Депутаты — потенциальные лидеры

Число депутатов Потенциальные лидеры Число потенциальных лидеров Доля потенциальных лидеров, %
1,4,7,8
1,4,6,7,8
1,7,8
1,4,6,7,8,10
1,4,7,8
1,4,7,8,12,13
1,4,7,8
1,4,6,7,8,10,11

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры.

2. Вычислить на доске расстояние между позициями депутатов Яв-лина и Шандова (табл. 8.2).

3. Объяснить цели и правила игры.

4. Раздать карточки (мандаты).

5. Дать студентам 10-15 минут на оценку степени близости своих позиций, выделения из своей среды лидеров, создание фракции и ее регистрацию.

6. Объявить состав фракции и ее лидера. Проверить по таблице пра­вильность расчета «расстояний» от позиции каждого депутата до позиции лидера. Выявить ошибки (если они есть).

7. Определить депутатов, позиция которых близка к позиции лиде­ра, но которые не вошли во фракцию (если они есть).

8. Объявить имена депутатов, которые были потенциальными ли­дерами.

9. Выставить и объявить студентам полученные ими баллы. Подве­сти итоги игры.

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 9;

* мандатов — 9.

2. В результате попарного сравнения студентами индивидуальных предпочтений и «политических консультаций» представлена к ре­гистрации следующая фракция (рядом с фамилией депутата ука­зано «расстояние» от его позиции до позиции лидера): Алфов (ли­дер), Маков (4), Шандов (2), Говоров (4), Примов (2), Жиров (4).

3. Проверяя представленные студентами данные с помощью седь­мого столбца табл. 8.2 (у лидера Алфова мандат номер 7), препо­даватель отметил, что фактически «расстояние» между позиция­ми лидера и депутата Шандова равно 6, а не 2. Этот депутат был исключен из фракции за подлог. Во фракции остались 5 офици­ально зарегистрированных депутатов, но этого достаточно, чтобы принять решение большинством голосов.

4. Из табл. 8.2 следует, что депутат Явлин — единомышленник Ал-фова («расстояние» между их позициями равно 4), но он не во­шел во фракцию. Избиратели Явлина не могут одобрить его без­действие, поскольку оно не способствует реализации обещаний (предпочтений) этого депутата.

5. Потенциальными лидерами в данной игре помимо Алфова были депутаты Говоров, Маков, Примов и Явлин, т. е. все зарегистри­рованные члены фракции, кроме депутата Жирова, а также депу­тат Явлин.

6. Итоги игры:

* депутат Алфов — лидер, он получает 5 баллов;

* депутаты Говоров, Жиров, Маков и Примов, официально заре­гистрированные в члены фракции лидера, — 4 балла;

* депутаты Зюгов и Рогозов не вошли во фракцию лидера по идейным соображениям и составили оппозицию — 3 балла;

* депутат Явлин потерял доверие избирателей и коллег-депута­тов, поскольку не поддержал при голосовании своих едино­мышленников, — 2 балла;

* депутат Шандов совершил подлог — 1 балл.

9. Деловая игра «Медианный избиратель»

Цели игры

1. Усвоить понятие «медианный избиратель».

2. Убедиться в справедливости теоремы о медианном избирателе.

3. Приобрести элементарные навыки создания политической партии и выработки ее программы на основе изучения обществен­ного мнения.

Понятия

Медианный избиратель — избиратель, занимающий среднюю, центри­стскую позицию по какому-либо вопросу.

Пример. Избиратели А, В, С, Д и Е считают, что доля расходов на оборону в госбюджете должна составлять соответственно 10,20,38,40 и 45%. С — медианный избиратель: число избирателей, предлагающих меньшее значение этого показателя, равно числу избирателей, предла­гающих большее значение (и тех и других— по два).

Теория

Рассмотрим ситуацию нечетного количества избирателей и двух партий. Позиция каждого избирателя и каждой партии выражает­ся каким-либо значимым социально-экономическим показателем (минимальная заработная плата, граница пенсионного возраста и т. п.).

Избиратель голосует за партию с более близкой ему позицией. «Рас­стояние» между позициями определяется как обычное расстояние между точками на оси чисел; оно равно модулю разности соответству­ющих значений рассматриваемого показателя.

Пример. Партия предлагает минимальную пенсию 2000 руб., а изби­ратель считает, что она должна быть 2300 руб. Расстояние между эти­ми позициями равно 300 руб.

Теорема о медианном избирателе: на всеобщих выборах выигрывает партия, предложившая позицию медианного избирателя.

Правила игры

1. Каждый студент выступает в роли избирателя.

2. Число участников игры должно быть нечетным. Если число при­сутствующих студентов четное, то можно считать одного студен­та-добровольца «несовершеннолетним» и «прикрепить» к друго­му студенту, играющему роль отца или матери.

3. Избирателям объявляют какой-либо значимый социальный по­казатель, который может установить государство, и предлагают записать его значение, лучшее на их взгляд.

4. Свои позиции (бюллетени) избиратели тайно друг от друга сдают преподавателю. Совокупность этих позиций составляет обще­ственное мнение.

5. Значение позиции избирателя в бюллетене должно состоять не менее чем из четырех цифр, причем без повторений. Это необхо­димо, чтобы можно было в дальнейшем упорядочить все позиции по возрастанию их значений.

Пример. Пусть рассматриваемый показатель — ставка подоход­ного налога. Нельзя указывать позицию по этому вопросу так: 15%, 20,99% или 13,5%, но можно задавать так; 17,46%, 4,321% и т. д.

6. Бюллетень, в котором позиция избирателя записана неверно (со­стоит из менее чем четырех разных цифр), считается недействи­тельным.

7. Крайние позиции (наибольшая и наименьшая) объявляются мар­гинальными. Избиратели-маргиналы получают наименьшее чис­ло баллов (согласно соответствующему «Закону»). Исключение делается для членов партии.

8. На втором этапе, после сдачи бюллетеней, создаются партии. Партию создают «рядовые» избиратели по следующим прави­лам:

* партия состоит из трех членов;

* позиция партии совпадает с позицией одного из членов (лидера);

* партия распадается, если один из членов голосует за другую

партию. Члены этой партии терпят политическое поражение.

9. Партия регистрируется после подачи заявки, в которой указаны: название партии (придумывают студенты), три фамилии избира­телей и их позиции, подписи этих избирателей и позиция партии.

10. После регистрации первых двух партий дальнейшая регистрация партий не производится.

11. После регистрации партий проводится всеобщее голосование, в котором участвуют как рядовые избиратели, так и члены партий.

12. Процедура голосования начинается с записи на доске позиций избирателей (указанных в бюллетенях) слева направо: от мини­мального к максимальному. Затем выделяются позиции партий. Позиции избирателей, расположенные ближе к позиции партии «А», отмечаются этой буквой. Соответственно позиции избирате­лей, расположенные ближе к позиции другой партии, обознача­ются буквой «В» (лучше использовать начальные буквы назва­ний партии).

13. На выборах побеждает партия, набравшая большее количество голосов избирателей (недействительные бюллетени не учитыва­ются).

14. Партия распадается, если хотя бы один ее член проголосовал за другую. Победа этой партии выгодна голосовавшим за нее изби­рателям, достигающим своей цели (в той или иной мере), но не членам партии, потерпевшим политическое фиаско.

15. Если проигравшая партия не распалась в ходе голосования, она выступает в качестве «сильной оппозиции» и сохраняет возмож­ность победы в будущем (но не в этой игре).

16. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Лидер партии, которая победила на выборах и не.

распалась после них;

* четыре балла. Рядовые члены партии, которая победила и не

распалась;

* три балла. Члены сильной оппозиции, т. е. члены проигравшей,

но не распавшейся партии;

* два балла. Рядовые избиратели, проголосовавшие за победив­шую партию;

* один балл. Рядовые избиратели, проголосовавшие за проиграв­шую партию, не маргиналы;

* ноль баллов. Члены распавшихся партий, рядовые избиратели-маргиналы, а также избиратели, сдавшие недействительные бюллетени.

Подготовка игры

1. Выбрать регулируемый социально-экономический показатель, о котором у студентов к началу занятия уже есть мнение, сформи­рована собственная позиция.

2. Заготовить бюллетени для голосования — чистые листки бу­маги.

3. Заготовить два бланка заявки на регистрацию партии (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Наши рекомендации