Пространственные способности

Перцептивные способности

Память

врожденные задатки развитые способности

I. <<•* i-хема 19.2. Виды иуровни развитияспособностей



                         
    Пространственные способности - student2.ru
 
    Пространственные способности - student2.ru
 
    Пространственные способности - student2.ru
    Пространственные способности - student2.ru
 
  Пространственные способности - student2.ru
    Пространственные способности - student2.ru   Пространственные способности - student2.ru
 
 

Пространственные способности - student2.ru

Персоналии

J

Франц Галль(1758 - 1828) - немецкий врач. Создал френологию как учение о локализации в различных извилинах больших полушарий головного мозга человека егопсихических свойств.

Борис Михайлович Теплое(1896 -1965) - советский психолог. Разработал психологическую концепцию способностей. Создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, которая способствовала созданию нового междисциплинарного направления - дифференциалыюй психофизиологии.

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ

ОБЩИЕ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

I

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

п/ирГнность

ТАЛАНТ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ





 
  Пространственные способности - student2.ru

I

Тема 20. Мотивация

Потребность- состояние индивида, создаваемое

испытываемой им чуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

_Мотив— побуждающий и определяющий выбор

направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

Мошнация - побуждения, вызывающие активность

организма и определяющие ее направленность.

@ Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

fctj Интерес- форма проявления познавательной потребности,

ооеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

(ytj Склонности— избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься, и характеризующаяся по сравнению с интересом более устойчивым характером.

Убеждение- осознанная потребность личности,

побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

фО Идеал— образец, нечто совершенное, высшая ступень устремлений человека.

@ Диспозиция- готовность, предрасположенность личности к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. К ним относят установки, аттитюды, ценностные ориентации, стереотипы, нормы, традиции.

(yi) Установка— готовность, предрасположенность субъекта,

возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Аттитюд (социальная установка)- предрасположенность

личности воспринимать, переживать и действовать в отношении определенных социальных объектов (ситуаций взаимодействия, других людей и т.д.), сложившаяся в результате неоднократного повторения удовлетворения потребностей в одинаковых условиях.


11-1 ..оналии

Виктор Эмиль Франкл(р. 1905) - австрийский психолог. Автор концепции логотсрапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Выделял три измерения человека: биологическое, психологическое и духовное. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую рольв детерминации повеления.

Абрахам Харольд Маслоу(1908 - 1970) -американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших проявлений (любви, творчества и др.). Создал иерархическую модель мотивации, в соответствии с ко юрой высшие потребности могут направлять поведение им итнда лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие пофебности.

Блок-схема 20.1. Виды потребностей

OPI АНИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Пространственные способности - student2.ru

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

■ ОЦИАЛЬНЫЕ ИмИ'И.НОСТИ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ





Пространственные способности - student2.ru Блок-схема 20.2. Иерархия потребностей по А. Маслоу

па 20.4. Дисптиционная концепция регуляции ■ ••циального поведения личности (по В.А. Ядову)



Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru Пространственные способности - student2.ru РЯД

НИ1ЧПНО-еттй

ИЕРАРХИЯ ДИСПОЗИЦИЙ

УРОВНИ УСЛО­ВИЙ УДОВЛЕ­ТВОРЕНИЯ

УРОВНИ СО­ЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ



 
  Пространственные способности - student2.ru

МОСТИвклю-I в социаль- .||«ЛуВ1ШР0- нмысле

Жизнедея­тельность в целом

Поведение

Пространственные способности - student2.ru САМОРЕЛ- \ \ ЛИЗАЦИИ

ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕ НИИ (шап*,т~, при лв»Нкомлетеншостм)

ПОТРЕБНОСТИ В ПРИВЯЗАННОСТЯХ ЛЮБВИ, В ПРИЧАСТНОСТИ К ГРУППЕ

ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ (физической и психологической)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (■ пище, питье, кислороде)

Блок-схема 20.3. Мотивы в структуре деятельности

■или ак-i т.таких 1— 'я* рабо-i 4W- **♦**

-зг

Направлен­ность личности

Различные сферы социальной дея­тельности (труд, досуг, семья)

<



Пространственные способности - student2.ru

£

Мотивы -

побуждение деятель­ности человека

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

— активность, направленная на удовлетворение потребностей

ДЕЙСТВИЯ

— относительно закончен­ные элементы деятельно­сти, направленные на дос­тижение промежуточных целей, подчиненные обще­му мотиву

ЦЕЛИ -то, на что направлена непосредственно дея­тельность

»по

И яна'гиир П РВДЯЛУ

•Him

Социальные установки

Групповое общение

<

Предметные ситуации

Поступки

—"

\



                       
    Пространственные способности - student2.ru
      Пространственные способности - student2.ru
        Пространственные способности - student2.ru
 
      Пространственные способности - student2.ru
  Пространственные способности - student2.ru   Пространственные способности - student2.ru
 
 
 

<

ОПЕРАЦИИ

— частные акты действия

Установки

N

Простейшие поведенче­ские акты



Пространственные способности - student2.ru 72

7!

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 С

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук, думка, 1989. -197 с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-мстод. материалы к курсу «Общая психологи»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.

4. ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в психологию.—М.:ЧеРо, 1996.—336 с.

5. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. -М.:Мир, 1996.

6. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 192 с.

7. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 320 с.

8. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977.-527 с.

9. Немов Р.С. Психология, учеб. для студентов высш. пед. Учеб. Заведений, В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования / Сост. ЕЛ. Рогов. - М: ВЛАДОС, 1995. -448с.

П. Петровский А.В. Введение в психологию. — Москва: Издательский центр «Академия», 1995. — 496 с.

12. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.

14. Саморегуляция и прогнозирование социального повеления личности. — Л.: Наука, 1979. — 264 с.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.

16. Myers D.G. Psychology. New York: Worth Publishers, Inc. 1989.-623 p.

|

Справочное издание

Дыгун Михаил Александрович

ОПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ:

основные понятия, персоналии, блок-схемы

Редактор С. Н. Жеребцов

Художник Т. Н. Кулеш

Компьютерная верстка Е. П. Дыгун

Корректор И. Л. Гречанникова

Сдано в набор 21.12.2000. Подписано в печать 22.11.2001.

Формат 60x84/16. Бумага офсетная № I.

Гарнитура "Тайме". Печать трафаретная.

Усл. печ. л. 4,4. Уч.-изд. л. 1,5.

Доп. тираж 1000 экз. Заказ 1183.

Налоговая льгота — Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-98, ч. 1; 22.11.20.600. Издательский Дом "Белый Ветер" Лицензия ЛВ № 20 от 30.07.1997. 247760, Мозырь, Советская, 198.

Отпечатано в Издательском Доме "Белый Ветер"

Лицензия ЛП № 329 от 04.01.99.

247760, Мозырь, Советская, 198

Тел./факс (02351) 2-51 -03,4-36-52.

e-mail: [email protected]

Наши рекомендации