Как справиться с трансом внутреннего диалога
Шаг 1. Осознайте ваш внутренний диалог и запишите его.
Например:
— Не верь людям.
— Не замыкайся в себе.
— Оставь меня в покое.
Шаг 2. Чьи это голоса?
Мамы, папы, дяди, тети, учителя, брата, сестры, бабушки, дедушки.
Шаг 3.
а) Намеренно создайте голоса.
б) Перенесите голоса в левое ухо.
в) Перенесите голоса в правое ухо.
Шаг 4. Осознайте, какие чувства вызывает у вас тот или иной голос. Запишите, что вы чувствуете.
Шаг 5. Включайте и выключайте запись голосов, пока вы не научитесь делать это достаточно легко.
Шаг б. Наблюдайте за каждым голосом и осознавайте, что вы (наблюдатель) существуете независимо оттого, есть эти голоса или их нет.
Очень часто сопротивление родителям — единственный способ для ребенка выжить и остаться самим собой. Тогда создается субличность бунтаря или изгоя. От них очень трудно избавиться, так как че ловек считает, что без внутренних бунтаря или изгоя он станет совершенно беззащитным, не сможет отстоять собственную индивидуаль ность и будет уничтожен. Пробуждение наблюдателя помогает освободиться от этих субличностей, так как вы встречаетесь с самим собой, пребывающим за пределами созданных вами бунтаря или изгоя.
Резюме
Одна из самых важных вещей при работе с собой или другими — научиться осознавать внутренний диалог и справляться с ним. Внутренний диалог — основа проблемных и болезненных состояний. По ка человек не свободен от власти внутреннего диалога, он не может вырваться из семейных трансов, особенно от транса переноса. Наблюдатель записал голоса мамы и папы, но в настоящее время их воспроизводит внутренний ребенок. Пока наблюдатель спит, он не отвечает за них. Проснувшись, наблюдатель способен прекратить транс вн треннего диалога.
Глава 8
Вытеснение: не видеть того, что есть
Вытеснение — состояние транса, при котором человек не видит окружающего или не слышит сказанного. Этот вид транса создается наблюдателем для защиты и поддержки ребенка и сохранения его индивидуальности.
Вытеснение становится проблемой по мере того, как транс вытеснения становится все более автоматическим. Внутренний ребенок по-прежнему не видит происходящего, скрывая его в тумане.
Представим себе, например, маленькую девочку, которая не хотела видеть, как отец оскорбляет и бьет ее мать. Через много лет она по-прежнему не замечает проявлений интимности от совершенно безопасного партнера, либо выбирает партнера, который будет оскорблять и бить ее. Важно понять, что туман, помогавший в свое время ребенку выжить, не создает полной безопасности. Какая-то часть ребенка все равно видит происходящее. Так появляется внутренний ребенок, имеющий две стороны: одна из них создает туман. Другая видит, что скрывается за пеленой тумана. Взрослая женщина под воздействием транса продолжает привлекать в свою жизнь сцены, подобные скрытой в тумане, совершенно не понимая, почему она так поступает. Даже если взрослая женщина хочет близости и доверия — внутренний ребенок вытесняет их. Следует еще раз отметить, что если женщина выбирает мужа, который бьет ее, — значит, либо ее били в детстве, либо она видела, как бьют ее мать. Поэтому транс вытеснения — не выход. Внутренний ребенок создает знакомые с детства ситуации, даже если взрослый не хочет этого; а наблюдатель в это время спит.
Искаженное понимание
Приведем пример кинестетического вытеснения, создающего искаженное понимание. При насилии ребенок сначала чувствует боль. Если опыт насилия повторяется снова и снова — ребенок может начать трактовать насилие как удовольствие, страсть или любовь. Такое искаженное понимание приводит к тому, что ощущения блокируются, и ребенку кажется, что его здесь нет. Это объясняет болезненное пристрастие к мучительным и оскорбительным отношениям. Неудивительно, что дети, подвергавшиеся насилию, вырастая, либо становятся насильниками, либо продолжают оставаться жертвами. Внутренний ребенок принимает этот насильственный секс за любовь, страсть или, что еще хуже, — за «то, чего я заслуживаю».
У меня была пациентка, которую муж насиловал несколько лет. Ее гинеколог спрашивал ее, подвергалась ли она насилию, так как у нее были разрывы матки. Хотя ей совсем не нравилась ее сексуальная жизнь, она считала, что «заслуживает именно этого».
Я был знаком с мужчиной, отец которого был священником. Он часто уводил сына в подвал, снимал с него штаны и порол его. Мальчик чувствовал ужасную боль, но постепенно начал считать свои ощущения приятными. Спустя много лет он был вовлечен в садо-мазохист-кий секс. После того, как он попал в больницу, он понял, что его стремление испытывать боль, доставляющую сексуальное наслаждение, зашло слишком далеко. Он оказался в ситуации, опасной для жизни. После многих терапевтических сессий он начал вспоминать вытесненные из памяти сцены. Он вспомнил, что отец, избивая его, занимался при этом онанизмом. Внутренний ребенок вытеснил боль от побоев и назвал ее удовольствием, потому что это было единственным способом получить любовь и привязанность папы. Через много лет он решил, что единственный способ добиться сексуального наслаждения и любви — позволить бить или мучить себя.
Вытеснение происходит, когда ради выживания ребенку нужно не видеть, не слышать, не чувствовать, не знать (см. главу 12 «Амнезия»). Вытеснение затем может продолжаться в отношениях с мужем, женой, детьми, друзьями. Например, муж-алкоголик, оскорбляющий жену, может требовать, чтобы она не замечала его пьянства и жестокости. Это может совпадать с требованиями ее родителей: «Не смотри на папу, когда он пьян».
Часто наблюдатель копирует внутреннего ребенка матери, которая не замечает отцовского пьянства. Внутренний ребенок считает, что лучший способ справиться с пьянством — это поступать как мама: ничего не замечать. Дочь копирует внутреннего ребенка матери. Повзрослев, она точно так же не замечает пьянства собственного мужа. Часто я спрашиваю пациентов: «Кто послужил образцом для этого транса?» или «Кто демонстрировал эту технику выживания?».
Привычка к вытеснению настолько сильна, что человек не в состоянии понять, почему его отношения с близкими людьми полны боли. Чтобы понять, как происходит вытеснение, нужно разобраться в том, как люди создают свою внутреннюю реальность. Создание тумана, вытеснение, отрешенность только поддерживают проблему. Почему? Потому что стратегия вытеснения не создает настоящей безопасности. Какая-то часть ребенка видит насилие и жестокость и воспроизводит их для того, чтобы другая часть могла вытеснять их! Следует задать себе вопрос: «Как я могу разрешить проблему, если я не вижу происходящего? Как я смогу прекратить мучительные отношения? Какой транс связан с моей проблемой?».
Все мои пациенты, обладавшие пагубными пристрастиями, находились в трансе вытеснения. Чтобы сохранить симптом, им приходилось продолжать поступать так же, как в детстве, — вытеснять какую-то часть реальности. Вытеснение могло быть визуальным, аудиаль-ным, кинестетическим (искаженные ощущения), интеллектуальным (амнезия). Очень важно признаться себе в том, что вы не видите, не слышите, не ощущаете происходящего с вами. Когда способность к вытеснению недостаточно сильна, на помощь могут прийти алкоголь и наркотики.
Например, если пациент говорит: «Я знаю, вы осуждаете меня», — >его внутренний ребенок одновременно и вытесняет окружающую реальность, и предвосхищает будущую катастрофу. Он не видит меня здесь и сейчас. Если я скажу: «Вы сегодня прекрасно выглядите», — пациент вытеснит то, что он услышал.
Я лечил алкоголичку, использовавшую вытеснение в детстве. Позже она продолжала вытеснение, что очень испортило ее отношения с окружающими. Это неудивительно. Вытеснение стало ее наркотиком, ее трансом. Ее пьянство было связано с вытеснением. Чтобы продолжать пить, ей необходимо было не видеть окружающий мир.
Как упоминалось раньше, одна сторона внутреннего ребенка вытесняет отцовское пьянство, а другая видит его. Эта женщина создавала ситуации, в которых либо другие люди пили, а она этого не видела, либо она пила, а другие этого не видели. Конечно, когда мы приближались к пьющей части, туман становился плотнее. Почему? Потому что обе части действуют вместе — затуманивающая и пьющая. Они обе принадлежат одному и тому же внутреннему ребенку.
Вытеснение тела
Этот вид вытеснения лучше всего пояснить на примере. Недавно я работал с женщиной, подвергавшейся в детстве сексуальному насилию. Боль была такой невыносимой, что она попыталась вытеснить из памяти своего отца. Это не получилось, и тогда она вытеснила себя. Иными словами, она попыталась скрыть в тумане отца, а когда она не смогла этого сделать, то сама скрылась в тумане, пытаясь стать невидимой. Когда она пришла ко мне на лечение, она рассказала мне, что, глядя в зеркало, не видит собственного тела. Оно исчезало в тумане! Я много раз наблюдал, как дети после насилия пытались стать невидимыми, погружаясь в туман. Ребенок не может сделать невидимым насильника, поэтому он застывает, сделав невидимым свое тело.
Терапевтический подход
Моя стратегия заключается в том, что я прошу пациентов смотреть на меня. Это прерывает их детский транс и переносит в настоящее время. Когда они смотрят на меня, они не чувствуют себя одинокими.
В моем присутствии вытеснения не происходит. Если пациент связан со мной, как он может оставаться одиноким? В этот момент мы находимся рядом. Если он вытесняет меня и уходит в детский транс, то снова чувствует себя одиноким, потому что превращается во внутреннего ребенка и переносится в прошлое. Вы можете чувствовать одиночество, если находитесь в трансе внутреннего ребенка, потому что вы не видите, не слышите, не чувствуете и не понимаете того, что происходит сейчас. Внутренний ребенок отрезает вас от контакта с настоящим и ввергает в состояние одиночества в прошлом.
Принцип 4
Чтобы внутренний ребенок мог перенести восприятие из настоящего в прошлое, он должен прервать контакт с настоящим. Поэтому возникает чувство одиночества, отчуждения, непонимания и т. д.
В предыдущем примере сексуально оскорбленная женщина вытесняет неприятные моменты в своих любовных отношениях. Занимаясь любовью, она вытесняет своего партнера. Она не слышит, как он говорит: «Я хочу быть твоим другом и время от времени — любовником». Он ясно объясняет, чего он хочет. Она вытесняет его сообщение и фантазирует: «О нет, он не мог сказать этого, на самом деле он имел в виду совсем другое…» Отметим, что вытеснение и фантазии действуют вместе. В описанном выше сценарии: «Я знаю, что на самом деле он имел в виду совсем другое…» — она продолжает оставаться в трансе; вернее, транс внутреннего ребенка, созданный наблюдателем, отрезает ее от контакта с настоящим.
Следующий шаг