Коллегиальный компонент — К

Требовательность и контроль сочетаются с ини­циативным и творческим подходом к выполняемой



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

Коллегиальный компонент — К - student2.ru

работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии ре­шений.

Применение методики не требует индивидуаль­ного тестирования. Возможно использование в ба­тарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации со­циально-психологического климата в коллективе.

Ключ

№а б в а бв
1д к п д кп
2д к п к пд
3к п д п дк
4д п к д кп
5п д к п кд
6к д п к дп
7п к д к дп
8к п д д кп

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Соответствие личностных характеристик содер­жанию деятельности является непременным усло­вием ее успешного осуществления. Особенно важ­но такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопро­сов подбора руководителей, формирования кадро­вого резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руко­водителя. Заключение об указанных качествах ру­ководителя может быть сделано психологом на ос­новании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР).

В бланке экспертной оценки представлены 9 пси­хологических характеристик личности руководите­ля, которые диагностируются по проявлению в дея­тельности 7 признаков каждой характеристики:

1) определенность раскрывает структуру интере­сов к различным аспектам своей деятельности;

2) осознанность — осознание целей организатор­ской деятельности;

3) целеустремленность — приоритет мотивов ор­ганизаторской деятельности;

4) избирательность — способность глубоко и пол­но отражать психологические особенности кол­лектива;

5) тактичность — способность соблюдать чув­ство меры и находить наилучшую форму вза­имоотношений;

6) действенность — способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения;

7) требовательность — способность проявлять требовательность в различных формах в зависи­мости от особенностей конкретной управленче­ской ситуации;

8) критичность — способность обнаружить и вы­разить значимые для деятельности отклонения от установленных норм;

9) ответственность — способность брать на себя
ответственность за результаты своей деятельно­
сти и деятельности коллектива.
Психолог-исследователь определяет группу экс­
пертов. Группа может быть представлена всем тру­
довым (учебным) коллективом либо отдельными
его представителями. Важно, чтобы эксперты хоро­
шо знали как оцениваемого руководителя, так и ха­
рактер его деятельности.

Необходимо соблюдать однородность группы экспертов (эксперты-подчиненные, эксперты-руко­водители равного с оцениваемым ранга, эксперты-руководители более высокого ранга). В зависимо­сти от конкретных условий исследование либо может проводиться на собрании экспертов в каком-либо помещении аудиторного типа, либо психолог-исследователь встречается с каждым экспертом ин­дивидуально.

Экспертом разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю по 5-балльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выступают анонимно и бланка эксперт­ной оценки не подписывают.



Глава 2. Диагностика индивидуальных


Наши рекомендации