Й день: разработка программы реализации

- Рефлексия предыдущего дня: каковы основные различия в предлагавшихся пу­
тях решения проблем? Какие позиции разных групп и лиц выявились в ходе дис­
куссий? Какие различия проявились в нашей группе? Как нас восприняли дру­
гие группы? В чем причины расхождений? Насколько удалось их преодолеть?

- Характеристика ситуации в среде внедрения с точки зрения его перспектив:
что будет способствовать успеху внедрения (осознание необходимости пе­
ремен, привлекательные стороны проекта изменений и т. п.). Какие катего­
рии работников, лиц будут наиболее заинтересованы во внедрении данного
проекта изменений? Что будет препятствовать его успеху (кто-то заинтере­
сован в сохранении существующего положения, недоверие к переменам во­
обще и к предлагаемым в частности, затраты и т. п.). От каких категорий ра­
ботников, лиц можно ожидать наибольшего сопротивления внедрению про­
екта? Как им компенсировать вероятные потери? Столбики факторов (спо­
собствующих и препятствующих).

- Доработка результата. Образование "группы доводки": выделение в составе
участников работы (критерии, численность, структура); постановка задачи
группе доводки проекта до внедряемого состояния (адресат - заказчик), ха­
рактер и форма конечного документа, сроки, место работы). Взаимодействие
с экспертной группой. Роль консультантов. Задание "группе доводки".

- Реализация результата. Стратегия экспертной группы в последующий пери­
од: взаимодействие с "группой доводки"; информирование "заказчика" о
предварительных результатах, подготовка проекта приказа (постановления,
решения и т. п.). Как опереться на заинтересованный контингент? Что счи­
тать внедрением? Участие консультантов. Роль других авторов найденных ре­
шений.

Заключение:обмен высказываниями: что представляла собой наша рабо­та? Насколько успешно она прошла? Какие были трудности во взаимодействии между ее участниками? Насколько перспективна эта форма поиска решений? Можно ли было получить не меньшей ценности результаты традиционными ме­тодами (совещания, собрания, приказы и пр.)?

Пленарное собрание участников:

- доклады групп (с визуализацией);

- обсуждение и сравнение их;

- выводы.

Экспертная группа(формируется на 2-й или 3-й день)

- Взаимное знакомство: консультант, другие участники. Правила групповой
работы.

- Суть нашей задачи: чего мы ждем в конце данной работы? Продукты и ре­
зультаты. Насколько важна поставленная задача? Как мы сами ее понима­
ем? Насколько соответствует ей состав участников? Можно ли было решить
эту задачу традиционными методами (совещания, собрания, приказы и т. д.)?

- "Мы и другие": что представляют собой другие группы участников этой ра­
боты? Каковы наши статус и роль по отношению к ним? Каковы отношения
между другими группами в повседневной реальности?

- Образ заказчика: кто будет принимать результат нашей работы? Глава ком­
пании? Подразделения? Кто из них предпочтительнее? Каковы их предпоч­
тения в данной задаче? Схема: оргструктура заказчика.

- Образ результата: каким должен быть продукт, чтобы быть одобренным и
принятым заказчиком? Насколько возможен такой продукт при имеющемся
составе участников и за такое время? Схема: требования заказчика.

- Критерии оценки для выработки искомых продукта и результата: как мы бу­
дем оценивать работу групп на разных стадиях (ожидаемые стереотипы и
варианты)? Радикальность - реализуемость, новизна - понятность, долго­
срочные и близкие эффекты и прочие. Возможна ли система критериев, их
иерархия? Форма и линия нашего поведения на пленарных собраниях (выс­
тупления, взаимодействия между собой и пр.). Схема: система критериев
оценки результатов групповой работы.

Заключение:обмен высказываниями - "насколько эффективно работала наша группа сегодня".

Далее экспертная группа работает в режиме отбора предпочитаемых реше­ний на пленарных собраниях и между ними.

Эта часть - не просто часть. Она бесконечное целое, на­растающее от новых и новых добавлений, управленческих задач и консультационных продуктов к ним. Здесь Вы уви­дите, как технологизация сочетается с живой методоло­гией в реальном консультационном процессе.


Наши рекомендации