Краткие комментарии к упражнениям
Упражнения 1 - 6. В этих упражнениях с "гигантским телом" отведите достаточное время первоначальному "открывающему" и "просвечивающему" подходу так, чтобы вы действительно встретились с очень глубоким и обширным пространством. Затем продолжайте (в упражнении 6) до входа в более тонкое и включающее пространство. Это "пространство" будет позднее разработано в упражнении 10.
Упражнения 7 и 8. Эти упражнения предусматривают исследование взаимоигры тела-ума-мысли, составляющей человеческое бытие, и отношение этого взаимодействия к "пространственному" измерению. Оба упражнения необходимо выполнять в различных контекстах и ситуациях. Тогда они облегчат появление "познавательности", которое приводит нас в соприкосновение с тотальным феноменом человеческого воплощения, они также начинают раскрывать это воплощение как присутствие в пределах "пространства", "преподносимого" "временем". При условии такого инсайта мы можем культивировать более уравновешенное, здоровое и текучее (изменяющееся) понимание переживания "воплощения".
Упражнения 9 и 10. Внимание к присутствию наблюдателя (и воплощенной самости "я") продолжит этот процесс схватывания более уравновешенного и всестороннего подхода к данности видимости. Оно показывает новый, более активный вид "пространства", трансцендируя тем временем статический "вещный" взгляд на реальность. Оно также обнаруживает больше "действия времени" ("timing") как воплощающего процесса, который ведет к нашей ограниченной общепринятой реальности, в которой субъект и объект, вещи и пространство видятся различными. Такое проникновение, инсайт в "действие времени" позволяет нам понять присутствие подлинно всестороннего "пространства", пространства, которое не противопоставляется твердым непрозрачным "вещам". Высокая оценка этого "пространства" существенна, поскольку, практикуя Пространственно-Временное-Знанческое видение, мы не стараемся сбежать куда-то или достигнуть некоего особого надмирового состояния.
Если до этого момента упражнения относительно тела практиковались успешно, то способ "просвечивания" упражнений 1-5 можно применить к любому объекту, который вы хотите исследовать.
Упражнения 11 - 13. При занятии умом и мыслями так,"как это предложено этими упражнениями, переживание постепенно станет менее фрагментарным и потому больше не будет увековечивать психологический "голод", который имеет место, когда переживание ведет нас от одной вещи к следующей через обычное пространство. Посредством этих упражнений ставятся под вопрос обычные психофизические и физиологические модели сознания. Как мысли, так и их чувствуемые физиологические основания видятся при этом возникающими изнутри "пространственного" измерения. Обычно все мысли несут убеждение о наличии независимых вещей: субъекта как наблюдателя, ума, тела, мысли, предмета мысли и внешнего мира. Это убеждение подрывается интуицией (инсайтом) поля или "пространства", которое дает приют (accomodates) этому многогранному присутствию.
Упражнение 14. Благодаря практикованию этого упражнения можно выйти из всякого ментального помрачения, неспокойствия и замешательства ради более саморазвивающегося и уверенного подхода к переживанию. Такая трансценденция возможна благодаря выходу за пределы колеблющейся и озабоченной самости или "скептика".
Упражнение 15. Практикование этого упражнения в горах открывает нас к безграничной энергии, которая всегда доступна. Предыдущие упражнения показали, как ослабить акцент на ориентацию "наблюдения" и "смотрения". Горное упражнение зависит от этого процесса - от устремления внимания к "пространству" голубого неба, - а также помогает выполнять его более глубоко, что ведет как бы к питанию этим пространством.
Упражнение 16. Это упражнение помогает привнести "время", "пространство" и "знание" в исходное чувствуемое отношение с обычным переживанием. На более тонком уровне оно также помогает нам по достоинству оценить текстуру переживания самого по себе как "пространства", поддерживающую силу переживания как "времени", и "тяготения" (gravity), которая сохраняет свою центрированность и непрерывность как "знания". Подобным образом мы можем научиться видеть такие же соответствия, отраженные в более очевидных физических параллелях.
Упражнение 17. С практикой этого упражнения по свечению объекта мы можем все видеть как мерцающее "время", которое вызывает к жизни "пространство". Эта стадия отмечает сдвиг в нашей "познавательности" к "оживлению являемости". Метафора светящегося пустынного цветка не только описывает "данный вместе" аспект "овременивания", но и предлагает новый взгляд на все объекты и всю видимость.
Упражнения 18 - 22. Благодаря показу нам, как "знать" "время", практика этих упражнений несет в себе много преимуществ. Мы можем научиться рассматривать и позитивные, и негативные ситуации как "время"; и как таковые мы можем трансформировать их или даже полнее оценивать их как осуществляющееся "сходство" ("sameness"). Мы можем работать со "временем" любым способом, каким хотим, и даже можем непосредственно переживать времена, которые в общепринятом смысле были бы предназначены к бытию в прошлом или будущем (и поэтому обычно недоступны).
Мы можем развить лучшее понимание местоположения знания "я" (самости, self) в нашей ограниченной временной структуре. Живя в пределах такого ограниченного времени, мы невосприимчивы ко многим инспирирующим силам или измерениям и, таким образом, являемся объектом жизни, представляющей собой процесс крайне давящий и угнетающий. Благодаря обучению лучшему "знанию" "времени" мы можем противодействовать этой общей тенденции и можем открыться к бесконечности "времени" ради полноты осуществления.
Как только все временные перегородки спадают и "время" находится в распоряжении "познавательности", мы можем освободиться от всякого страха, беспокойства и напряжения. Даже страх смерти можно превзойти, поскольку в этом более всестороннем взгляде на "время" нет смерти. Бесконечное множество путей открыто для нас - даже направление к нашей личной смерти видится как ведущее не к реальной смерти или "концу" чего-то, присущего нашему "бытию". Пространство, Время и Знание не имеют ни одной из этих произвольных и эгоцентрических границ, и мы благодаря "знанию" имеем доступ к безусловно позитивному и всевключающему характеру Пространства и Времени.
Обычно мы относимся к жизни как к потоку трансакций (transactions, дел) и находимся всегда "в движении". В результате мы сталкиваемся со сферой, проникнутой преходящностью-скоротечностью, непрерывным изменением и разрушением. Смерть служит итогом нашего ограниченного подхода к жизни, влекущего за собой непрекращающиеся скачки от мысли к мысли, от момента к моменту. Посредством раскрытия каждой мысли и предстоянию перед Пространством-Временем- Знанием линейный- причинно-следственный и трансакционный взгляд дает способ высокой оценки, признания грандиозности Бытия в каждой вещи и как каждая вещь. Тогда преходящность сама по себе не является преходящностью. Момент смерти не влечет за собой реального ухода.
Эта весть о "бесконечном Бытии" и о "не смерти" могла бы показаться полагающей состояние "вечной жизни", жизни, длящейся бесконечно. Но эта интерпретация совсем не соответствует значению "бесконечного Бытия" или "не смерти", поскольку эти предписания предназначены открыть нас за пределы всей "я"-ориентации. Весть о "не смерти" есть послание об открытости и равновесии, которое высвобождает нас от основных тягот человеческого существования.
Упражнение 23. Двигательное упражнение помогает погрузиться в новую более полную оценку "времени" на очень конкретном, физическом и чувствительном уровнях. Обычное чувство передвижения является отличным учителем тонкого "движения" "времени", которое превосходит всякую двигательность и обнаруживает непосредственную "доступность" Пространства и Времени.
Упражнение 24. Одновременное внимание к горловому центру и звуку помогает передать измерение "овременивания" с его коммуникативным разделяющим аспектом. Этот процесс ведет к "познавательности", которая не обманывается значениями и разделениями. Следовательно, он ведет также к более здоровому и осуществляющему полноту субъектно-объектному взаимодействию.
Упражнение 25. Это упражнение поможет также открыть новое, более сокровенное субъектно-объектное взаимодействие. И благодаря противодействию общей зависимости от "стороннего наблюдателя мы можем развить больше уверенности, силы и достаточности в пребывающей близости Времени и Знания.
Упражнение 26. Это не столько упражнение, сколько само "преподнесение" нашей реальности. Рассматриваемая в качестве "представленной", реальность всегда бросает вызов самой себе на всех уровнях, обычно приписываемых ей; все структуры и структурирование, будьто физическое или психологическое, являются само-освобождающими.
Упражнение 27 и 28. Оба эти упражнения служат для противодействия ограничениям, налагаемым на нашу "познавательность"; наиболее ограничивающим из таких ограничений являются наше настаивание на индексировании познавательности и крошечное познающее "я" или "ум" и наша озабоченность быть "осознающим" конечные и преходящие "объекты знания". При достаточной практике эти уравновешивания показывают, что бесконечное Знание всегда было доступно как для того, чтобы поддержать наш обычный и ограниченный подход, так и для того, чтобы позволить нам "знать" более открыто.
Упражнение 29 - 31. Посредством работы с "видимостью" эти упражнения продолжают демонстрировать более всесторонний континуум "познавания". Мы можем обнаружить, что все является ясным и несущим в себе полноту, и можем увидеть, что нет никаких изолированных доз питания или знания, за которые нужно было бы ухватиться, подвергаясь беспокойству или риску. Осуществляющийся характер переживания ненарушаем, безмятежен, безупречен. Это правильное понимание видимости целиком "представлено", оно "здесь на земле".
Упражнения 32 - 35. Эти упражнения завершают процесс переключения на Большое Знание как изначальное. Мы можем начать видеть, что вся видимость и воплощенное присутствие несут непоколебимое мастерство и бесконечность более высоких реализаций.
Простой и приятный способ углубления вашего понимания гибкости и трехгранного характера этого видения - это размышлять над различными способами перестановки слов, составляющих титул этой книги. Многие из возможных расположений показывают сопоставления, соприкосновения, которые имеют серьезное значение в свете полного видения.
При практиковании первых шестнадцати "пространственных" упражнений прежде всего важно рассмотреть местоположение и физическое окружение. Серию "гигантское тело" следует выполнять дома в комнате, которая либо "пространственна", либо особенно чистая и свободна от помех.
Горная практика - единственное упражнение, которое по необходимости выполняют вне дома. Любое высокое место пригодно в той степени, в какой оно имеет широкий горизонт и свободный обзор. Однако важно, чтобы свет был мягким, рассеянным и с небольшим блеском.
"Знанческие" упражнения можно выполнять в спокойном контексте принятой вами практики, но их также следует выполнять и в разгар любой обычной деятельности.
В практиковании этих упражнений важно осознавать, что различные дни месяца включают в себя различные качества и потому открывают возможность разных переживаний. При работе по лунному календарю 8-й, 10-й, 14-й, 15-й, 19-й, 25-й, 30-й день и день новолу- ния каждого месяца несут особенно мощные энергии, которые можно использовать с особым успехом (осо- бенно в упражнениях по "времени"). Периоды непос- редственно перед каждым из этих дней - также хоро- шее время для практики.
Двадцатичетырехчасовой день, начиная с 5.30 до полудня, также можно разделить таким же образом, как календарный месяц, чтобы вычислить часы особо эф- фективные для практики. Важно выполнять все упражнения в различное время дня, поскольку каждое время несет свое собственное особое качество.
После ознакомления со всеми упражнениями (и их взаимодействиями) полезно один раз каждый год выбрать две или три недели для согласованной практики. Во время такого уединения нет необходимости проходить через все упражнения; выберите те, что представляют особый интерес для вас или которые оказались особенно полезны.
Практикование упражнений должно занимать от четырех до шести часов каждого дня уединения, хотя индивидуальные сессии нет необходимости устраивать дольше, чем на сорок пять минут. Особый успех придет в результате такого уединения дважды или даже четыре раза в год, но если это невозможно, ежегодного уединения будет достаточно для продолжения разворачивания видения и для перезарядки ваших источников - физически, ментально и в отношении тонкой ценности "человеческого бытия".
Если форма уединения слишком трудна или не подходит, хорошие результаты дает ежедневная практика в течение сорока пяти минут. Легкая диета облегчит продвижение инсайта во все эти упражнения, поскольку будет отношение ясности и уверенности (без ожиданий). Если появляются особые переживания, которые кажутся слишком мощными, чтобы вы смогли их вместить, или если возникают сомнения или другие препятствия, исследуйте свою практику в свете подробного перечитывания текста. Весьма вероятно, что какие-то трудности возникнут вследствие неправильного понимания или тонких "перегородок" ("разделений"), о которых предупреждалось в самой книге и которые в ней обсуждались. Если по мере продвижения вашей практики вы чувствуете, что было бы полезно получать специальное руководство, вы можете наладить контакт с Ньингма-институтом в Беркли, где регулярно проводятся глубинные семинары и тренировочные программы такого видения. В целом же, чтобы получить ответы и способствовать развитию, которые вам будут нужны, доверьтесь Пространству-Времени-Знанию.
Сноски:
_______________
* Ментальное функционирование.
** Прямо из нашего собственного бытия.
www.e-puzzle.ru