернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, це-

Лей — то есть большой мобильности и широты внутреннего мира.

Надо изменить отношение к внутреннему миру — сделать его дина-

Мичным. Тема интервью должна быть выдержана строго в жизненном

Контексте клиента. Психологу следует контролировать в ходе интер-

вью возникновение личных проекций на содержание темы. Он дол-

Жен рефлексировать на тему заказа клиента.

С т а д и и и н т е р в ь ю:

\.Достижение понимания. «Привет» — установление контакта:

Показать свою позицию и выяснить позицию клиента (директивный и

Недирективный подходы). Обеспечить обстановку — кабинет, распо-

ложение, посадка, то есть условия работы: физические и психологи-

Ческие (доверие, интимность, комфорт). 5 минут.

2. Выделение проблемы. Анализ проблемной ситуации, получение

информации от клиента о его проблеме. В чем проблема? Зачем при-

шел клиент? Как видит свою проблему клиент? Какие есть возможно-

сти для ее решения? Психолог делает предположение о строении

внутреннего мира клиента: его возможности, цели, чувства, мысли,

поступки. Что сам клиент знает о своем внутреннем мире? Способы:

вопросы, «слушание», «ведение». 15-20 минут.

3. Постановка цели и задачи — желаемый результат. «Чего вы

хотите добиться?». Способы: «инструктирование», ссылка на автори-

Теты (примеры, метафоры). Важна опора на потенциальные возмож-

ности клиента — изменение ситуации (инсайт). «Я сам все понял».

Здесь может возникнуть сопротивление. Обозначение сопротивления

клиента: «Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться». Воз-

можно проговаривание позитивного поведения [1]. Это зависит от

Подхода психолога. 15 минут.

4. Выработка альтернативных способов и средств решения про-

блемы клиента. «Что еще можно сделать по этому поводу?» (Избега-

Ние ригидности). Анализ через синтез.

5. Обобгцение предыдущих этапов — от обучения к действию.

«Вы будете делать это?». Многие клиенты ничего сами не предпри-

нимают для изменения ситуации [1].

Эффект определяется теми переживаниями, которые были у кли-

Ента во время беседы. Изменение его состояния — показатель эффек-

Тивности. Отрицательный результат не должен пугать психолога,

Можно провести еще 2-3 встречи. Хорошо давать домашние задания и

Проверять их при следующей встрече. Могут быть даны рекоменда-

Ции по обращению к другим специалистам и книгам. Вербальное и

Невербальное общение.

Основные п о к а з а т е л и э ф ф е к т и в н о с т и и н т е р в ью [2]:

\. Интенциональность — количество направлений и возможно-

Стей решения проблемы, которые появились у клиента.

2. Творческое принятие решений клиентом. «Я стал другим!».

В рамках гуманитарной онтологии феноменологический анализ

Наши рекомендации