Методические модели процесса обучения

На семинарах по дисциплине «Юридическая психология» применяются следующие методики:

- устный опрос и письменный экспресс-контроль - с целью определения знаний обучающихся;

- подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия - с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся;

- решение ситуационных учебных задач в ходе семинара с использованием, как действующих правовых актов, так и психологических особенностей их применения - с целью активизации мыслительной деятельности.

Каждая тема, предлагаемая на семинар (практическое занятие), начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения обучающимися основных понятий и категорий. Эти вопросы не дублируют вопросы лекции, а формулируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание обучающихся на наиболее важных и трудных для усвоения проблемах данной темы.

Методика проверки теоретических знаний может быть различной: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д. Главная задача этой части занятия заключается в развитии у обучающихся навыков осмысления правовых и психологических понятий и категорий. Основное содержание второй (практической) части занятий составляет решение предлагаемых ситуационных задач (казусов). Методика решения задач следующая: ознакомившись с условиями конкретной задачи, обучающийся должен, прежде всего, уяснить юридический и психологический смысл ситуации, а затем найти целесообразные пути ее решения. На этой основе формулируется ответ на поставленный вопрос. Однако ответ не должен быть формальным (типа «да» - «нет»), необходимо, чтобы он содержал юридическую мотивировку. Кроме обсуждения теоретических вопросов и решения ситуационных задач на практическом занятии могут быть предложены обучающимся краткие задания тестового типа.

Методы активизации мыслительной деятельности обучающихся: разрешение конкретных сложных и актуальных ситуаций в маленьких группах на основе знаний правовых норм и психологических закономерностей непосредственно на занятии; деловые ситуационные игры и др.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных систем, а также выполнение домашних заданий, написание рефератов, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачету и экзамену.

Формы контроля.

Текущий контрольпроводится на практических и семинарских занятиях. Степень усвоения теоретического материала, умение решать ситуационные учебные задачи на основе полученных знаний учитываются преподавателем при выставлении оценок.

Итоговый контроль осуществляется на зачете в 6-м семестре обучения.

III. Содержание курса

БЛОК I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Модуль 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии, как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления ее развития.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией, ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания, ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным, гражданским правом, и процессом, криминалистикой и криминологий, оперативно-розыскной деятельностью. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

БЛОК II. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль 2. Психология личности в правоохранительной деятельности. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивидуальность, личность, субъект деятельности. Структура личности, биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности

Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектами правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процессов. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы - основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.

Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Свойства нервной системы, темперамента как составные части человеческого фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изучение и учет свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Наши рекомендации