Лекция 22. Понятие и своеобразие функционирования психологии классов
Социальные классы — это большие, организованные группы людей, занимающие строго определенное место в системе экономических и общественных отношений конкретного социума (государства).
Сущность класса и его психологии.Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства. Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.
Социальный класс является одним из главных субъектов общественных отношений, и именно под его непосредственным влиянием развиваются взаимодействие, взаимоотношения и общение людей, формируются их настроения и мотивация, социальное самочувствие и удовлетворенность (или неудовлетворенность) своей жизнью и положением в обществе.
Психология социального класса — форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы.
Изучение особенностей классовой психологии должно базироваться на важнейшем методологическом положении об
обусловленности общественного сознания общественными отношениями. В любом классовом обществе отношения между его субъектами, т.е. объективные условия жизни составляющих его людей, неоднородны. При этом наиболее принципиальные, глубокие и резкие различия в положении людей обусловлены их принадлежностью к различным социальным классам. Для того чтобы научно обоснованно выявить социально-психологические характеристики социальных классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать:
1) детерминанты классовой психологии;
2) основу ее образования.
Если в качестве детерминант психологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики его представителей.
Своеобразие психологии социального класса.На характер классовой психологии значительное влияние оказывают историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, из которой пополняется данный класс, психология других классов, особенности национальной психологии. Психология класса также формируется под воздействием его идеологии, если она имеется, и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, и прежде всего господствующих.
В классовом обществе общественное сознание существует и функционирует в форме сознания классов, т.е. субъектом реально проявляющегося здесь сознания выступает не общество в целом, а классы, составляющие структуру данной общности. По этой причине для правильного понимания содержания классовой психологии необходимо знать, что представляет собой сознание класса, т.е. исторически обусловленный уровень осознания членами социального класса своего положения в системе существующих общественных отношений, а также
своих классовых потребностей и интересов. Понятие «сознание класса» характеризуется тесным переплетением политико-психологических и идеологических элементов.
Сознание класса — продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу и возможностей их существования, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Генетически сознание класса представляет собой феномен, производный от обыденной, повседневной классовой психологии — от того непосредственного, стихийного, эмоционально окрашенного и во многом случайного психологического отражения социально-экономических, политических и других условий бытия класса, которое формируется как результат освоения индивидом совокупного опыта класса, личного жизненного опыта его представителей и их общения между собой. Различающиеся условия бытия разных социальных классов порождают в первую очередь различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей. В своей совокупности они складываются в специфические, частично осознаваемые, частично не осознаваемые психологические особенности, общие для большинства представителей класса.
Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность классовой психологии. Осознаваемые элементы классовой психологии, трансформируясь определенным образом (в частности, приобретая более строгие и рациональные формы, например, в виде ценностных ориентации, вырастающих на основе потребностей и мотивов действия), составляют содержание сознания класса.
Развитие сознания класса в более конкретном выражении, подразумевающем индивидов представителей класса, объединенных в одну из составляющих класс реальных (малых) групп, включает в себя три условно выделяемых уровня:
• типологический, при котором представители класса опознают себя и друг друга по внешним признакам и фиксируют свою внешнюю схожесть, но отсутствует сознание единства и общности интересов;
• идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности, связанной общими условиями жизни и деятельности, а также потребностями и интересами;
• уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.
Продвижение по данным уровням связано с объективными и субъективными факторами. К объективным факторам обычно относятся: соотношение между собой (в рамках социальной структуры общества) различных больших и малых групп, членом которых одновременно является представитель класса; интенсивность внутригрупповых, особенно межличностных, коммуникаций, их соотношения с межгрупповыми и надгрупповы-ми коммуникационными процессами; уровень социальной мобильности группы, возможность перехода изданной труппы в другие. Субъективные факторы характеризуются развитостью групповой организации (наличие классовой партии, профсоюзов и т.п.); способностью к созданию группой своей общности («закрытые», с сектантским типом сознания, и «открытые» группы); наличием и развитостью групповой идеологии.
В основе классовой психологии лежат потребности и интересы класса. Из этого следует, что противоположность классов выражается прежде всего в противоположности их потребностей и интересов, что обусловливает, с одной стороны, тенденцию внутриклассового сплочения, а с другой — межклассового размежевания. Отражая отношения собственности через потребности и интересы, любой класс или межклассовая группа формирует (соответственно своему месту в системе общественного производства и социальной роли) целую надстройку других социально-психологических явлений: чувств, настроений, привычек, традиций и т.д.
Психология социального класса выступает как выражение духовной общности его интересов, взглядов, представлений, чувств. На низшем уровне эта общность выражается в сходстве социально-психологических характеристик представителей класса, отражающих общность условий их бытия и социального положения. На более высоком уровне она определяется осознанием представителями класса своей принадлежности к нему и отличием себя от других, т.е. принадлежащих к иному образованию. Самым высоким уровнем духовной общности представителей класса является классовая солидарность, характеризующаяся единством убеждений и действий, взаимопомощью и поддержкой членов класса и основывающаяся на
общности классовых интересов, их готовность к совместным действиям во имя этих интересов, достижения целей класса. Классовая солидарность формируется не сразу, не вдруг, а в процессе достаточно длительного развития класса.