Б). Расширение литературной базы
В 50-е годы значительно, можно даже сказать, неизмеримо расширяется по сравнению с предшествовавшим периодом издательская база литературы. Перечислю здесь некоторые журналы, которые начали выходить (или возобновили свое издание после 30-х): «Юность», «Нева», «Иностранная литература», «Молодая гвардия», «Вопросы литературы», «Русская литература», «Филологические науки», «Москва» и ряд региональных журналов.
Повсеместно открывались областные книжные издательства.
В 1956 и 1957 гг. по инициативе Э.Казакевича, К.Паустовского, В.Каверина, М.Алигер вышли два номера альманаха «Литературная Москва».
Оба они – особенно второй выпуск – были чрезвычайно интересны и имеют принципиальное значение для характеристики литературы этого периода. В них были опубликованы подборка стихов М.Цветаевой, дневники Пришвина, материалы к переводам шекспировских трагедий Б.Пастернака, пьеса В.Розова «Вечно живые», рассказ А.Яшина «Рычаги», «Заметки о драматургии» А.Крона и другие произведения, вызвавшие недовольство власти. Альманах больше не издавался.
В другом альманахе» (вернее, сборнике) – «Тарусские страницы», – выпущенном в Калуге в 1961 г. при участии К.Паустовского, были снова опубликованы стихи М.Цветаевой, а также подборки стихов Н.Заболоцкого, Б.Слуцкого, Д.Самойлова, повести Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр!» и Б.Балтера «Трое из одного города» (позже она издавалась под названием «До свидания, мальчики»).
В). Литературный «ренессанс»
- В драматургии
на самом деле происходил настоящий Ренессанс. В 40-е годы драматургия буквально «заглохла». В годы войны из почти 900 написанных тогда пьес по существу одна лишь пьеса «Нашествие» Леонова представляла собой произведение настоящего искусства. Кроме нее, еще можно назвать сыгравшие значительную роль в то время, но имеющие лишь исторический интерес пьесы К.Симонова «Русские люди» (не путать с «Русским вопросом») и Н.Корнейчука «Фронт».
В 50-е годы самое яркое явление в драматургии – пьесы Виктора Розова, с которыми он входит в литературу. По его пьесе о войне «Вечно живые» был снят один из лучших фильмов мирового кинематографа «Летят журавли». В пьесах о современной молодежи («В добрый час», «В поисках радости») разрабатывается острый конфликт между отцами и детьми – молодыми людьми, которые не хотят жить по установленным старшими стандартам и ищут свой, самостоятельный путь и место в жизни.
Другой талантливый драматург – А. Володин – возрождает традицию психологической мелодрамы, которая появилась в конце 30-х годов. Именно обыкновенный человек, часто неудачник, с его несладкой судьбой, становится главным героем лучших пьес Володина «Пять вечеров», «Старшая сестра», с их тонким психологизмом.
Второе дыхание обретают драматурги старшего поколения – А. Арбузов («Иркутская история»), Н. Погодин («Третья, патетическая»).
- В поэзии
Ø «Вторая молодость» переживают поэты старшего поколения: выходят новые сборники В.Луговского, А.Твардовского, М.Светлова, Н.Тихонова, С.Щипачева, Я.Смелякова, О.Берггольц, А.Ахматовой, Н.Асеева и др.
Сильно и ярко звучит творчество поэтов-фронтовиков: С.Гудзенко, А.Межирова, С.Орлова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, Д.Самойлова, С.Наровчатова и др.
Ø Взлет молодой «эстрадной поэзии»: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина… Они называли себя «детьми 56-го».
- В прозе
Ø Принципиальное значение для развития литературы после 1956 года имел рассказ М. Шолохова «Судьба человека», опубликованный в газете «Правда» в последний день 1956-го и 1-й день 1957-го года.
В нем в предельно сконцентрированной и в высшей степени емкой форме была выражена шолоховская концепция личности и судьбы человека ХХ века.
Его иногда называют оксюморонным термином «рассказ-эпопея». И не случайно: в сжатой форме рассказа Шолохов сконцентрировал изображение судьбы человека столь драматически насыщенной и столь глубоко выразившей содержание главных событий века, что каждый из эпизодов (микросюжетов) этого рассказа вполне можно было бы развернуть в полнокровный роман.
Это действительно «рассказ-эпопея»: рассказ по форме, эпопея по содержанию.
Ø Новый этап в развитии «военной прозы».
Он ведь и открывается в 1956 г. публикацией рассказа М.Шолохова «Судьба человека», хотя собственно «военной прозой» в узком смысле этот рассказ не является: он не о войне только, он о судьбе человека и о судьбе века, жестокого ХХ века.
А в самой литературе о войне главное в тот период – рождение так называемой «лейтенантской прозы» и публикация первых повестей Ю.Бондарева («Батальоны просят огня», «Последние залпы»), В.Быкова («Третья ракета», «Альпийская баллада», «Фронтовая страница»), Г.Бакланова («Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»).
· Остро конфликтный «социально-психологический роман»: «Битва в пути» Г.Николаевой, «Войди в каждый дом» Е.Мальцева, «Тугой узел» В.Тендрякова, «Искатели» Д.Гранина.
¨ Новые грани историко-революционной темы: «Синяя тетрадь» Э.Казакевича, «Жестокость» П.Нилина, «Доктор Живаго» Б.Пастернака.
Но самое главное и новое, что произошло в литературе 50-х годов – это, вслед за «Русским лесом» Л.Леонова, – усиление и углубление аналитического и критического начал в литературе, связанной с освоением современной темы, современного конфликта и утверждением двух разных типов нравственно-эстетического идеала. Это нашло свое выражение в формировании двух новых течений в литературе, прежде всего, в прозе. О них далее пойдет особый разговор. Но прежде чем к нему перейти, следует сказать еще об одном. Развитие литературы в 50-е годы, особенно во второй половине десятилетия, происходит в обстановке и на фоне острых литературно-критических дискуссий, оживившейся литературной борьбы.