Порядок составления ауд. закл-я

Ауд. закл-ние явл-ся офиц. док-том, предназн-ым для польз-лей отч-ти. Ауд. закл-ние вкл-ет след. реквизиты: наимен-ние, адресат, сведения об аудиторе, сведения об ауд. лице, вводн. ч-ть (сведения о предост-ой и проверенной отч-ти и преиоды прв-ки), ч-ть, опис-щая объем аудита (выборочн. проверка или сплошн.), ч-ть, сод-щая мнение аудитора. Ауд. закл-ние м. б. безоговор-но «+», «+» с оговоркой, «-».

Безоговор-но «+» фин. отч-ть дает достоверное представл-е о состоянии им-ва, фин. положении и рез-тах ФХД ауд-мого лица во всех существенных положениях.

«+» с оговоркой выдается тогда, когда аудитор приходит к выводу, что невозможно дать безоговор-но «+» заключение, а влияние разногласий с рук-лем или ограничение объема аудита не настолько существенно, чтобы дать «-» заключение или отказ-ся от выражения мнения.

«-» мнение выдается тогда, когда влияние разногласий с рук-вом считается существенным. Если на этапе обощения рез-тов есть вероятность выражения «-» мнения, то рук-ль ауд. лица ставится в известность и в дог-р могут быть внесены изменения (продление срока проведения аудита)., дата подписания ауд. заключения, подпись аудитора.

1 Сущность и необходимость аудита. Аудит-незав-я проверка бух-й финн-й отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отч-ти. Несколько точек зрения относительно сущности аудита:1аудит как предприн-я деят-ть(ФЗ-119) 2Аудит как ревизион-я деят-ть-отождествляется с ревизией состояния БО и ревизией законности совершения хоз. операций и рассматривается в качестве разновидности гос. финн-го контроля.3 аудит как экспертно-консультац-я деят-ть. 4Аудит как необхо-й элемент управл-й деят-ти, связан с необход-ю обеспечения прозрачности отчетности для привлечения инвесторов. 5Аудит, по мнению президента аудит-й фирмы Руф-Аудит, это способ снижения информ-го риска для польз-й отчет-ти. 6 Аудит-система организ-х меропр-й по приведению БУ и О к требов-м зак-ва. Необх-ть аудита вытекает из:1 Потреб-ти получения достовер-й отчетности. 2Получение сведений о п/п, к-е не вводят в заблуждения пользователей отчетности. 3Проведение аудита позволяет получать соответс-е аналит-е харак-ки, к-е будут соответ-ть реальному положению дел.4 Соблюдение требов-й дейст-го закон-ва.5 Аудит-е фирмы помогают п/п в решении спорных вопросов, вплоть до выступлениях в суде.

5 Виды А.Критерии обяз-го А.Виды: 1Обязат-й А.-ежегодная обяз-я ауд-я проверка достоверн-ти БФО. Под обяз-й А. попадают след-е орг-и:а) имеющие орган-но-правовую форму ОАО б)кредитные,страховые, товарно-фондовые биржи, инвест-е фонды, гос-е внебюд-е фонды в) объем выручки от продажи к-х в предшес-м отчетному году >50млн или сумма активов по бух. балансу на н.г. > 20млн. Муницип-е унитарные п/п попадают в эту же группу. В соот. с ФЗ 307, орг-и попадающие под обяз-й А. должны заключать договора с аудит-ми фирмами по своему усмотрению. Исключения у унитарных п/п, они должны обьявить конкурс. Затраты по обяз-му А. отражаются в составе расходов по обычным видам деят-ти, в НУ эти расходы уменьшают НБ по налогу на прибыль(264). 2 Инициативный А.-проводится по инициативе собствен-в, рук-ля, гл. бух. с целью подтверждения достоверности отч-ти и ведения БУ в соотв-и с треб-ми зак-ва.Затраты по иниц-му А. не уменьшают НБ. 3 Внутренний А.-пр-ся штатными работ-ми коммер-й орг-и с целью постоянного контроля за ведение БУ и формиров-ем пок-й отч-ти (банковская сфера). 4 Обзорная проверка фин. отч-ти-его цель формирование мнения о правильности обяз-х бух-х отчетов и включении в них всей финн-й инф-и. 5 Аудит по согласованию- проводится для оценки методов работы контролир-го обьекта и его персонала.6 Операц-й А.-осущ-ся с целью разработки рекомендаций по эффективному использ-ю рес-в, увеличению рентаб-ти и инвестиц-й привлекательности компании.7 Экологический А.-проверка пр-й деят-ти с позиции природоохр-го зак-ва.

8 Сопутствующие услуги.Аудит-м орг-ям и индив-м аудиторам запрещ-ся заниматься какой-либо иной предприн-й деят-ю, кроме проведения аудита и сопутс-х услуг.К ним отн-ся: 1постановка, восстановление и ведение БФО, 2бух-е и налог-е консультирование.3 постановка, восстановление и ведение НУ, составление нал-х расчетов, деклараций. 4 АФХД орг-й и ИП, эк-е и финанс-е консульт-е.5 Управленческое, правовое консульт-е. 6 Автоматизация БУ. 7 Оценка ст-ти имущ-ва, предприним-х рисков. 8 Разработка и анализ инвестиц-х проектов, составление бизнес-планов. 9Проведение маркетин-х исслед-й.10Обучение специалистов. При этом услуги по восстан-ю и ведению БУ, по составлению БФО несовместимы с проведением обязательного аудита. Это означает, что аудит-е орг-и осущест-е эти услуги у данного аудируемого лица, не имеют право в течении 3 лет осущ-ть обяз-й аудит этого лица.

17 Аудиторские док-ва.В процессе ауд-й проверки осн-я задача аудитора подтвердить доставер-ть представл-й БФО.Аудит-е док-ва-инф-я, полученная аудитором при проверки, и результат анализа указанной инф-и, на к-х основывается мнение аудитора. В соотв. со станд. №5 устанавлив-ся единые требования к кол-ву и качеству дак-тв, к их надежности.Количеств-й мерой аудит-х док-тв выступает их достаточность.Достаточные док-ва должны обеспечивать однозначную хар-ку инф-и включенную в отчетность.Аудиторская организация должна получить доказа-ва, надлежащего характера с целью формулирования обоснованных выводов, на к-х основывается мнение аудитора.

11 Знакомство с клиентом-осущ-ся до заключения договора.Знакомство с клиентом предполагает выяснение видов деят-ти, к-е осущ-ет аудир-е лицо, наличие филиалов и структур-х подраз-й; аудит-я орг-я выясняет круг вопросов, проблем, к-е характерны для клиента и к-е в последствии необходимо учитывать. Если аудироемое лицо желает осущ-ть аудит с данной аудит-й орг-й, то она направ-ет ему письмо-приглашение. В нем лицо обязуется предоставить всю необход-ю инф-ю к проверке. В ответ, аудит-я орг-я составляет письмо обязат-во, в к-м дает согласие на аудит и при этом информирует клиента о способах проведения аудита, выявлении сущест-х нарушений. При знакомстве с клиентом аудит-я орг-я оценивает собст-е возможности по проведению качест-го аудита. Итогом данного этапа служит вывод о возможности заключения дог-ра на обязат-ю проверку.

12 Заключение договора на аудит-ю проверку-предполагает выполнение опред-х юридич-х процедур. Дог-р явл. договором возмездного оказания услуг и заключ-ся в письменной форме. При этом рез-т проверки не огаварив-ся, сущест-ми условиями дог-ра признаются: объект, период, сроки проверки, обязанности ауд-й орг-и и клиента, порядок и сумма оплаты за услуги, юрид-е адреса сторон.

13 Планирование аудита:общий план и программа-регламен-ся станд-м №3, к-й указывает на то, что ауд-я орг-я должна спланировать свою работу так, чтобы получить качест-ю проверку в установ-е сроки.Стандарт требует составления общего плана и прогр-мы проверки. Общий план зависит от спицифики деятельности аудир-го лица, масштабов его деят-ти и методики, применяемой аудитором. При разработке плана аудитор учитывает:1 Оссобенности деят-ти ауд-го лица-общеэк-е факторы и условия в отрасли, влияющие на деят-ть ауд-го лица; финан-е состояние ауд-го лица; колич-во террит-но-обособл-х подразделений и их пространс-я удаленность. 2Принимает во внимание систему БУ- наличие учетной политики и ее изм-я; влияние новых норматив-х актов; использование в ходе проверки тестов, средств контроля. 3 Риск и существенность- оценивается ожидаемые оценки неотъемлемого риска;установление уровня сущ-ти, возможность сущест-х искажений. 4 Характер, временные рамки и обьемы процедур. 5 Координация, текущий контроль и проверка выполнения работы- кол-во и квалифик-я специалистов, необх-х для проверки; привлечение др-х ауд-в к проверки филиалов, подраз-й, дочерних компаний; привлечение экспертов. На основе общего плана составл-ся программа аудита. Она определяет характер и объем аудит-х процедур по направления проверки. Программа явл-ся набором инструкций для аудитора, а также средством контроля надлежащего выполнения работ.

14Оценка уровня сущест-ти.Согл. станд. №4 аудит-я орг-я обязана оценивать сущест-ть получаемой инфор-и и сущест-ть искажений. Инф-я об активах, обязат-х, дох. и расх. признается существ-й, если ее пропуск или искажение можетповлиять на экон-е решения пользователей отч-ти. Уровень сущ-ти зависит от масштабов деятельности ауд-го лица и уровня предусм-го во внутреннем стандарте аудита орг-и. Как правило он составляет 2-5%. В рекомендован-м стандарте по оценке сущест-ти уровень сущест-ти предполаг-ся рассчитывать как ср-е арифмет-е значение важнейших показ-й отчет-ти исключая крайние значения.

Предлагаемый расчет позволяет определить уровень сущест-ти в целом по проверке. Иными словами это совокупная допустимая ошибка. Уровень сущест-ти отражает порог ответст-ти аудитора, т.е. если в последствии будут найдены ошибки, не превыщающие уровень сущест-ти, то аудитор за них ответс-ти нести не будет. Чем выше уровень сущест-ти тем ниже величина аудит-го риска. и наоборот.

15 Аудиторский риск. –субьективно определяемая вероятность того, что в процессе ауд-й проверки не будут выявленя существенны ошибки и искажения, к-е приведут к выдаче положит-го ауд-го заключения. чем выще уровень сущест-ти, тем ниже величина ауд-го риска и наоборот. Чем выше ауд-й риск тем выше ст-ть ауд-й проверки.

-неотъемлемый риск-подвержен-ть системы неточностям и ошибкам вне завис-ти от наличия структуры внутрен-го контроля. Этот риск связан со спецификой компании. -контрольный риск-вероятность того, что контрольные структуры аудир-й орг-и не обнаружат вовремя сущест-е ошибки. Он хорактеризует надежность системы внутреннего контроля. -риск необнаружения- характ-ет вер-ть того, что останутся ошибки, не обнаруженные в процессе аудита. Он зависит от квалиф-и аудитора, качества проверки.При проведении сплошной проверки-риск снижается до мин-ма.Чем больше разделов аудита осущ-ся выборочно, тем выше риск необнаружения. Обычно величина ауд-го риска 2-3%.

Аудит-я выборка

В процессе проверки нет возможности выявить все возможные ошибки и неточности, имеющие место в учете и отч-ти ауд-й орг-и. Это требует значит-х затрат времени, сопостовимых со временем формир-я отч-ти. Поэтому ауд-я проверка осущ-ся выборочно.Ауд-я выборка опред-ся стан. №16: в широком смысле-как способ проведения ауд-й проверки(в противовес сплошной проверке), в узком смысли-как перечень элементов, отобранных для проверки определенным образом из генеральной совокуп-ти, для обеспечения правильных выводов. Размер ауд-й выборки опред-ся по формуле: n=N(M*R)

n-число элементов в аудит-й выборке, N-число элементов проверяемой совокупности, M-уровень сущест-ти, R-коэфиц-т надежности (уровень допустимой ошибки).Расчеты по формуле примен-ся в случае, к-да число элементов в выборке не привышает коэф-т вариации. Аудит-я выборка не применяется если число элементов в совокупности невелико, либо применение выборки неэффективно.

Наши рекомендации