Особенности взаимоотношений психолога-практика с лицами, обратившимися за психологической помощью
Клиент |
Схема 17. Возможные позиции по отношению к практическому психологу как специалисту
Основные понятия:
Работа практического психологаориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.
Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные позиции людей: клиент, заказчик, пользователь (Г.С. Абрамова).
Клиент– человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик– человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информацию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.
Пользователь– человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказчика на нее.
С N
Психолог-f консультант ^
Заказчик /клиент
\
\
\
\
\
\
\
\
\
Психолог-эксперт
Схема 18. Основные позиции психолога-практика по отношению к клиенту/заказчику
Основные понятия:
Особенности взаимоотношений психолога и заказчика/клиента устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: учителя, консультанта, эксперта (Ю.М. Жуков).
Заказчик/клиент– руководитель организации или частное лицо, обратившиеся к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними.
Психолог-учитель– позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая передачу специальных знаний, необходимых для эффективной организации его деятельности, до начала ее осуществления.
Психолог-консультант– позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая предоставление знаний и опыта в необходимых на данный момент объемах и формах в процессе непосредственной деятельности клиента.
Психолог-эксперт– позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая проведение психологической экспертизы, т. е. оценки с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, события, проекта и пр. после завершения клиентом некоторой работы.