Направления будущих исследований
В этой главе мы остановились на нескольких основных проблемах кросс-культурной клинической психологии. Клиническая психология распространена сейчас во все мире, но ее родиной были США. Поэтому она отражала именно американские потребности и представления в сфере клинической оценки, концептуализации психических расстройств и лечения. Позднее, по мере того как получал все более широкое признание фактор культуры, появлялось все больше проблем. Как можно добиться валидности инструментов клинической оценки при их кросс-культурном применении? Представляют ли собой психические расстройства в разных культурах единые в основе феномены, различие между которыми состоит лишь в разных симптоматических проявлениях, или в разных культурах имеют место разные психические расстройства? Как разработать эффективные методики лечения, которые можно применять в разных культурных группах? Несмотря на то что все эти проблемы еще не решены, давайте подумаем о будущих исследованиях и их проблематике.
Во-первых, культура и этническая принадлежность ставят перед нами вопро-cbj, касающиеся понимания людей. Если задача психологической науки состоит в выявлении общих принципов поведения людей, она должна изучать разные культурные группы. Господство американской психологии привело к тому, что в большинстве исследований в качестве испытуемых использовались именно американцы. При этом они представляют менее 5 % всего мирового населения. В будущем исследователи, скорее всего, будут все чаще заниматься изучением населения за пределами США. Кросс-культурные исследования развиваются, и их значение получает все более широкое признание (Segall et al., 1998). За пределами США уровень проведения таких исследований будет все более высоким, и все чаще будут проводиться кросс-культурные сравнения для проверки универсальности и применимости полученных данных. Этнокультурные теории, берущие начало в разных культурах, видимо, продолжат свое развитие, а незападные культуры начнут решать свои проблемы, обращаясь к американской психологии. В США продолжится изучение различных культурных групп.
Во-вторых, важным результатом проведения психологических исследований с учетом фактора культуры станет возможность подготовки психологов к решению таких проблем, как культурные отклонения и предубеждения, выбор методики кросс-культурных исследований и выявление черт культурного сходства и различия. Все более важным аспектом научно-исследовательской работы будет осознание культурной ограниченности инструментов оценки, etic- и етшс-подходов, подходов к разработке методик кросс-культурных исследований. То есть компетентность исследователей в сфере культуры будет расти.
В-третьих, исследователи должны более четко определять универсальность или культурную специфику данных и теорий в связи с конкретными культурными группами. Сегодня отчеты об исследованиях часто содержат оговорки, предупреждающие, что полученные данные нуждаются в проверке в различных группах населения. В связи с развитием кросс-культурных исследований такие формальные заявления должны будут наполниться реальным значением и превратиться в принцип. Теории, которые получат подтверждение при исследовании разных культур
и групп населения, будут гораздо более ценны и важны, чем те, в основе которых лежит работа только с одной культурной группой.
В-четвертых, при разработке методов лечения и предупреждения заболеваний будет уделяться большее внимание данным научных исследований. В США существует «эмпирически-ориентированный» подход, требующий, чтобы оценка методик и программ лечения делалась на основе эмпирических данных. Например, исследователи признают эффективными только те методики лечения, которые прошли эмпирическую проверку. Такой подход, видящий в исследовательской работе ориентир для клинической практики, будет все шире распространяться во всем мире. Безусловно, при этом неизбежны разногласия между взглядами ученых и народных целителей, практика которых осуществляется на основе интуиции, духовного начала и веры, а не опирается на данные научных исследований.
В-пятых, кросс-культурные сравнения и определение роли культурных факторов повлекут разработку новых подходов и методик, позволяющих глубже понять характер культурных феноменов. Так, Мацумото (Matsumoto, 1999) подвергает сомнению идеи Маркуса и Китаямы (Markus & Kitayama, 1991), касающиеся культуры и личности. Он говорит о том, что необходима проверка интерпретации с точки зрения культуры, при этом необходимо использование новых, передовых методологий. Такие методологии предполагают: более широкое обращение к качественным методам и большую гибкость в подходе к изучению различных культур; разработку стратегий, включающих разнообразные методы, в том числе самоотчеты, анализ поведения и наблюдения на личностном уровне, одновременно обеспечивая учет надличностных факторов, в частности экономических, религиозных, демографических и социальных переменных. Кроме того, соприкосновение с иной культурой расширяет возможности сотрудничества и взаимообогащения ученых, представляющих разные культуры.
В-шестых, менее острой станет оппозиция молярного (культурного) и молекулярного (личностного или биологического) уровней в исследовании поведения человека. Данные, свидетельствующие о значимости обоих уровней, будут способствовать формированию более многоаспектных и творческих теорий поведения и психического здоровья.
В-седьмых, исследования различных культур и обществ, по-видимому, и далее будут вызывать полемику и разногласия в оценках. Мы видели, какие горячие споры шли по проблемам предубеждений в ходе клинической оценки, универсальности психических расстройств, эффективности методов лечения и др. Если добавить к перечисленным такие острые проблемы, как этноцентризм и imposed emic, неравноправие при оказании услуг в сфере психического здоровья, расовые и этнические стереотипы тех, кто оказывает такие услуги, и прочие проблемы, то теории, политика и практика кросс-культурной психологии покажутся весьма сомнительными.
И наконец, если уж речь зашла о сомнениях, существуют возможности снизить уровень этноцентризма и ошибок вследствие предубеждений, связанных с культурой. Погружение в мир культуры способствует более взвешенному подходу к этноцентризму и к ошибкам, вызванным культурными предубеждениями. На самом деле необходимым (хотя и недостаточным) условием понимания собственных предубеждений и своей культуры является попытка осмысления иной культуры.
ГЛАВА 16
Полируя нефрит:
Некоторые предложения