Обозначение целей и задач исследования
Как отмечает В. В. Краевский, «цель — это предположение о результате», при этом, «намечая логику исследования, исследователь формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута» (Краевский В. В., 1994, с. 131-132).
Цель связана с актуальностью исследования и обычно формулируется в позитивном (оптимистичном) ключе, предполагающем, что достижение цели (результат) должно обогатить психологическую науку или обеспечить решение какой-то практической проблемы.
Вот перечень возможных целей, достигаемых в психологическом исследовании:
1) провести теоретический или методологический анализ, дать
оценку чему-либо (методике, методу, теоретической модели, по
лученным эмпирическим данным и т.п.);
2) систематизировать или обобщить что-либо (эмпирические
данные, результаты теоретических построений, методы и т.п.);
3) получить новые эмпирические данные;
4) подтвердить или опровергнуть (перепроверить) что-то в ре
зультате повторения уже проведенного кем-то исследования;
5) предложить (разработать) новую теоретическую модель или
объяснительную схему;
6) обосновать новую гипотезу, поставить существенную и важ
ную проблему;
7) разработать новый метод (или конкретную методику),
предназначенную для более оптимального решения конкрет
ных исследовательских и практических задач (например, диагно
стических, корректирующих, формирующих, развивающих проф-
ориентационных задач);
8) провести конкретное исследование с выдачей практических
Рекомендаций;
9) повысить уровень информированности, сформированности
какого-то умения и т.п. (оказать позитивное воздействие на со
знание);
Ю) создать условия для повышения уровня профессиональной Рефлексии и саморазвития профконсультантов (включая и само-Развитие самого исследователя, который также может выступать в Качестве предмета исследования).
Исходя из целей, формулируются более конкретные задачи следования, которые, как уже отмечалось, служат для более целе правленного достижения цели и проверки гипотезы исследова*
В целом логика выдвижения задач в эмпири| ском исследовании следующая:
1) проведение теоретического анализа проблемы, выделе!
и обоснование ключевых понятий (понятий, представленщ
теме, предмете, в гипотезе и целях), создание основы для
пользования в дальнейшей работе ранее полученных другими!
торами результатов и выводов;
2) выделение и обоснование новых понятий, теоретиче
построений и моделей, предлагаемых автором и важных для,
нейшей организации собственно экспериментальной (исследс
тельской) части работы;
3) составление общей схемы эксперимента (определение
пов исследования, выбор экспериментальной базы и обосн^
ние выборки и т.п.);
4) выбор и обоснование методов исследования и интерпр|
ции результатов;
5) проведение исследования (обычно в тексте еще раз уте
ется, что именно исследуется);
6) анализ и обобщение полученных результатов;
7) формулирование выводов и рекомендаций на основе пс
ченных и проанализированных (осмысленных) результатов.
При формулировании целей и задач исследования следуе забывать об этической правомерности данной работы, связанн| ответственностью исследователя перед конкретными обследуед людьми, перед обществом, перед своим профессиональным! обществом, наконец, перед самим собой. В экспериментал! психологии данный вопрос еще недостаточно разработан (ис§ дователи так же, как и практики, больше ориентируются на ческие принципы», многие из которых также не являются признанными). Поэтому можно обозначить лишь некоторые ные для исследователя этические моменты: 1) приор* всегда остается право и благополучие обследуемого человека i бенно когда исследование проводится в ходе практическог шения проблем консультируемого человека), поэтому нельзя j интересов науки манипулировать сознанием испытуемого; зультаты исследования (эксперимента) должны носить ано)| ный характер, поэтому нельзя использовать в научных от дипломах и диссертациях настоящие имена и фамилии ист мых; нельзя также сообщать компрометирующие испытуел зультаты их непосредственным начальникам, родителям и 3) нельзя давать оскорбительные оценки испытуемым, а те» лее знакомить их с результатами, которые могут хоть как-т вредить им.