Физическое тело и его восприятие
Мы переходим к следующей важной теме, а именно, к области физических ощущений человека, или того, что на эзотерическом языке называется жизнью эфирного тела. Как же здесь проявляются модальности высших архетипов?
Самочувствие
Вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» — разными людьми понимается совершенно по-разному, в зависимости от той модальности восприятия своего самочувствия, к которой они привыкли и которую они считают, как правило, единственно существующей. Однако у разных людей эти модальности могут быть совершено разными.
Глобальное восприятие своего тела, точнее говоря, ощущение своего тела, свойственно большинству здоровых людей — или людей тяжело больных, болезнь которых носит общий характер или данный локальный симптом проявлен не слишком сильно, по сравнению с общей тяжестью состояния. Для этого архетипа типичны отзывы, связанные с весом. Человек говорит о своей необыкновенной легкости или, наоборот, тяжести, о подвижности или тяжеловесности: «Летаю, как на крыльях» или «еле ноги таскаю», — все эти отзывы свидетельствуют о глобальном восприятии своего тела.
Локальный взгляд, наоборот, выделяет ту или иную часть тела и сосредотачивается на ее ощущениях. Это типично, например, когда какая-либо часть тела болит. Как бы сама физиология подсказывает человеку обратить особое внимание на ушибленный палец или зловещего вида ноющий нарыв. Однако и положительного вида переживания физического плана бывают локальными. Таковы, например, ощущения после массажа той или иной части тела. Кожа приветствует воздушные и солнечные ванны, купание; отдельные мышцы и мышечные группы положительно реагируют на адекватную нагрузку. Приятные сигналы может давать и должным образом наполненный желудок. Положительные ощущения в половых органах знакомы, вероятно, подавляющему большинству людей.
Вопросы к читателю. Знакомо ли вам ощущение, когда вы почти физически «рассыпаетесь на куски»? Можете ли вы описать противоположное свое состояние? Прислушиваясь к своему внутреннему состоянию, трудно ли вам определить источник дискомфорта? Или он непостижимым образом стремится скрыться от вашего внимания? Любите ли вы жаловаться на боли и дискомфорт в различных частях тела? Или же вы склонны оценивать свое самочувствие в целом? Для самого себя, для других? Представляется ли вам приветствие «Будьте здоровы!» имеющим какой-то смысл, кроме чисто ритуального? Обнимая другого человека, важно ли для вас, как именно расположить вокруг него свои руки? Имеет ли для вас значение, в какое место целуют вас и куда целуете вы своих любимых? Во время сексуально окрашенных взаимодействий важны ли для вас переживания в частях тела, отличающихся от генитальных зон? Верите ли вы, что эрогенные зоны у каждого человека индивидуальны и что на них стоит обращать внимание в интимных ситуациях? Сохраняет ли ваше тело память о прикосновениях других людей? Какие части вашего тела наиболее обидчивы к неадекватным прикосновениям? Имеет ли для вас смысл последний вопрос?
Ощущение внешнего мира
Большой ошибкой является идея общности или одинаковости восприятия людьми внешнего мира, хотя органы чувств у нас у всех устроены примерно одинаково. Однако, несмотря на это, внутренние переживания отзывов тела на разные раздражители у разных людей совершенно различны, и эта разница больше, чем можно себе представить. Поэтому мы, как обычно, рассматриваем не только сами телесные ощущения человека от окружающего пространства, но и модальности их переживания человеком.
Глобальный архетип дает человеку склонность интегрировать полученные от внешнего мира телесные ощущения, воспринимая их в целом. Оценивая и характеризуя свои телесные ощущения, такой человек скажет: «Мне хорошо. Мне удобно. Мне приятно». Или наоборот: «Жестко, дискомфортно, неуютно». При этом, если ему некомфортно, он не притворяется, выдавая характеристику общего плана. Он действительно не замечает той конкретной причины, по которой он ощущает дискомфорт. Если переключить его на локальный архетип, то могут выясниться конкретные подробности. Например, что ему жмут ботинки, или что ему холодно, а именно, что у него замерзла шея, поскольку ее плохо прикрывает шарф, или что ему мешает сигаретный дым и что угодно еще, но пока локальный архетип не включен, глобальный интегрирует все эти частные неприятности и выдает в сознание человека лишь глобальную характеристику.
Локальный архетип, напротив, выдает, иногда с чрезвычайной точностью, место и характер ощущений от внешнего мира, то есть человек может очень ярко чувствовать ощущение от своих стоп, идя по горячему песку, или встав на колени, с необыкновенной ясностью ощутить фактуру досок, которыми устлан пол, почувствовать ветер, который шевелит его волосы, особенно прядку у правого виска, ощутить боль в глазах от чересчур ярких бликов на волнах озера. Все эти ощущения, которые у разных частей тела могут быть совершенно различными, существуют в нем одновременно и никак в его сознании не интегрируются. У него не возникает общего ощущения, свойственного глобальному архетипу. Путешествуя своим вниманием по различным частям тела, он может попадать то в райские, то в адские области, не умея выработать какого-то среднего уравновешенного восприятия.
Вопросы к читателю. Чувствуете ли вы телесный дискомфорт, изменяя среду обитания, например, выезжая на природу из города, входя в воду, выходя из нее обратно? Часто ли в вашей жизни бывает так, что вы не можете определенно ответить на вопрос, комфортно ли вам в окружающей среде? Любите ли вы контрастные процедуры (быстрые перемещения из холода в тепло, из света в тень и т. п.)? Цените ли вы стабильность своих телесных ощущений? Трудно ли вам прощаться с хронической болезнью? Радикально менять климат среды обитания? Слетать на самолете на два дня в иной климатический пояс?
Еда
Отношение к еде, привычки в еде, сами поедаемые продукты и то, как человек к ним относится, — не только важная часть в жизни любого человека, хотя он может и не придавать ей существенного значения, но и зеркало архетипов, царствующих в его подсознании. Итак, посмотрим, что и как человек ест и как он к этому относится.
Глобальный архетип воспринимает процесс еды в целом. Он требует от человека, как правило, выработки определенного режима питания и определенной схемы питания, разработки его различных аспектов, таких, например, как калорийность, витамины, минеральные соли, вывод шлаков из организма. К теме еды обычно добавляются очищение, разгрузочные дни, и все это укладывается в разнообразные универсальные схемы.
Глобальный взгляд на процесс еды, распространяясь вширь, подчиняет всю жизнь человека процессу питания. Это видно по временным меткам, которыми человек регулирует свою жизнь. Они же входят и в разговорный обиход всех людей, которые, однако, могут не придавать им прямого значения. Такие выражения как «предобеденное время», «послеобеденный отдых», «обсудим это за ужином» говорят сами за себя. Это ничто иное, как торжество глобального архетипа, наложенного на процесс еды и продолженного на всю остальную жизнь человека.
Локальный взгляд на процесс принятия пищи гораздо более демократичен и свойственен детям, для которых еда никак не выделена из общего процесса их жизни и которые склонны, как выражаются взрослые, кусочничать, т. е. в любой момент времени прокрасться на кухню, схватить вкусный кусок, немедленно его съесть и продолжить свои игры. По тому же принципу живут и многие взрослые, понимая и считая, что такое поведение неправильно, но будучи не в силах сменить его на иное. И дело тут не всегда в слабости характера, иногда виной тому и физиологические, и психологические причины. Впрочем, автор не считает, что четкий распорядок в привычках еды органически присущ человеку. Видимо, истина весьма и весьма индивидуальна. Локальный взгляд склонен выбирать тот продукт, который в данный момент кажется человеку наиболее вкусным, и, не задумываясь, его поедать. Вероятно, гурманы в большой степени ведомы именно локальным архетипом, именно он дает человеку тонкий вкус, способность разбираться в подробностях своих гастрономических ощущений и, на высоком уровне, к творению истинных шедевров этого искусства. Под локальным архетипом человек питается и голодает иногда по вдохновению, не задумываясь о калориях и сочетаниях продуктов. Идеи раздельного питания и систематического голодания, безусловно, относятся к глобальному архетипу. Можно сказать, что глобальный подход более систематичен, а локальный более искренен, и нигде это не проявляется так явно, как в привычках и предпочтениях в еде.
Вопросы к читателю. Соблюдаете ли вы жесткий режим питания, как по распорядку дня, так и в плане продуктов? Считаете ли вы это для себя полезным, необходимым, желательным, необязательным? Опишите свое поведение в ситуации, когда из командировки возвращается муж и привозит с собой из южных стран много сладких фруктов. Варианты: вы немедленно бросаетесь к ним и начинаете их беспорядочно поедать; вы делите их на несколько дней и едите их в определенное время дня; вы игнорируете факт их появления в доме, никак не меняя привычки и рацион своего питания. Поедая салат, стремитесь ли вы прочувствовать вкус всех его компонентов по отдельности или обращаете максимальное внимание на его общий вкус? В течение какого времени после еды вы прислушиваетесь к ощущениям своего желудка? Различаете ли вы оттенки чувства голода, когда организм просит вас о том или ином продукте? Бывает ли с вами так, что вы сыты одними видами пищи и одновременно голодны по другим? Склонны ли вы разделять процессы питья и еды или же совмещать их?
Внешний облик и движения
Разумеется, ведущие человека архетипы проявляются и во внешнем виде его физического тела, и в том, как он двигается, как одевается, как воспринимается окружающими. Однако, прочитать конкретно, суметь увидеть и прочувствовать влияние конкретного архетипа — это высокое искусство, которое во многом интуитивно и достигается путем продолжительной и неустанной практики. В каком ключе можно вести эти наблюдения?
Глобальный архетип проявляется в том, что тело человека, как в статике, так и в динамике, смотрится как единое целое, в котором все органично, нет ничего лишнего, выступающего, и нет ничего особо привлекающего внимание. Даже если какая-то его часть и бросится в глаза, то тут же обнаружится ее связь с другими частями и органическое единство восстанавливает видение тела как целого. То же относится и к движению. Это тело двигается таким образом, что оно органично вплетается в окружающую среду, и никакая его часть при движении не кажется лишней. Это качество, которое обозначается словами ловкость, ладность, собранность, характерно для спортсменов-многоборцев. При этом локальный взгляд может обнаружить дефекты и недостатки в любом месте тела человека, но странным образом они как бы не бросаются в глаза, не смотрятся как существующие сами по себе, а, вплетаясь в тело, как бы теряются в нем.
В своей одежде человек, ведомый глобальным архетипом, заботится, в первую очередь о некотором общем стиле, которому будут подчинены его внешний облик и движения. Этот общий стиль подбирается им в соответствии с той средой, в которой он находится. Для него есть большая разница между уличной одеждой, домашней одеждой, официальной одеждой, праздничной одеждой и одеждой, надеваемой в торжественных случаях. Когда он ее надевает, у него меняется все: и настроение, и выражение лица, и походка, и жестикуляция.
Локальный архетип дает взгляд на тело человека, как будто бы состоящее из отдельных кусков, причем некоторые из них могут очень красивы, некоторые уродливы, некоторые просто выразительны, а некоторых как бы и вовсе не предусмотрено природой, по крайней мере, взгляд на них не падает никогда. Попытка взглянуть на это тело в целом обычно обречена на провал. Настолько выразительны его отдельные части, что взор обязательно падает на них и поражается их красоте, или уродству, или своеобразию, но картина в целом складываться упорно не хочет. Когда этот человек двигается, то внимание наблюдателя также приковывается к отдельным частям его тела или отдельным жестам, повороту головы, движению ног и т. п. Понять в целом, какова его походка, чрезвычайно сложно. Когда он перемещается в пространстве, изобилующем разнообразными предметами, например, идет по лесу, пробирается через толпу, то он достаточно ярко выделяется в этом пространстве; при этом он редко вписывается в него органично, или же своим телом он ярко акцентирует те или другие части окружающей среды, например, наталкиваясь на дерево, спотыкаясь о корень и падая на него в живописной позе.
В одежде этот человек любит определенную акцентуацию, штрихи, яркие детали, бросающиеся в глаза элементы или краски. При этом уследить за всей своей одеждой в целом он совершенно не в силах, поскольку его усилия направлены на два или три момента, которые ему в данный момент представляются наиболее важными, — на шляпку, или манжеты, или галстук, — а все остальное как-то упускается им из виду. Однако то, как смотрят на него другие люди, часто не согласуется с тем, на что обращает внимание он сам, и хотя они, скорее всего, тоже будут смотреть на детали, но это будут совсем другие детали, так что они увидят его совсем по-другому. Локальный взгляд типичен при самооценке молодого человека. Он смотрит на нос или на живот, которые его абсолютно не устраивают, игнорируя то, что остальное тело бросает определенный свет на эти сомнительные части его фигуры, и такого рода взгляд, сменив архетип с локального на глобальный, удается преодолеть лишь в возрасте, когда примитивное самовыражение и самоутверждение уже не актуальны, то есть обычно ближе к тридцати или даже сорока годам; иногда, впрочем, он остается на всю жизнь.
Вопросы к читателю. Устраивает ли вас ваше физическое тело в целом? Какие у вас претензии и отдельным его частям? Реальны ли эти претензии? На что вы обращаете внимание, глядя на незнакомого человека впервые? Каков характер вашего внимания: оцениваете ли вы его целиком или же ищете наиболее выразительные детали? Каковы эти детали? Какие качества человека в целом, в первую очередь, бросаются вам в глаза? Есть ли у него какие-либо иные качества, которые, наоборот, вы просматриваете при первом знакомстве и которые вообще для вас несущественны, но существенны для других людей? Сколько раз в день вы переодеваетесь? Считаете ли вы, что мелких уродств не бывает? Верите ли вы, что общая гармоничность и привлекательность облика фигуры — ключ к успеху женщины? Считаете ли вы, что красота человека тождественна красоте его лица? Важны ли для вас подробности одежды: вашей, ваших знакомых, друзей, незнакомых людей? Способны ли вы, не скучая, разглядывать человека в течение двадцати минут, получая все новую и новую информацию о нем? Можете ли вы составить словесный портрет лица вашего мужа (жены), по которому его (ее) можно будет отличить от другого человека?