Структура научного знания в связях с общественностью

Научное знание о связях с общественностью включает два больших блока. Первый – это общетеоретическое знание о характере, специфике, формах развития данного управленческого процесса, второй - прикладное знание об условиях и путях решения конкретных управленческих задач. Эти два блока взаимосвязаны. Только опираясь на общетеоретические представления, можно увеличить угол зрения на происходящие события, лучше понять их внутренние тенденции, что крайне важно для выработки технологических приемов и методов, для проектирования ПР-деятельности.

Связи с общественностью требуют как теоретических знаний об управленческом процессе взаимодействия с группами общественности, так и прикладных, позволяющих вырабатывать практические рекомендации по решению конкретной управленческой задачи. Вместе они составляют своеобразный айсберг, где подводная часть - совокупность теоретических концепций, объясняющих природу, специфику этого особого типа отношений, складывающихся в социальном поле, а видимая, надводная - реализуемые в управленческой практике навыки и умения действовать в любых ситуациях, основанные на изучении практического опыта.

Знание о связях с общественностью, может быть теоретическим и конкретно-прикладным, соответственно различается и его методология. Теоретическое знание требует поиска вневременных, универсальных, инвариантных свойств. Решается эта проблема с помощью специальных теоретических методов, которые представляют собой сложные абстрактные конструкции изучаемого объекта и предназначены для извлечения такого знания об этом объекте, которое недоступно непосредственному наблюдению. Прикладное знание требует эмпирических методов.

Поскольку научное знание о связях с общественностью формируется на пересечении нескольких научных дисциплин, методология познания данного социального феномена аккумулирует в себе различные научные подходы. Кроме того, поведение групп общественности, вовлеченных в управленческий процесс, характеризуется сложностью и противоречивостью, но не всегда последовательно, что не позволяет однозначно описывать и объяснять практику менеджмента. Этим обусловлено наличие различных объяснительных схем данного социального феномена, различных теоретических методов.

Теоретические методы, позволяющие описывать и объяснять связи с общественностью, можно разделить на две группы. Первая группа методов используется, когда надо описать связи с общественностью как целостный процесс, подчеркнуть значение и роль объективных факторов в их развитии. Вторая группа методов предназначена для исследования действий общественных группировок как непосредственных участников управленческого процесса. Можно сказать, что в первом случае доминирует подход, рассматривающий связи с общественностью как объективное отношение. Во втором случае акцент делается на том, что связи с общественностью - это субъективная деятельность людей, преследующих свои цели, реализующих свои интересы, потребности, а следовательно, главное - это объяснить мотивы, толкающие их к участию в данном виде взаимодействий.

Эмпирические методы в отличие от теоретических ориентированы на получение непосредственного знания о вполне конкретном объекте внутренней или внешней среды. На первый взгляд они имеют много общего с познанием простым человеком окружающего мира. Наблюдение, интервью, опросы - со всем этим мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Однако в науке методы получения эмпирических данных - это сложные процедуры, использование которых требует соответствующих знаний, умений и навыков. Эмпирические методы принято делить на количественные («жесткие») и качественные («мягкие»). К количественным относятся: метод наблюдения, анкетный опрос, контент-анализ. К качественным - метод экспертных оценок, бихевиористский метод, работа с фокус-группами.[6]

Заключение

XX век отмечен рождением новых наук и научных дисциплин, таких как обществоведение, социология, экология. Появились новые специализации – маркетинг, предпринимательство и т.п. Для этого времени характерно и активное внедрение в общественную жизнь деятельности по связям с общественностью.

Как социальный институт современные паблик рилейшнз предлагают организациям и общественности различные пути согласования общих интересов для преодоления трений и предотвращения неразумных действий. Опытные специалисты по паблик рилейшнз способны стимулировать широкое социальное мышление, помогая руководству организаций осознать их социальную миссию в обществе. Нынешние паблик рилейшнз призваны вооружать руководителей разнообразными и глубокими знаниями о современном обществе, помогая им правильно формулировать цели и видеть перспективы развития.

Выполняя эти функции, паблик рилейшнз способствуют осознанию всеми институтами общества - государственными и общественными, политическими и хозяйственными, благотворительными и сугубо коммерческими - социальной ответственности перед обществом, нынешними и будущими поколениями людей.

Паблик рилейшнз функционируют во всех сферах жизни общества, поскольку их принципы отражают важнейшие человеческие стремления: быть всем понятными, открытыми для широкого сотрудничества в атмосфере взаимной благожелательности. В своей практической деятельности институт паблик рилейшнз как раз и формализирует эти стремления.

Правильное использование методологии и способов связей с общественностью позволяет многим предприятиям и организациям укрепить свои рыночные позиции, повысить конкурентный статус и утвердить положительный имидж в среде партнеров по бизнесу. Эффективная коммуникационная политика способствует лучшему продвижению товаров (работ, услуг), стимулирует их сбыт и обеспечивает широкую известность фирмы для различных категорий и групп общественности.

Владение методологическим инструментарием позволяет ПР-менеджеру, во-первых, постоянно расширять свои знания об управленческом процессе связей с общественностью, понимать особенности его развития, учитывать специфику поведения его участников; во-вторых, обладать навыками сбора конкретного эмпирического материала, необходимого для адекватной оценки ситуации в этой области.

Список использованной литературы

1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров/И.В. Алешина. - М.: Экмос, 2008. - 480 с.

2. Варакута, С. А. Связи с общественностью [Текст] : учебное пособие : [для студентов высших учебных заведений по специальности "Менеджмент организации", по направлению "Реклама и связи с общественностью"] / С. А. Варакута. – М. : Инфра-М, 2015. - 205, [1] с.

3. Калиберда Е.Г. Связи с общественностью в сфере экономики. - М.: Логос, 2008. - 328 с.

4. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: «Рефл-бук», 2008. - 527 с.

5. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф.Кузнецов. – 3-е изд., доп. и перер. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 302 с.

6. Фадеева, Е. Н. Связи с общественностью [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Фадеева, А. В. Сафронов, М. А. Красильникова. – М. : Юрайт, 2016. - 262, [1] с.

[1] Варакута, С. А. Связи с общественностью [Текст] : учебное пособие : [для студентов высших учебных заведений по специальности "Менеджмент организации", по направлению "Реклама и связи с общественностью"] / С. А. Варакута. – М. : Инфра-М, 2015. - 205, [1] с. – С. 6.

[2] Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: «Рефл-бук», 2008. – с.36

[3] Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров/И.В. Алешина. - М.: Экмос, 2008. - с.29

[4] Калиберда Е.Г. Связи с общественностью в сфере экономики. - М.: Логос, 2008. - с.19

[5] Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф.Кузнецов. – 3-е изд., доп. и перер. – М.: Аспект Пресс, 2009. – с.10

[6] Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф.Кузнецов. – 3-е изд., доп. и перер. – М.: Аспект Пресс, 2009. – с.11

Наши рекомендации