Обследования детей дошкольного возраста 3-5 лет

Многолетний опыт работы по психолого-педагогическо­му изучению детей дошкольного возраста с использовани­ем представленных методик свидетельствует о том, что показателем умственного развития ребенка являются об­щие интеллектуальные умения: принятие задания, пони­мание условий этого задания, способы выполнения — ис­пользование практической ориентировки (метод проб или практического примеривания), обучаемость в процессе ди­агностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отноше­ние к результату своей деятельности.

В соответствии с этими показателями и количеством баллов обследуемых детей можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу(10—12 баллов) составляют дети, кото­рые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познаватель­ных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы ди­агностики.

Во вторую группу(13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные ор­ганизовать самостоятельную игру, а охотно включающие­ся в организованную взрослым; отмечаются некоторые про­цессуальные действия с игрушками.

При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентиров­ке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Актив-пая речь этих детей характеризуется отдельными словами пли звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматич-1шя, малопонятная для окружающих.

Показатели обследования этой группы детей говорят о. лначительном недоразвитии общих интеллектуальных уме­ний. Эти дети также нуждаются в комплексном изучении с использованием клинических методов.

Третью группу(24—33 балла) составляют дети, заинте­ресованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить са­мостоятельно предметно-игровые действия.

В процессе выполнения практических задач они поль­зуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обуче­ния с заданием справляются. У них, как правило, име­ется собственная речь: в основном это лепет либо отдель­ные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тща­тельном обследовании слуха и речи.

Четвертую группу(34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполне­нии практических задач эти дети пользуются практиче­ской ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих де­тей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Результаты психолого-педагогического обследования по­дробно фиксируются в протоколе обследования познава­тельного развития детей дошкольного возраста (см. При­ложение 1.1). Кроме того, эти результаты можно представить в виде таблиц (см. табл. 6, 7).

Таблица 6 Результаты обследования детей 3—4 лет

№ п/п Наименование задания Оценка в баллах по группам
Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
Поиграй
Коробка форм
Разбери и сложи матрешку
Группировка игрушек
Сложи разрез­ную картинку
Достань тележку
Найди пару
Построй из кубиков
Нарисуй
Сюжетные картинки
Общий балл

Таблица 7 Результаты обследования детей 4—5 лет

№ п/п Наименование задания Оценка в баллах по группам
        Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
Поиграй
Коробка форм
Разбери и сложи матрешку
Дом животного
Сложи разрез­ную картинку
в Угадай, чего нет
Посчитай
Построй из палочек
Нарисуй человека
Расскажи
Общий балл
                     

Наши рекомендации